Цель: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать.
Задачи:
- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- способствовать накоплению у детей представлений о некоторых свойствах воздуха;
- развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес, любознательность, умение делать выводы;
- обогащать словарный запас.
Оборудование: фартук, воздушный шарик, мел, камень, резиновая игрушка, баночки с водой, картонка ½ А4, одноразовая трубочка, бабочка из бумаги.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Ребята, вы знаете кто такие исследователи?
- А что можно исследовать?
- Исследовать можно все вокруг: химики исследуют молекулы, микробы; биологи - растения и животных. А мы сегодня на занятии, тоже станем исследователями загадочного и невидимого воздуха.
II. Основная часть занятия
- Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду: в помещении, на улице, в игрушке, в любой малюсенькой дырочке, в воде, в земле, в живых организмах.
Воспитатель смотрит в разные стороны и задумывается.
- Ребята, а я не вижу воздуха… Где он? Вы его видите?
- Правильно, воздух невидимый, бесцветный, прозрачный - это наш первый вывод.
- На столе у вас камешек, сожмите его в один кулачок, а в другой воздух. Какой он на ощупь камень? А получилось взять и сжать воздух?
Давайте сделаем второй вывод: воздух - не твёрдое тело. Это газ.
- Можем мы определить вкус воздуха и его запах?
Вывод третий: он без вкуса и без запаха.
- Что же мы узнали? Воздух - не твёрдое тело и не жидкое. Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, без вкуса и запаха.
III. Физминутка
«Ветерок»
Сидя за столом, перед ребенком лежит бабочка. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
IV. Опыт
- Сейчас мы как настоящие исследователи попробуем провести опыты.
Опыт № 1
- Мы сказали с вами, что воздух не видим, но как его обнаружить? Мы сейчас с вами это сделаем. Надуем шарик. Какой он стал? Почему он стал таким круглым, объемным? Правильно, он наполнился воздухом, хоть мы его и не видим. А теперь сдуем шарик. Мы ощущаем сильный ветерок-это выходит воздух, чувствуем движение воздуха.
Опыт № 2
- Теперь мы возьмем резиновую игрушку, мел и камень. Бросаем в стаканчики с водой. Резиновая игрушка не утонула, камень утонул, а из мела выходят пузырьки. Почему? У резиновой игрушки внутри воздух, у камня нет воздуха, у мела выходит воздух в виде пузырьков.
Опыт № 3
- Возьмем стаканчик с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете? Пузырьки - это воздух. Почему они образовываются и поднимаются на поверхность? (воздух легче воды). Те же пузырьки воздуха вы можете увидеть в газированной воде.
Опыт № 4
- Последний опыт. Положите руку на грудную клетку. При дыхании она поднимается - это значит, что внутри легкие расширились и наполнились воздухом. Теперь выдыхаем воздух - легкие сжались. Легкие - это орган, с помощью которых мы дышим.
- Без дыхания можем жить?
- Очень важно, ребята, чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистый, от этого зависит здоровье организма.
V. Итог
- Воздух окружает нас везде?
- Воздухом дышат люди и животные?
- Воздух прозрачный, мы его не видим?
- Человек может жить без воздуха?
- Воздух не имеет цвета?
- Воздух тяжелее воды?
- Наша исследовательская миссия подошла к концу. Что мы сегодня с вами узнали о воздухе? Что вам понравилось? Молодцы, вы сегодня были внимательные, наблюдательные, как настоящие ученые!