1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами поговорим «О формировании естественно-научной грамотности на уроках географии». Сделаем так, чтобы теории было чуть-чуть, мы ей все перенасыщены, а вот практическим заданиям уделим максимально времени.
Итак, сегодня вы, уважаемые коллеги, как супергерои, должны иметь множество удивительных способностей: понимать детей и родителей, постоянно заниматься творчеством, разбираться в предмете, грамотно подбирать методики, да ещё и попадать в стандарты, какие-то новые указы свыше, которые сваливаются как гром среди и так облачного неба, порой не поддающиеся никакому умозаключению. И тем не менее мы с вами должны решать главную задачу - …качественного образования детей по географии. А в реалиях сегодняшнего дня я бы сказала, качественного базового образования детей по географии. Одним словом должны делать детей грамотными. Что такое грамотность - дело ясное, а вот что такое «функциональная грамотность», что вообще за чудо такое? И почему вдруг оно появилось в стандартах, для чего и зачем, что она дает учителю и ученику? Вот на эти вопросы мы с вами попытаемся дать ответ.
2 слайд
Итак, наша с вами задача - научить ребенка вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. А для этого должен быть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в культурной среде. Одним словом, мы должны обеспечить усвоение базового материала на высоком уровне. Как раз данные умения ученика и проверяет международное исследование качества общего образования PISA, путем сравнения мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В 2024 году именно естественнонаучная грамотность будет приоритетным направлением международного исследования, которая и покажет, насколько эффективно мы ее формируем в школах.
3 слайд
Напомню вам, что включает в себя функциональная грамотность:
4 слайд
На уроках географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего предметных результатов через:
- работу с текстом;
- работу с географической картой;
- работу со статистическими данными.
Именно все вышеперечисленное необходимо учитывать для создания заданий по функциональной грамотности по географии.
А вот, для оценки уровня естественнонаучной грамотности своих учеников учителю необходимо дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
5 слайд
Итак!
Чем отличаются задания на оценку естественно-научной грамотности от заданий, традиционно используемых в отечественной школе? Как выглядит задание на оценку естественно-научной грамотности?
Обратите внимание на слайд, здесь указана характеристика заданий.
Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу, а относится к одному из контекстов. Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация.
Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:
6 слайд
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий
7 слайд
Большим помощником для учителя географии является информационно-образовательная платформа РЭШ, которая объединяет ученика, учителя, родителя и открывает равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.
Что дает РЭШ для учителя в контексте нашей темы:
- короткий видеоролик с лекцией учителя,
- задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков,
- проверочные задания для контроля усвоения материала.
Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок.
Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения - система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика.
Содержание дидактических и методических материалов полностью соответствует ФГОС (скриншот с сайта вы видите на экране, где отражено содержание курса «География»)
Например, нажимая тему: «Атмосфера» у вас открывается список уроков по данной теме, вы нажимаете на нужный урок, пусть это будет «Температура воздуха». У вас открывается фрагмент видео урока, под которым имеются четыре активных фишки: конспект урока, упражнения и задачи, проверочные задания, мои заметки. Нажимая каждую вкладку, у вас будут открываться задания, которые вы можете использовать на уроке.
Демонстрирую (нажатием мышки)
Предвижу вопрос, если плохой интернет в школе. Можно заранее сделать презентацию заданий, сделав скриншоты с сайта.
Использовать задания РЭШ можно на любом этапе урока.
8 слайд
Приведу еще один пример, использования площадки РЭШ для формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся. Давайте возьмем 8 класс, тема: «Охрана природы и особо охраняемые природные территории».
9 слайд
Чуть выше я уже говорила, что на уроках географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего предметных результатов через:
- работу с текстом;
- работу с географической картой;
- работу со статистическими данными.
Остановимся на работе с источниками информации.
Первое о чем мы с вами поговорим, это работа с текстом.
При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые приемы я вывела на слайд:
- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное;
- составление простой таблицы на основе параграфа учебника;
- составление простой таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов и явлений;
- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы;
- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание теста по указанной схеме;
- составление развернутых планов и конспектов параграфов;
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте;
- заполнение теста пропущенными словами;
- составление кроссвордов;
- чтение и анализ художественного текста из произведений.
10 слайд
Примеры работы с текстом на уроках географии:
Задание №1
6 класс. Тема урока «Литосфера. Стихийные природные явления»
На жизнь людей часто влияют природные процессы, которые непосредственно не связаны с их деятельностью. Они называются стихийными явлениями или природными катастрофами. Люди не могут их предотвратить и даже прогнозировать точно время и силу их проявления. Об одной такой грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня:
«24 августа около часа полудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, между тем из горы стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь… Слышался страшный грохот, и происходили непрерывные подземные толчки…Тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски… Когда все закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Один сожгли потоки лавы, другой затопили грязекаменные потоки, а третий завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей».
Задания к тексту: О каком природном явлении идет речь в данном тексте? Назовите причины подобных явлений. Когда произошло это событие? Какие города исчезли с лица земли, в результате данного природного явления? Почему при раскопках одного из древнейших городов, который пострадал в результате этого явления, археологи не обнаружили останков ни одной кошки? Куда они делись? Объясните этот факт.
Ответ: Действующий вулкан (Везувий) на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Высота - 1281 метров. Кратер около 750 м в диаметре. Один из трёх действующих вулканов Италии, единственный действующий вулкан континентальной Европы. Считается одним из наиболее опасных вулканов мира. Известно более 80 значительных извержений, наиболее известное из которых произошло в 79 году н. э., когда были уничтожены древнеримские города Помпеи и Геркуланум. Было описано древнеримскими авторами (в том числе Плинием младшим) и долгое время считалось легендарным событием. Последнее извержение вулкана произошло в 1944 году. Один из лавовых потоков разрушил города Сан-Себастьяно и Масса. Во время извержения погибло 57 человек. Высота фонтана лавы из центрального кратера достигала 800 м., а эруптивная колонна поднималась над вулканом на высоту до 9000 м.
Слайд 11
Задание №2. Чудес и красот природа для этого далёкого острова - «отшельника Атлантики» - явно не пожалела: среди них гейзеры и горячие источники, ледники и айсберги, водопады и горные озёра… Но главная достопримечательность - вулканы.
Как называется этот остров?
Ответ: Исландия.
Комментарий к правильному ответу: Название "Исландия" ("ледяная страна") было дано острову норвежским викингом Флоуки, одним из первых посетивших этот остров. Поднявшись на одну из гор на северном побережье, он увидел во фьорде айсберги и по возвращении в Норвегию стал называть новую страну "ледяной". На самом деле айсберги - довольно редкое явление в водах Исландии, и, хотя в этой стране имеются крупные ледники, ее название больше подходит для соседней Гренландии. Самый крупный горячий источник в Исландии - Дейльдартунгухвер, дает ежесекундно более 150 литров кипящей воды. Местные жители используют подземный кипяток для обогрева жилищ и выпаривания соли из морской воды, а также для создания многочисленных бассейнов с горячей водой, столь популярных в здешнем холодном климате.
Слайд №12
Задание №3. Найди 5 слов и напиши фамилии великих путешественников.
(слова могут располагаться слева направо и сверху вниз).
Дать краткое описание путешественникам - первооткрывателям.
Слайд №13
7 класс. Тема «Африка.
Задание № 4. Природные зоны»
Контекстная задача «Африканская саванна» (найди ошибку).
Прочитайте текст и найдите ошибки.
«Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи (окапи живут в тропических лесах). Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла (горилла живет в экваториальных лесах Африки) привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк (фенек живет в северных пустынях Африки) осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум (самум - знойный ветер пустынь северной Африки и Аравийского полуострова), несущий смерть всему живому».
Слайд № 14