План-конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Загадочный воздух»

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, свойства воздуха, воздух


Цель: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать.

Задачи:

  • учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  • способствовать накоплению у детей представлений о некоторых свойствах воздуха;
  • развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес, любознательность, умение делать выводы;
  • обогащать словарный запас.

Оборудование: фартук, воздушный шарик, мел, камень, резиновая игрушка, баночки с водой, картонка ½ А4, одноразовая трубочка, бабочка из бумаги.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Ребята, вы знаете кто такие исследователи?

- А что можно исследовать?

- Исследовать можно все вокруг: химики исследуют молекулы, микробы; биологи - растения и животных. А мы сегодня на занятии, тоже станем исследователями загадочного и невидимого воздуха.

II. Основная часть занятия

- Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду: в помещении, на улице, в игрушке, в любой малюсенькой дырочке, в воде, в земле, в живых организмах.

Воспитатель смотрит в разные стороны и задумывается.

- Ребята, а я не вижу воздуха… Где он? Вы его видите?

- Правильно, воздух невидимый, бесцветный, прозрачный - это наш первый вывод.

- На столе у вас камешек, сожмите его в один кулачок, а в другой воздух. Какой он на ощупь камень? А получилось взять и сжать воздух?

Давайте сделаем второй вывод: воздух - не твёрдое тело. Это газ.

- Можем мы определить вкус воздуха и его запах?

Вывод третий: он без вкуса и без запаха.

- Что же мы узнали? Воздух - не твёрдое тело и не жидкое. Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, без вкуса и запаха.

III. Физминутка

«Ветерок»

Сидя за столом, перед ребенком лежит бабочка. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

IV. Опыт

- Сейчас мы как настоящие исследователи попробуем провести опыты.

Опыт № 1

- Мы сказали с вами, что воздух не видим, но как его обнаружить? Мы сейчас с вами это сделаем. Надуем шарик. Какой он стал? Почему он стал таким круглым, объемным? Правильно, он наполнился воздухом, хоть мы его и не видим. А теперь сдуем шарик. Мы ощущаем сильный ветерок-это выходит воздух, чувствуем движение воздуха.

Опыт № 2

- Теперь мы возьмем резиновую игрушку, мел и камень. Бросаем в стаканчики с водой. Резиновая игрушка не утонула, камень утонул, а из мела выходят пузырьки. Почему? У резиновой игрушки внутри воздух, у камня нет воздуха, у мела выходит воздух в виде пузырьков.

Опыт № 3

- Возьмем стаканчик с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете? Пузырьки - это воздух. Почему они образовываются и поднимаются на поверхность? (воздух легче воды). Те же пузырьки воздуха вы можете увидеть в газированной воде.

Опыт № 4

- Последний опыт. Положите руку на грудную клетку. При дыхании она поднимается - это значит, что внутри легкие расширились и наполнились воздухом. Теперь выдыхаем воздух - легкие сжались. Легкие - это орган, с помощью которых мы дышим.

- Без дыхания можем жить?

- Очень важно, ребята, чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистый, от этого зависит здоровье организма.

V. Итог

- Воздух окружает нас везде?

- Воздухом дышат люди и животные?

- Воздух прозрачный, мы его не видим?

- Человек может жить без воздуха?

- Воздух не имеет цвета?

- Воздух тяжелее воды?

- Наша исследовательская миссия подошла к концу. Что мы сегодня с вами узнали о воздухе? Что вам понравилось? Молодцы, вы сегодня были внимательные, наблюдательные, как настоящие ученые!