Методическая разработка на тему «Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театральной секции дополнительного образования»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: вокально-хоровая деятельность, вокальные упражнения, старшие дошкольники


Мир музыкального театра в культурной жизни России за последние два десятилетия обогатился немалым количеством интересных и разнообразных постановок, которые, благодаря, в т.ч., расширенным средствам массовой информации, стали всеобщим достоянием. Эти факты в совокупности способствуют возникновению повышенного интереса зрителя к искусству музыкального театра, что, в свою очередь, рождает спрос на более частое соприкосновение с данным направлением искусства. Можно заметить растущее количество театральных курсов, театральных отделений в школах искусств, секций дополнительного образования при общеобразовательных школах, театральных конкурсов и фестивалей. Но самой важной стороной данного процесса по-прежнему остается качество обучения юных дарований.

Педагогические технологии семимильными шагами прогрессируют и с каждым годом демонстрируют прорыв в своих достижениях и высокую результативность. Тем не менее, когда речь идет о специфике смежных видов деятельности, на поверхность всплывает проблема недостатка информации методического характера, что подталкивает к выработке технологий специализированного характера.

Методическая разработка на тему "Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театральной секции дополнительного образования" представляет ряд методических технологий, направленных на развитие вокально-хоровых навыков, применяемых на занятиях дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении и, следовательно, учитывает возрастные особенности детей данной возрастной категории, с одной стороны, и специфику деятельности кружка, а именно синтез музыкального и театрального - с другой.

Как известно, основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Занимательность игровой формы деятельности делает эмоционально окрашенным монотонный процесс усвоения, запоминания, повторения или закрепления информации, а также эмоциональность во время игры активизирует все психические процессы и функции ребенка. Обучая посредством игры, педагог имеет возможность в наиболее удобной и естественной для детского восприятия форме дать учебный материал. Поэтому в основе развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста лежит игровая деятельность. Это могут быть игры дидактического характера и театральные игры, требующие применения тех или иных актёрских приёмов, что образует второй компонент работы в кружке - театральную деятельность.

В методической работе выбран лишь один из аспектов многогранной деятельности дошкольников в музыкально-театральном кружке. Развитие актерского мастерства, включающего в себя воображение, эмоциональную память, технику речи и мн. др., проводится параллельно с развитием вокально-хоровых навыков, что подразумевает дополнительную, не менее важную и кропотливую работу.

Основной компонент вокально-хоровой деятельности на занятиях в кружке заключается, в первую очередь, в выработке и развитии правильного дыхания во время пения - певческого и речевого, звукоизвлечения, а также артикуляции и дикции. Весь комплекс применяемых технологий способствует не только улучшению качества исполняемого материала - и музыкального, и художественно-речевого, но и соблюдению здоровосберегающего фактора, что занимает особое место в образовательном процессе детей дошкольного возраста.

Вокально-хоровые навыки ‒ это комплекс навыков, необходимых для качественного исполнения вокального произведения в ансамбле. К вокально-хоровым навыкам относятся: дирижерский жест, певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция, ансамбль, строй. Однако учитывая специфику развития вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста, обусловленного, в том числе, проведением процесса не в специализированном образовательном учреждении, а в детском саду, вышеуказанный перечень можно ограничить и остановиться на наиболее важных и доступных, таких как: певческая установка и певческое дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция, ансамбль, интонирование (интонация в пении).

Певческая установка

Правильная певческая установка ‒ положение корпуса человека при пении, способствующая успешной вокальной работе. В работе с детьми дошкольного возраста педагог обращает внимание детей на положение корпуса и головы, которое при правильной певческой установке должно быть прямым, естественным и ненапряженным, плечи опущены, а подбородок слегка приподнят, независимо от того, поют ли дети стоя или сидя. Такая установка сможет обеспечить правильное положение звукообразующего и дыхательного аппарата. При пении сидя ноги стоят на полу, руки лежат на коленях, при пении стоя - руки свободно опущены. Правильная певческая установка организует сам процесс пения, настраивает детей на серьёзную активную работу в коллективе. Сам процесс певческой установки перед началом занятия может выступать и в качестве организационного момента. Как известно, музыкальные занятия в рамках образовательной программы в детском саду начинаются с музыкального приветствия. Занятия в музыкально-театральном кружке делятся на два ключевых компонента, первый из которых и включает в себя вокально-хоровую работу. Данный этап занятия можно разнообразить ‒ вместо музыкального приветствия начать репетицию попевкой-напоминанием о правильном положении корпуса (перед началом разминки, распевки).

Вокальный вариант напоминания (достаточно по одному на каждом занятии) о певческой установке сидя или стоя педагог исполняет выразительно, артистично.

Педагог:

1.

Чтобы нам красиво петь.
(поёт) Нужно правильно сидеть,
Спину надо не сгибать.
Прямо голову держать
Руки пусть лежат свободно
На коленях, как удобно.
Ноги ровно у ребят
На полу всегда стоят.

2.

Стоя петь мы начинаем,
Установку проверяем.
Сразу плечи расправляем
Спину ровно выпрямляем.
Голову не задираем
Руки вниз мы опускаем
Ноги ровно у ребят
На полу всегда стоят.

3.

Мы проверим спинку,
Спиночку-тростинку.
Вот она какая -
Спиночка прямая!

Развитие диафрагмального дыхания

Приобретение навыка певческого и речевого дыхания ‒ процесс довольно длительный, требующий методически верного решения поставленных задач, а постепенное формирование его сопровождается усложнением приёмов.

В большинстве случаев дети дошкольного и младшего школьного возраста во время пения берут дыхание таким образом, что их плечи поднимаются, т. е. верхней частью легких. Иначе такое дыхание называют «ключечным», когда при вдохе ключицы поднимаются, а при выдохе они опускаются. Подобное дыхание недопустимо в вокальном исполнении. Как известно, в вокальном исполнении правильным является диафрагмальное (брюшное) дыхание ‒ это тип дыхания человека, активное участие в котором принимает грудно-брюшная часть диафрагмы. Поэтому развитие вокально-хоровых навыков необходимо начинать с формирования правильного дыхания.

Для выработки правильного вдоха и выдоха в вокальном исполнении можно применить игровой приём уже на самом начальном этапе работы над дыханием. В качестве примера может послужить игра Душистые цветы для мамы. Детям предлагается представить, что они собирают на поляне цветыдля своих мам. Целью игры является, конечно же, не физические упражнения при собирании воображаемых цветов. Главная задача состоит в правильном вдыхании аромата воображаемых цветов. Чтобы исключить у детей неправильный вдох ртом, педагог предлагает детям представить, что они вдыхают аромат цветка. Особое внимание следует уделять процессу вдоха - не через рот, а только носом. Для эффективности выполняемого упражнения педагог предлагает детям закрыть глаза и сделать глубокий вдох носом, задержать вдох на секунду, затем с наслаждением выдохнуть уже через рот. Детям нравится этот процесс, многие вспоминают, как летом они собирали для своих мам цветы (на поляне, в лесу или на даче). Важно, при выполнении этого упражнения педагог всегда напоминает детям о направлении вдыхаемого воздуха - не в грудную клетку, а в брюшную полость - «надуваем животики, как шарики».

Упражнение-игра Надуваем шарик! Ставим сложенные ладошки возле губ таким образом, чтобы у губ ладошки были немного приоткрыты, - представляем себе, что надуваем шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик». Педагог обращает внимание детей, что надувать шарик надо очень осторожно, чтобы он не лопнул. У кого из детей получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, того непременно нужно похвалить, остальных подбодрить, чтобы они лучше старались. Это упражнение способствует формированию как короткого, так и глубокого вдоха.

Игра Весёлые обезьянки. Одна из любимых театральных игр детей дошкольного возраста. Цель игры заключается в развитии у детей внимания, наблюдательности, памяти, быстроты реакции, способности повторять за педагогом.

Педагог предлагает детям быть обезьянками в зоопарке, а он, в свою очередь, играет роль посетителя зоопарка. Все дети - обезьянки, сидят в «клетке» (на своих стульчиках) в зоопарке. Посетитель зоопарка (педагог) стоит перед ними в центре и делает различные движения и жесты, мимикой лица передаёт такие эмоции как удивление, радость, страх, грусть, восторг и т.п. «Обезьянки» передразнивают посетителя, в точности повторяют его жесты, движения и мимику. Через несколько занятий на роль посетителя выбираются дети по очереди. Конечно же, и здесь ставится цель: все дети очень хотят попробовать себя на роль ведущего - посетителя зоопарка, но педагог объявляет конкурс - у кого лучше всего получится «передразнивать» (копировать) педагога-посетителя, тот и будет назначен следующим на эту роль.

Данную игру, довольно часто применяемую для развития у детей актёрских способностей, можно немного усовершенствовать, чтобы (в нашем случае) можно было бы направить параллельно на развитие у детей вокально-хоровых навыков: дыхания, звукоизвлечения и т.д.

В игре Весёлые обезьянки педагог не просто показывает свои эмоции, сопровождая их ярко выраженными изменениями мимики лица, звуками (возгласом, к примеру), а старается целенаправленно демонстрировать в процессе изменения вдоха и выдоха.

Удивление педагог демонстрирует на медленном глубоком вдохе, одновременно сопровождает жестами рук - изначально держа их на поверхности верхней части живота, разводит в стороны (как будто раскрывает объятия). В процессе выдоха педагог демонстрирует эмоцию, к примеру, разочарования, сожаления или грусти, руки снова сводит в исходное положение. Такое сопровождение при помощи определённых движений рук вдоха и выдоха вызывает у детей ассоциативную параллель, что позже сможет выработать правильное диафрагмальное дыхание при пении и произнесении речевых фраз уже без помощи рук.

Работая над диафрагмальным дыханием на занятии в игровой форме без применения актёрских технологий, педагог акцентирует внимание детей на том, что их животики как воздушные шарики - «надуваются», когда мы берём дыхание, и «сдуваются», когда выдыхаем воздух.

Для выработки у детей правильного дыхания при исполнении более подвижных песен или речевых фраз, необходимо научить их брать вдох коротко, быстро, но при этом в том же объёме, что и при вдохе медленном. Для данной работы можно продолжить игру Весёлые обезьянки, но при этом выбрать эмоциональное выражение испуга. Педагог демонстрирует быстрый, но полный, глубокий вдох - дети повторяют. При неправильном повторении детьми диафрагмального вдоха педагог более детально останавливается на дыхательном процессе, объясняя юным актёрам, куда направляется взятый воздух, показывает неоднократно, как должны расширяться при этом нижние рёбра и «надуваться животик».

Для выработки выдоха (как при быстром, так и при медленном вдохе), способного распределить более продолжительное исполнение музыкальной или речевой фразы, необходимо произвести ряд различных упражнений - от простых к более сложным.

  • Для начала на выдохе детям предлагается сформировать губы в узкую трубочку и тонкой струйкой экономно выдыхать. Такой прием может быть предложен в качестве ключевого в игре «дует ветер». Следующим этапом послужит добавление звука «у» (ветер усиливается, вьюга воет). Здесь также можно устроить соревнование, чей «ветер» дольше продержится.
  • Для выработки навыка распределения выдоха на определённое количество слов, слогов, детям предлагается после быстрого вдоха выдохнуть на твёрдой атаке («выстрелить») трижды через твёрдый звук «п» (варьируем: «пух», «пыж»), затем задача усложняется - взятый вдох необходимо распределить на четыре (пять, шесть) выдоха на предлагаемом звуке. Здесь можно поиграть в «Эхо»:

Педагог: Жил на свете Вини-Пух

Дети: ….пух, пух, пух….

Педагог: Не репейник, не лопух

Дети: … пух, пух, пух….*

_____________

* Данное двустишие - отрывок стихотворения - предлагается как пример. Можно подобрать другой текст в рифму в зависимости от поставленной задачи - на каком слоге будет произноситься «эхо».

Упражнения на развитие артикуляции и дикции

Дикция как основополагающая часть в формировании не только будущих актёров, но и представителей другого направления искусства (и не только), связанного со словом (вокалисты, дикторы, радио-, телеведущие и т.д.), играет особую роль в дошкольном возрасте детей. Чёткое произнесение текста актёрской роли или исполнение вокальной партии в театральной постановке должны иметь первостепенную значимость на занятиях в музыкально-театральном кружке. Поэтому данной стороне уделяется немало времени, а разнообразие применяемых методических приёмов на занятии способствует повышению результативности.

Дикция - это чёткое, понятное произношение слов, которое достигается при правильной работе артикуляционного аппарата (губы, язык, мышцы лица, которые работают при разговоре). Понятие дикции включает в себя три компонента:

  • Правильная артикуляция - заключается в соответствии положения органов артикуляции правильному звукообразованию. При нарушенной артикуляции возникают дефекты речи - дикции, что чаще всего приводит к обращению за помощью к логопеду.
  • Отчетливая артикуляция - точное произнесение отдельных звуков в составе слова. Наличие данного компонента определяет разборчивость речи и правильность её восприятия окружающими. Здесь следует отметить, что уровень чёткости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата.
  • Манера (индивидуальная) произнесения - манера, присущая каждому человеку, которая заключается в выговаривании отдельных слов, соблюдении темпа речи, продлении или редуцировании (сокращении) слогов. Для выработки правильной дикции выжным является необходимость соблюдения нормативной манеры произношения и исключения индивидуальных особенностей проговаривания слов.

Причинами плохой дикции у детей могут послужить как биологический фактор (патогенные изменения в период внутриутробного развития, тяжелые инфекции, травмы; генетическая предрасположенность), так и социальный (психологический: закомплексованность, проблемы в общении с окружающими, неуверенность в себе).

Наиболее распространённым приёмом в развитии дикции является артикуляционная разминка, которая проводится до этапа упражнений на развитие дикции. Из всех упражнений разминки следует выделить лишь те*, которые будут доступны для выполнения (физического и осмысленного) детьми дошкольного возраста, поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Все упражнения в обязательном порядке демонстрируются педагогом, который поясняет, уточняет правильность их выполнения.

_______________

* Также следует учесть дозирование времени для выполнения представленных упражнений. Взрослые вполне могут и выполняют, к примеру, первое из них до 10 минут; во втором упражнении взрослым рекомендуется не менее 20 вращений языком. Детям дошкольного возраста сложно выполнять данные упражнения в таком объёме, поэтому следует тщательно продумывать дозирование при выполнении каждого из представленных упражнений.

1. Языком необходимо дотронуться поочередно к каждой щеке на протяжении 1 минут.

2. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 10 вращений.

Для данной разминки детям предлагается представить, что они взяли конфету, но она оказалась волшебной, и не хочет, чтобы её проглотили. «Сказочная конфета» пытается вырваться из закрытого рта и упирается в щёки, губы, но наша задача не открывать рот, чтобы конфета не выскочила. Для детей такая игра забавна, и, хотя им весело и игра вызывает у них смех, они всё-таки стараются выполнить задачу ‒ не выпустить конфету наружу.

3. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (4-6 кругов), затем против часовой стрелки также.

Здесь детям предлагается языком нарисовать в воздухе круг. Педагог следит за правильностью выполнения упражнения, не забывая похвалить детей.

4. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение примерно 1 минуты.

Данное упражнение можно применить в рамках проведения игры Весёлые обезьянки, сопровождая,к примеру,положение губ «в трубочку» эмоциональным выражением «сердитости» или «обиды»:

Тучка-тучка рассердилась,
Дождик капает - кап-кап.

Когда педагог произносит следующую фразу, положение губ меняется - дети широко улыбаются:

Выглянуло солнышко, тучку приласкало.
Улыбнулась тучка солнышку в ответ.

Элементы игры повторяются 3-4 раза.

Для того чтобы дети чётко и точно выполнили упражнение, необходимо, чтобы педагог продемонстрировал на личном примере каждый элемент, в дальнейшем дети самостоятельно будут выполнять его, т. к. педагог будет произносить сопровождающие игру двустишия.

5. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения - около одной минуты.

Предложенное ранее упражнение, где дети рисовали в воздухе круг языком, можно применить и здесь - дети рисуют круг губами, сформированными трубочкой.

6. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение 1-2 минут.

7. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки - делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.

Игра Отгони комарика усложняется тем, что комарика, севшего на нос, затем на щеку, нужно отогнать с лица без помощи рук. Дети прячут руки за спину, по команде педагога «комарик сел на нос», дети пытаются его отогнать, двигая в разные стороны нос. Затем комарик сел на щеку - дети без помощи рук пытаются отогнать комарика с одной щеки, затем с другой.

Приведённые выше примеры упражнений артикуляционной разминки на практике нередко вызывают смех у детей. Они воспринимают предложение высунуть язык, к примеру, как разрешение побаловаться. Если же предложить эту разминку в игровой форме, поведение детей заметно отличается, преследуется определённая цель, сопровождающаяся заинтересованностью детей в правильном выполнении упражнения.

После артикуляционной разминки целесообразно приступить к упражнениям для развития дикции.

Как известно, зачастую некоторые дети более или менее продолжительное время не могут хорошо и четко произносить некоторые согласные: «р», «ш», «ч» и др. С такими детьми чаще всего занимаются специалисты (логопеды, дефектологи) на специальных занятиях в детском саду либо вне стен образовательного учреждения. Подобного рода временные физиологические трудности не должны препятствовать развитию актёрских, музыкальных способностей у детей.

В игре Обезьянки в зоопарке можно заменить «обезьянок» на «тигрят». Задача тигрят заключается в грозном рычании в определённые моменты.

Педагог (посетитель зоопарка):

Пришел я как-то в зоопарк
И что я вижу? - в клетке
Сидят семь* маленьких тигрят
И грозно на людей рычат

_______________

* Пять, восемь и т.д. - в зависимости от количества детей на занятии.

Дети (грозно рычат): рррррррррррр……

Педагог:

Я испугался и бегом -
Бегом из зоопарка
А семь маленьких тигрят
Вдогонку так же мне рычат.

Дети: рррррррррр……..

Следует отметить, что не все дети в возрасте 5-6 лет могут выговаривать чёткое «р», тем более продолжительное время, многие из них только начинают проявлять первые попытки озвучить данный сонорный согласный. Поэтому важно понимать и учитывать этот момент в работе. Воспитанникам, которым сложно даётся произнесение продолжительного «р», предлагается произвести несколько коротких «р» с определённым временным интервалом.

Продолжая работу над дикцией, на занятиях в музыкально-театральном кружке, следует не забывать и о скороговорках и чистоговорках. Однако здесь, на начальном этапе, можно исключить главное назначение скороговорок - скорое произнесение текста. Наиболее важным является чёткое их проговаривание, т.е. нас больше интересуют чистоговорки. Так как мы находимся в процессе актёрского развития, некоторые* скороговорки-чистоговорки мы можем инсценировать, то есть произносить текст в одновременном действии. Дети быстрее их запоминают, таким образом, а сам процесс произнесения слов в инсценировке становится более увлекательным.

_______________

* Не все скороговорки возможно инсценировать, поэтому в театрализованном действии используем лишь некоторые.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Выбираются двое детей - один Карл, другой Клара (как правило, выбираем мальчика и девочку). Каждый говорит свою строчку.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Здесь можно выбрать четырёх детей - каждый говорит по строчке - выразительно, как будто рассказывают зрителю историю. Потом четверостишие предлагается двоим (по две строчки каждому).

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку - цап!

Так же, как в исполнении предыдущей скороговорки.

- Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои.

Этот текст можно предложить двоим чтецам.

От топота копыт пыль по полю летит.
Пыль по полю летит от топота копыт.

Данную скороговорку можно распределить на две команды детей. Первая половина группы говорит первую строчку, вторая ей как бы отвечает, произнося вторую строчку скороговорки.

Звукообразование

После артикуляционной разминки и дикционных упражнений на занятии можно приступать к вокальным упражнениям - распевкам. Развитие у детей звукообразования происходит постепенно, важно при этом прорабатывать каждый шаг введения на занятии упражнений от самых простых к наиболее сложным. На начальном этапе развития звукообразования у детей целесообразно вводить распевки на одном звуке:

  • На звуке ре1* исполняем слог «лё» трижды на legato. Непременно педагог поясняет детям, что звук «льётся» словно ручеёк, протягивается на одном выдохе после взятия глубокого вдоха. После освоения звукообразования на слоге «лё» можно вводить слоги «ли», «ля». Но самым важным моментом является соблюдение округлой формы губ - приближая к первоначальному «лё», близкому к «о» («лё» → [льо]; «ли» → [льы]; «ля» → [льа]). Педагог показывает детям правильное положение губ, форму рта, приближенную по форме к «О», опущенную нижнюю челюсть. Также педагог демонстрирует неправильное положение артикуляционного аппарата - растянутые вширь губы (на звуке «и»), широкое открытое «а» и т.д. - чтобы дети смогли увидеть и понять разницу правильного исполнения от неправильного. Чаще всего педагоги показывают неправильное пение звуков «и» («ли», «ми» и др.) утрированно, чересчур расширяя губы, добавляя гнусавое звучание, дети, как правило, смеются, однако учитель подчёркивает, что именно такое звучание слышится от детей, когда они неправильно формируют артикуляционный аппарат.

_________________

* Здесь и далее ре1 , ми1 - цифрами обозначаются ноты первой октавы (теория музыки).

  • На следующем этапе можно выбранный слог пропевать трижды но уже не на одной звуковой высоте. Для начала выбирается поступенное движение вверх и вниз: ре1-ми1-ре1 ‒ соответственно на одном слоге (выбирается один слог: «лё», «ля» либо «ли»). Через 2-3 занятия можно эту же распевку исполнить в диапозоне трёх поступенно взятых звуков в восходящем и нисходящем движении: ре1-ми1-фа1-ми1-ре1.
  • После закрепления правильного исполнения вышеуказанных распевок на legato можно постепенно ввести штрих staccato. Зачастую детям непонятно положение языка при пении на staccatoи сам процесс работы органа. Некоторые вываливают язык наружу, другие отталкивают язык от верхней губы, можно долго перечислять практический результат восприятия детей исполнения данного штриха.

Для правильного выполнения штриха staccato, педагог может привести в качестве примера отталкивание мячика от пола. Дети часто играют с мячом, ударяя его о пол, видят, как он отскакивает после удара. Проведя небольшую беседу о мячике, педагог показывает на собственном примере, где находится кончик языка (отталкивается от верхнего нёба, очень близко к зубам - можно сказать даже, на стыке нёба и зубов). В дальнейшем на занятии, при необходимости исполнения на штрихе staccato, педагог лишь напоминает фразу «языки как мячики», дети тут же «переключаются» и формируют правильное положение языка.

Постепенно на подготовительном этапе занятия (упражнения, распевки) вводятся распевки в большем звуковысотном диапазоне и на разнообразные слоги:

  • «ми-мэ-ма-мо-му» на одном звуке* (берётся удобная тесситура для детей 5-7 лет - в диапазоне ре1-соль1);
  • «би-бэ-ба-бо-бу» - выполняются те же задачи, что и при распевке на «ми-мэ-ма-мо-му»;
  • «бри-брэ-бра-бро-бру» - так же.

____________

* Гармоническая последовательность для фортепианного сопровождения распевки: Т-T-S64-s64-T.

Одним из важнейших и одновременно сложнейших компонентов вокальной работы с детьми дошкольного возраста является развитие у них правильного интонирования музыкального материала ‒ точного воспроизведения мелодии разучиваемых песен. В первую очередь, чистота певческой интонации зависит от степени развития музыкального слуха, а также степени развития певческих навыков в целом.

Работу в данном направлении следует начинать с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одной из причин неточного интонирования мелодии - неудобный регистр, тесситура. В таких случаях выбранную для разучивания песню следует транспонировать в удобную для детей данного возраста тональность.

Работа в музыкально-театральном кружке организована таким образом, что выбираемые театральные постановки не придерживаются каких-либо установленных рамок общей образовательной программы дошкольного воспитания. Безусловно, репертуар подбирается преимущественно по интересам и возрастным возможностям дошкольников. Однако, не всегда выбранная сказка является музыкальной или хотя бы частично содержит музыкальный материал. Поэтому, весь накопленный ранее педагогический опыт можно использовать для создания своего собственного музыкального компонента сказки. Творческий процесс педагога как композитора ответственен, требующий от него высокого профессионализма и индивидуального подхода в осуществлении задуманного, т.к. при создании вокального материала, педагог, зная вокальные возможности своих воспитанников, будет ориентироваться именно на их индивидуальные способности.

В заключение хотелось бы добавить, что работа в музыкально-театральном кружке, обусловленная, в первую очередь, синтезом двух, по сути, разных видов деятельности, а также ограничениями возрастных возможностей детей-дошкольников в осуществлении ряда задач для достижения максимально положительного результата, тем не менее, интересна, наполнена творческим процессом воплощения идей, разнообразием методических действий и только благоприятными эмоциями как в самом процессе деятельности, так и от финального итога.

Игровая деятельность дошкольников в художественно-творческом ракурсе создаёт положительный эмоциональный настрой, стимулирует развитие творческих способностей у детей. Художественно-дидактические игры способствуют развитию образного и логического мышления, наблюдательности, памяти, в том числе музыкальной, являются эффективным средством усвоения знаний, умений и навыков и занимают одну из важнейших ниш в комплексе педагогических технологий в дошкольном образовательном процессе.

Список использованной литературы

  1. Боровик, Т.А. О ритмодекламации. Т.А.Боровик. // Музыкальный руководитель. - 2004. - № 5.
  2. Клюева Е.В, Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении. Худ. Образование в России. - Арзамас, 2002.
  3. Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И.Лопухина. - СПб., 1997. - 119 с.
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, № 2.
  6. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. А.Д.Войнова. Москва - 1960.
  7. Учите детей петь / под ред. Т.М.Орловой, С.И.Бекина. - М.: Просвещение, 1978.