Доклад на тему «Совершенствование работы с одаренными детьми путем привлечения их к активной проектной и исследовательской деятельности»

Разделы: Физика

Ключевые слова: проектная деятельность, одаренные дети


«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли, и требующий к себе огромного внимания». (В.А.Сухомлинский)

Многие годы отечественная школа уделяла больше внимания отстающему ученику. Но жизнь не стоит на месте. В связи с изменением общества меняются требования к школьному образованию. Современному обществу необходимы люди, которые обладают ключевыми компетенциями, находят выход из нестандартных ситуаций. Поэтому сегодня проблема работы с одаренными детьми очень актуальна.

Какие формы я применяю при организации работы с одаренными детьми

Внеклассная работа над проектом или научно-исследовательская деятельность.

Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие интеллектуальные потребности одаренного ребенка, исследовать именно ту проблему, которая в данный момент интересует. При этом ученик в процессе самостоятельного поиска решения проблемы познает саму структуру научного познания, что является важным этапом формирования научного мировоззрения.

Работа по подготовке к олимпиадам (поурочная, индивидуальные домашние задания, дополнительные занятия)

Участие в олимпиадах позволяет одаренному ученику раскрыть свои способности. Подготовка к олимпиадам предполагает целенаправленное управление познавательной деятельностью отдельных учащихся. Я продумываю систему вопросов, задач, домашних экспериментальных заданий, решение которых возможно с опорой на зону ближайшего развития ученика. Подобные задачи ученики получают индивидуально на различных этапах урока, и в качестве домашней работы. Также я провожу дополнительные занятия, на которых мы разбираем задачи физических олимпиад прошлых лет. На такие занятия приглашаются учащиеся разных возрастов. Организовывать деятельность учащихся на таких занятиях целесообразно в форме мозгового штурма, создавая атмосферу конкуренции, соперничества между группами и сотрудничества в группах.

Нетрадиционные уроки (викторины, конференции, ролевые игры)

Проблема мотивации к обучению одаренных учеников успешно решается на нетрадиционных, нестандартных уроках. Поскольку для таких детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, то они в полной мере могут раскрыть свой потенциал, участвуя в конференции, играя понравившуюся роль и др.

Организовывая свою деятельность на уроках физики для работы с одарёнными детьми всегда предусматриваю:

а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

б) создание системы развивающего образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

г) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

В результате были сформированы принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на уроках физики:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности,
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя,
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

«Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Одаренный ребенок - это особенный ребёнок, любознательный, энергичный. У такого ребёнка хорошо развита речь, он обладает большим словарным запасом, ему интересно буквально всё. Одаренные дети - это дети с более высоким уровнем мотивации к собственному интеллектуальному и духовному развитию, они умеют осознанно ставить перед собой определённые цели и делают все возможное, чтобы реализовать их. Любой учитель, много лет проработавший в школе, не один раз мог наблюдать, что далеко не все «подающие надежду» дети, к которым традиционно относят детей с высокими интеллектуальными способностями, приносят те самые прекрасные плоды, о которых писал К. Юнг. Именно поэтому в последние десятилетия взоры исследователей обращаются к изучению мотивационно - личностных предпосылок развития одаренности и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению.

Какие мотивационно-личностные особенности ребенка способствуют или, напротив, препятствуют развитию его одаренности? Какие условия необходимы для становления значимых для развития одаренности личностных качеств? Что может, а чего не может сделать учитель для развития одаренности ребенка? Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся.

Новые стандарты образования внесли значительные изменения в структуру и содержание, цели и задачи образования, сместили акценты с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и ее главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность максимально способствуют формированию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами.

Актуальность проектной и исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Для начала определимся с терминологией.

Исследовательская деятельность направлена на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Исследование обычно включает: теоретический анализ литературы и интернет-сайтов по данному вопросу, наблюдение явления (процесса) или воспроизведение его в лабораторных условиях, анализ каких-либо характеристик явления (составление таблиц, построение графиков и так далее), анализ результатов и формулирование выводов.

Проектная деятельность направлена на поиск и решение задач на основе использования достижений науки. Результатом проектной работы является создание нового материального объекта (статьи, модели, опытного образца и так далее).

Главной целью проектной и исследовательской работы является развитие личности учащегося. Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный проект (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, выполненный при консультации учителя. Создание проекта приучает детей к самостоятельности, творчеству, инициативности.

Главная цель защиты работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты работ, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века, способствующим развитию ребенка.

В нашей школе ежегодно до пандемии проводился конкурс проектных работ на экологические и социальные темы, где учащиеся представляли проектные работы, выполненные под руководством учителей-предметников. Также по программе ФГОСа учащиеся 9 и 10 классов уже в обязательной форме выполняют и защищают проектные и исследовательские работы.

Какова же наша роль в организации проектно - исследовательской деятельности детей?

Учитель должен:

  • Создать условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, стать инициатором интересных начинаний, стимулировать самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность.
  • Выступать в различных ролях: энтузиаста (повышать мотивацию учащихся, поддерживать, поощрять и направлять по пути достижения целей); специалиста, обладающего знаниями и умениями в нескольких областях; консультанта (организовать доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам); руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»; координатора всего группового процесса; эксперта (дать анализ результатов выполненного проекта).

Учитывая все особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс
Исследовательская деятельность предполагает личностное общение ученика и учителя. Происходит передача жизненного опыта и нравственных установок от учителя к ученику. А это отвечает главной цели исследовательской и проектной работы - развитие личности учащегося, обеспечивающее его дальнейшее творческое развитие.

В средней и старшей ступени обучения происходит самоопределение личности, работа с учеником становится более целенаправленной. Подросток сам выбирает тему, объект, способы и методы исследования, ставит цели и задачи, выдвигает и доказывает гипотезу. Но к этому «самостоятельному» его подводит учитель - наставник, консультант, единомышленник.

В процессе реализации проектной деятельности решаются задачи:

  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • повышение мотивации к обучению;
  • совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;
  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
  • обучение школьников рефлексии;
  • обучение умению публично выступать;
  • развитие критического мышления.

Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся нашей школы, можно отметить следующие моменты.

Проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность в учебном процессе используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но, особенно широко она представлена в старшей профильной школе. Учебное проектирование учащиеся осваивают на уроках физики при изучении тем «Электризация тел», «Давление газов», «Трение», изготовление поделок.

Но согласитесь, ведь за 40 минут урока педагог может только обозначить проблему или увидеть и услышать результат проекта, а работе над проектом требуется время. На помощь нам приходит внеурочная деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьный образовательный процесс. На мой взгляд, самым трудным как для ученика, так и для учителя, является выбор темы исследования, методики и планирование этапов исследования. Я предлагаю план исследования и критерии оценки исследовательских работ обучающихся из собственного опыта работы. Как планировать исследовательскую деятельность с обучающимися.

Например: Тема исследования: «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны» Цель проекта. Приобретение знаний по сообщающимся сосудам, практическое применение сообщающихся сосудов в устройстве фонтанов.

Данная работа способствует формированию

  • Личностных УУД: самостоятельно определять ряд вопросов, решаемых в процессе работы над проектом, умение высказать и защитить свою точку зрения.
  • Регулятивных УУД: выявлять и формулировать учебную проблему; планировать деятельность.
  • Коммуникативных УУД: общение с учителем во внеурочное время, идти к общей цели, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь учителя; выполнять роли и лидера и исполнителя).
  • Познавательных УУД: находить необходимую информацию в энциклопедиях, в учебниках, в интернете, в других источниках; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать обобщения и выводы.

Каковы были этапы работы над проектом «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны»:

  • Погружение в проект. Представление проблемной ситуации. Обсуждение с детьми плана действий, выдвижение гипотез.
  • Организация деятельности. Обсуждение стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов. обсуждение с учащимися, какой продукт хотим получить, каково его назначение. Обсуждение вариантов поиска информации: в книгах, в интернете.
  • Осуществление деятельности. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащегося в соответствии со своим заданием. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных Оформление результатов проектной деятельности.

По этой теме учащиеся 7 класса Литвинцевы Даниил и Дмитрий представят групповую проектную работу.

Учащаяся 8 класса Тюмина Анастасия представит индивидуальную исследовательскую работу на тему «Влажность воздуха», где она практически определяла влажность воздуха в классе и важность влажности воздуха для здоровья учащихся.

Учащиеся 9 класса Ефременко Андрей, Мяханов Кирилл, Федоров Даниил, Токмакова Валерия представят групповую исследовательскую работу «Энергосбережение в школе в связи с заменой простых ламп накаливания на светодиодные лампы».

Учащийся 10 класса Парамохин Сергей представит индивидуальную исследовательскую работу «Газированные напитки и их влияние на здоровье человека»

Заключение

В заключение хочу сказать, что дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей важны для нас. Талантливые люди - главное богатство нашего общества.