Кризисы развития детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие неизбежно сопровождается кризисами - периодами обострения противоречий, ведущим к качественным изменениям психики.

Что же такое кризис?

Кризис - это время повышенной пластичности, гибкости психики, её податливости к различным воздействиям. Период как больших возможностей, так и повышенного риска. В периоды,когда поведение ребенка становится более проблемными, он острее реагирует на любые воздействия взрослых, хотя, и не всегда именно так, как те ожидают. Чаще всего те,кто занимается воспитанием, при возникновении каких-либо сложностей пытаются усилить свои воздействия, прибегая к более жестким мерам. Однако для ребенка они могут оказаться чрезмерными и вызвать не исправление поведения, а наоборот, протест или своеобразную внутреннюю "отгороженность". Выглядит так, как будто ребенок, присутствуя физически, внутренне находится в каком-то другом мире, не понимая, что взрослые пытаются ему донести.

Взросление всегда проходит через периоды повышенной неустойчивости, когда окружающим становится труднее взаимодействовать с ребенком, да и сам он испытывает напряжение, дискомфорт.

Кризисы развития,как правило, включают в себя две фазы.

  1. Деструктивная.
  2. Конструктивная.

В деструктивной фазе происходит распад тех особенностей психики и форм регуляции поведения,которые сложились ранее. В эти периоды наиболее ярко проявляются обострения противоречий, поведение детей обычно характеризуется как "проблемное". Хотя такая фаза кризиса вполне естественна - ведь, чтобы выстроить что-то новое, сначала нужно подготовить "площадку для стройки".

В первой фазе любого кризиса развитие происходит именно "разрушение мира": отказ от сложившихся ранее способов восприятия действительности и форм регуляции своего поведения. Что и воспринимается взрослыми как проблемность ребенка.

Конструктивная. На этой фазе выстраиваются новые, более совершенные способы познания мира и регуляции поведения. "Мы наш, мы новый мир построим..."

Суть кризиса именно в этой фразе! Взрослеющий человек,обретает такие качества, которые позволят ему более совершенно ориентироваться в мире.

В целом при благополучном ходе развития итоги кризиса бывают положительными. Ребенок переходит на новый уровень возможностей психики. Если же взросление проходит очень гладко, не сопровождается периодами обострения противоречий, проблемности поведения родителям, конечно, с таким ребенком удобно, но это не гарантирует, что развитие идет благополучно. Возможен, конечно, вариант, что оно действительно проходит очень гладко и при этом интенсивно, но чаще встречается другая ситуация: темпы такого бескризисного развития оказывается ниже, чем у тех, у кого оно не столь ровное.

Развитие не сводится к количественному росту, оно сопровождается качественными изменениями способов восприятия мира и регуляции поведения. Ребенок - не уменьшенная копия взрослого, а весьма оригинальное существо, которому присущи отличные от привычных нам, качественно иные способы восприятия окружающей действительности. Не нужно требовать от детей того, к чему они еще не способны в силу своих возрастных особенностей.