«Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Проблема воспитания духовности через приобщение к традиционной праздничной культуре русского народа растущего поколения, всегда была актуальной. Воспитание духовности - это формирование ценностного отношения к жизни и культуре русского народа, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В дошкольном возрасте закладываются основы народных методов воспитания; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным приобщение к народной культуре, нравственного и эстетического воспитания.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Поэтому главной целью моей работы является формирование познавательного интереса о специфике базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Тип проекта: творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста, музыкальный руководитель, родители и воспитатели.
Этапы проекта:
Первый этап. Организационный (подготовительный):
- определение цели и задач проекта, составление плана реализации проекта;
- подбор нотного и литературного материала (песен, скороговорок, упражнений для распевания, стихотворений, игр, танцевальных движений) для заучивания;
- сбор фотоматериала по проекту.
Второй этап. Практический (реализация проекта). Погружение в тему проекта:
- традиционные народные праздники и досуги;
- знакомство с танцевальной культурой «Кадриль», «Прялица», «Во кузнице», «Танец Ангелов», вокально-хоровой работой;
- слушание и просмотр выступлений хоровых и танцевальных коллективов;
- разучивание с детьми народных песен, русских народных игр и танцев;
- разработка праздников и концертов совместно с родителями и педагогами.
Третий этап. Заключительный (результат проекта):
- выступление на фестивале «Рождественская сказка»,
- проведение календарных праздников и досугов совместно с родителями;
- выступление на фестивале «Звёздочки Победы», «Соловушка»
- выступление на фестивале в рамках духовной музыки «Подснежник»
Цель: формирование познавательного интереса, представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей, базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
- знакомство детей с различными формами культуры;
- воспитывать отзывчивость на красоту природы и народного искусства;
- поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
- содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
- формирование нравственно-патриотических чувств;
- развитие художественно-творческой активности детей;
- создать условия для формирования уклада жизни детей в ДОУ на основе базовых национальных ценностей;
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к краю, к её народной культуре и людям, создающим её.
Идея моего проекта была отображена в работе с детьми во всех видах музыкальной деятельности: приветствие, распевках, слушание музыки, пение, пальчиковые игры, музыкально-ритмические движения, театрализованная деятельность, народные игры, русские народные танцы.
Осенняя ярмарка
Ярмарка - веселый день!
И тому, кому не лень.
Веселятся, не горюют,
Танцы разные танцуют!
Культурно-досуговая деятельность: развлечение для всех возрастных групп. Проводится беседа, в которой дети становятся участниками праздничных традиций и обычаев русского народа.
Осенины - это осени именины
Дети из беседы узнали о осеннем празднике, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучили песни, пляски, загадки, русские народные игры.
Праздник - Покров
«На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».
Дети и родителей познакомились с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильма.
Кузьминки - по осени поминки
Праздник этот назван в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна - покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур. ... О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: "Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать".
Дети принимали активное участие в инсценировках народных игр, театрализованных сценках, народных танцах.
Духовно-нравственное воспитание отражается в активном участии в «Рождественских чтениях». Вместе с родителями дети изготовляют рождественские поделки. Так же родители проявили желание в приобретении костюмов для танца «Ангелов».
Святки - колядки
Особенностью проекта является приобщение детей к духовности. С детьми веду беседы о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомлю детей с рождественскими песнями. Создаю игровые миниатюры.
Фольклорный праздник Масленица
Отличительной особенностью этого праздника является приобщение детей и их родителей к творческой деятельности, к совместному проведению.
Мой проект направлен на то, чтобы наши дети хорошо знали традиции национальной культуры, осознавали, понимали и активно участвовали в возрождении духовной нравственности.
Самореализовать себя как личность, любить свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы и творчества.
Сейчас встаёт острая необходимость возрождения национальной памяти. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.Литература
- «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традициям праздничной культуре русского народа» Г.А.Антонова; О.М.Ельцова; Н.Н.Николаева;
- «Как у наших у ворот» русские народные песни в детском саду - И.Каплунова; И.Новоскольцева;
- «Приобщение детей к истокам русской народной праздничной культуры» О.Л.Князева;
- «Истоки», «Наследие», «Детский музыкальный фольклор» Л.И.Мельниковой, А.Н.Зиминой;
- Методическое пособие «Народные праздники в детском саду» М.Б.Зацепиной;
- Методические разработки «Отечественные традиции», «Земледельческий календарь» Н.А.Бондаревой.
Сайты