Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Согласно исследованиям ученых, под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Актуальность формирования элементарных математических представлений отображена во ФГОС ДО, в котором обозначены перспективы полноценного развития личности дошкольника, в том числе и познавательного: освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий; развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствами и отношениях. Отмечается необходимость формирования у детей «представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания».
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ No1028 от 25.11.2022г, в области познавательного развития (пункт 19), в задачах по формированию математических представлений у старших дошкольников основной акцент делается на то, чтобы дети умели применять полученные математические знания для познания окружающего мира на практике.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра, способствующая постепенному переносу интереса и увлечённости с игровой на учебную деятельность. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
А.К.Бондаренко в своих исследованиях отмечает, что все дидактические игры в дошкольной педагогике можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Игры с предметами, включающие игрушки, реальные предметы и природные объекты, позволяют решать различные воспитательно-образовательные задачи: по расширению и углублению знаний дошкольников; по развитию интеллектуальных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, различение, обобщение); по совершенствованию речи (умению называть предметы и действия с ними, качества предметов, их назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи); по воспитанию произвольности поведения, памяти, внимания.
В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли. Игры-инсценировки предназначены для развития представлений о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях, нормах поведения.
С помощью настольно-печатных игр, имеющих самое разнообразное содержание, оформление и обучающие задачи, можно уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать логическое мышление, сосредоточенность и внимание.
При помощи словесных игр можно создавать необходимый эмоциональный настрой, в них совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции и чувство юмора. В словесных играх процесс решения обучающей задачи реализуется без опоры на наглядность - в мыслительном плане, на основе представлений.
Дидактическая игра имеет свою структуру, состоящую из нескольких компонентов. Обязательными элементами дидактической игры являются: обучающая или воспитывающая задача (дидактическая задача), игровые действия и правила.
Обучающая (дидактическая) задача является основным элементом дидактической игры, которому подчинены все остальные. Определяя обучающую задачу, прежде всего, необходимо иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться и закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать средствами данной игры.
Игровые действия - это способы проявления активности ребёнка в игровых целях. Развивающий эффект игры напрямую зависит от того, насколько разнообразные и содержательные действия приходится выполнять ребёнку.
Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Основная цель правил - организовать действия, поведение детей.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет выполняемые детьми игровые действия, а правила предписывают порядок и условия осуществления игровых действий и решения задачи. Важно, чтобы в игре сочетались активные движения и действия с умственной задачей.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игры и игровые упражнения: игры с цифрами и числами; игры путешествия во времени; игры на ориентировку в пространстве; игры с геометрическими фигурами и игры на логическое мышление.
Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений требует отслеживания интереса детей в игре на протяжении всего занятия. Если присутствует интерес к игре, то дети занимаются с большим удовольствием, что, безусловно, благоприятно влияет и на усвоение детьми необходимых математических знаний.
Отбирая дидактические игры с математическим содержанием, педагогу следует продумывать какие программные задачи будут решаться с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, придерживаясь ее структурных компонентов.
Математическая составляющая в содержании игры всегда выдвигается на первый план. Только в этом случае игра будет выполнять свою роль в своем предназначении, а именно способствовать математическому развитию детей и воспитанию интереса к математике.
Таким образом, дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она проявляет себя как игровой метод обучения детей, форма обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего формирования личности ребенка, а также является средством формирования познавательной активности детей дошкольного возраста и математических представлений.
Применение дидактических игр делает педагогический процесс более эффективным, кроме того, они способствуют развитию мышления и памяти у детей, оказывая влияние на умственное развитие ребенка. Обучая и развивая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр переходила в радость от учения, вырабатывалось положительное отношение к образованию.