Международно-правовое регулирование исследования и использования небесных тел

Разделы: Физика, Астрономия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Формирование темы занятия общеобразовательной дисциплины с профессионально-ориентированным содержанием, интегрированным с содержанием общепрофессиональной дисциплиной

Общеобразовательная дисциплина

Общепрофессиональная дисциплина

Наименование дисциплины

ОУД.11 Физика

ОП.01 Теория государства и права

Наименование раздела

Строение Вселенной

Наименование темы

Тема 1.2. Общество. Государство. Право.
Урок 7. Актуальные проблемы теории государства и права.

Тема интегрированного занятия

Международно-правовое регулирование исследования и использования небесных тел

Продолжительность занятия

90 мин.

Тема занятия рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения преподавателей (ЦМК)

ЦМК математического и общего естественнонаучного цикла протокол от 3.10.2023г. № 2
ЦМК общепрофессиональных дисциплин протокол от 3.10.2023 № 2

Общая информация по занятию

ФГОС СПО

Тип занятий и форма проведения (возможен выбор нескольких вариантов)

- Комбинированное занятие
- Лекция, решение задач, поиск и анализ информации

Уровень изучения

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции и/или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Ключевые слова

Вселенная, космос, туманность, путешествие, координаты, расстояние

Базовые понятия

Астрономическая единица, световой год, туманность Андромеды, космический адрес, международное космическое право, Конвенция ООН об открытом море

Планируемые результаты:

В результате проведения занятия обучающийся должен освоить основной виды деятельности:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем профессионального характера;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме и соответствующие им общие и профессиональные компетенции:

Перечень общих компетенций (код и наименование)

Коды результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины включают:

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 13

Демонстрирующий готовность и способность вести с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности

ЛР 23

Способный использовать различные цифровые средства и умения, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей в цифровой среде;

ОК 01

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.

ОК 3

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5

Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.

ОК 6

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8

Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.

ОК 9

Устанавливать психологический контакт с окружающими.

ОК 10

Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

ОК 12

Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

Перечень профессиональных компетенций (код и наименование):

  1. ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
  2. ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.

Сценарий занятия

Мы сделали шаг от Земли, и жить без астрономии становится невозможно. Он нужен не только космонавтам и профессиональным астрономам, он нужен людям, чтобы представить себе этот мир. Ролик «Введение» - https://disk.yandex.ru/i/3Tp9ddR1MhtDRw

Актуализация знаний

Когда то мечтой почти каждого мальчишки было стать космонавтом. Романтика комических кораблей, других миров до сих пор захватывает умы людей разного возраста. Изучение и колонизация далеких планет описаны в фантастических книгах и фильмах. Давайте посмотрим буктрейлеры, которые подготовили наши студенты…

  1. Какие книги о космосе Вы читали?
  2. Какие фильмы об освоении космоса Вы смотрели?
  3. Как Вы считаете, нужно ли человечеству изучать другие планеты?
  4. А нужно ли колонизировать их?

В качестве части домашнего задания на прошлом уроке было задано прочитать рассказ Джека Вэнса «Ничья планета». Ваша точка зрения на данный рассказ? (Обсуждение)

История международного космического права

Международное космическое право - отрасль международного права, совокупность международно-правовых норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и международными организациями по исследованию и использованию космического пространства, Луны и других небесных тел, а также устанавливают международно-правовой режим космического пространства [2].

История международного космического права берет свое начало с 1919 года, когда в международном праве был впервые закреплен принцип суверенитета каждого государства над воздушным пространством над своей территорией.

Однако, первый международный Договор по космосу 1966 г. (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) четко разделил так называемое «внутрипространственное право, признающее суверенитет государств, и право «внешнепространственное» (outer space law) или же космическое право.

Согласно Договору 1966 г., все государства имеют право на исследования и использование космоса, однако ни космос, в целом, ни отдельные планеты или звезды не могут принадлежать конкретным государствам.

Космические корабли и другие объекты, запущенные в космос, тем не менее, остаются под юрисдикцией соответствующего государства и являются его территорией.

Кроме того, Договор, участие в котором, на сегодняшний день принимают 110 государств, запрещает «выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения»

Расположение Земли во Вселенной

Мы находимся на планете Земля (использовать QR-код из презентации). Ближайшей соседней к Млечному Пути галактикой является туманность Андромеды.

Если вы проведете мысленную прямую от Полярной звезды через Кассиопею, то эта прямая укажет на центральную часть Андромеды. Пользуясь картой звездного неба, найдите это созвездие. Находим звезду Мирах (β And). Над ней можно найти три неяркие звезды, образующие треугольник, а вместе с Альферацем (α And) - фигуру, напоминающую рогатку. Между верхними звездами этой «рогатки» в безлунные ночи за пределами города можно разглядеть слабое туманной пятнышко. Это и есть туманность Андромеды - галактика, видимая невооруженным глазом с Земли. В пределах города для ее поиска можно воспользоваться небольшим биноклем или подзорной трубой.

Рассмотреть информацию: ЭФУ Астрономия 11, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. §26 стр. 187 [1] и историю наблюдения туманности Андромеды - https://on-space.ru/kosmicheskie-yavleniya/galaktika-andromedy.html

Задание 1. Характеристики туманности Андромеда

Чтобы погрузится в бескрайний космос и увидеть как выглядит туманность Андромеды, используем VR-очки и контент StarTracker VR -Mobile Sky Map - карта звездного неба в VR.

Используя материалы, ссылка на слайде, запишите характеристики туманности Андромеды в таблицу 1 (Приложение 1. Задание 1).

Если свернуть не туда, можно попасть в зону притяжения черной дыры… (Задание для самостоятельной работы с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности).

Если мы хотим полететь к туманности Андромеды, нам придется вспомнить о скорости, которую может развивать космический корабль.

Первым космическим аппаратом, достигшим 3-й космической скорости, позволяющей выйти за пределы Солнечной системы, стал «Пионер-10». Ракета-носитель «Атлас-СЛВ ЗС» с модифицированной 2-й ступенью «Центавр-Д» и 3-й ступенью «Тиокол-Те-364-4» 2 марта 1972 г. покинула Землю с небывалой для того времени скоростью 51682 км/ч.

Рекорд скорости космического аппарата - 240 тыс. км/ч был установлен американо-германским солнечным зондом «Гелиос-Б», запущенным 15 января 1976 г.

Задание 2. Решение задач

Чтобы полететь куда-нибудь, обязательно нужно знать координаты, расстояние до объекта. Необходимо выполнить расчеты (Задачи для решения по вариантам на слайде/ Приложение 1. Задание 2).

Формула Дрейка

Теперь мы знаем, куда и сколько времени нам лететь. А как Вы думаете, есть ли у нас шанс встретить другую цивилизацию? (обсуждение)

Уравнение Дрейка - это формула, призванная выяснить число инопланетных цивилизаций, с которыми люди могут вступить в контакт. Была разработана в 1960 году астрофизиком Френком Дрейком, чтобы обосновать научность SETI, программы поиска внеземного разума [http://rusnasa.ru/ufologiya/54-proekt-seti.html].

Получают его умножением шести главных факторов:

  • R - количество звезд, рождающихся во Вселенной за год (10, тут и далее по собственным оценкам Дрейка).
  • fp - доля звезд с планетами. (0,5)
  • ne - количество пригодных для жизни планет у звезды. (2)
  • fl - шанс появления жизни в благоприятных условиях. (1 - если есть условия, то и жизнь обязательно появится)
  • fс - отношение количества планет, где есть жители ищут контакт, к количеству планет, на которых просто есть жизнь. (0,01 или 1 процент)
  • fi - шанс появление разумной жизни там, где просто есть жизнь. (0,01)
  • L - срок существования развитой жизни, которая хочет вступить в межпланетный контакт (10 тысяч лет).

Итоговый результат по Дрейку - 10.

В настоящее время оценки в уравнении Дрейка:

R * = 7 / год, f p = 0,5, n e = 2, f l = 0,33, f i = 0,01, f c = 0,01 и L = 10 000 лет

N = 7 × 0,5 × 2 × 0,33 × 0,01 × 0,01 × 10,000 = 2,31.


Из приведенных выше расчетов можно сделать вывод, что есть две цивилизации, с которыми можно связаться в нашей галактике, тогда как цивилизации, которые не пытаются связаться с ними, составляют более двухсот.

Международно-правовое регулирование исследования и использования небесных тел

В связи с быстрыми темпами роста числа участников космической деятельности и ее интенсивности на первый план выходят вопросы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности и безопасности космических операций. Приложение 3

Космическое право имеет следующие особенности:

  • только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации;
  • в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком; космос практически безграничен;
  • космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека;
  • в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.

Договор по космосу 1967 г. определяет права государств в связи с их космической деятельностью:

  • все государства имеют право исследовать и использовать космическое пространство без какой-либо дискриминации;
  • государства имеют право свободно осуществлять научные исследования в космическом пространстве;
  • государство сохраняет права собственности на космические объекты и на их составные части во время их нахождения в космосе или на небесном теле, или по возвращении на Землю;
  • государства вправе обращаться с просьбами друг к другу о предоставлении возможности наблюдать за полетом своих космических объектов;
  • государства на основе взаимности имеют право посещать после предварительно направленного запроса все станции, установки, оборудование и космические корабли на небесных телах.

Применительно к небесным телам Договор по космосу 1967 г. устанавливает следующие правовые принципы:

  • исследование и использование космического пространства и находящихся в нем небесных тел на благо и в интересах всех стран;
  • равенство всех государств в исследовании и использовании ими космического пространства и небесных тел;
  • запрещение национального присвоения космоса и небесных тел;
  • соответствие всей космической деятельности международному праву, включая Устав ООН;
  • свобода научных исследований космического пространства и небесных тел;
  • использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях;
  • международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;
  • международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • сотрудничество и взаимная помощь государств в исследовании и использовании космического пространства и небесных тел;
  • сохранение запускающими государствами юрисдикции и контроля над космическими объектами, запущенными в космическое пространство и на небесные тела;
  • обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса и небесных тел.

Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т.д.

В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.

Задание 3. Творческое задание

Теперь мы знаем куда лететь и что есть вероятность встретить других, незнакомых нам разумных. Представьте, что каждый из Вас входит в экипаж космического корабля. Каждый экипаж встретил неопознанный космический объект, возможно принадлежащий внеземной цивилизации, издающий сигналю.

Ваше творческое задание в малых группах: разработайте протокол действий Вашей команды, в качестве примера можно использовать Конвенцию ООН об открытом море: статьи 12÷23. Алгоритм выполнения задания 3 в приложении 2. Задание 3.

Результаты выполнения задания занесите в таблицу 2 по ссылке https://docs.google.com/spreadsheets/d/1OQVUal40VZrvCC_DF_5Vir2eA6p9K4ue-w74llAvt0c/edit?usp=sharing.

Защита творческого задания в формате круглого стола

Каждая группа может проводить презентацию своего проекта в свободной форме (можно подготовить плакат, слайд, опорный конспект).

Используемая литература

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия: Учебник. - М.: Дрофа, 2018г. - 203 с.
  2. Международное космическое право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Г.П.Жуков [и др.]; под редакцией Г.П.Жукова, А.Х.Абашидзе. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 527 с. - (ISBN 978-5-534-07175-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Используемые Интернет-ресурсы

  1. https://www.softportal.com/software-11389-starcalc.html - активная карта звездного неба StarCalc.
  2. https://www.seti.org/ - официальный сайт программы SETI.
  3. http://rusnasa.ru/ufologiya/54-proekt-seti.html - проект SETI NASA на русском языке.
  4. https://www.youtube.com/watch?v=SXN4hpv977s&feature=emb_logo - видео Черная дыра.
  5. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hsea.pdf - Конвенция ООН об открытом море.