Слайд 2
Однажды на вас вдруг накатила усталость, появилось ощущение беспомощности и разочарования и кажется, что вы полностью выходите из строя, вполне возможно, что это эмоциональное выгорание. Такое состояние приводит к ощущению бессилия, поэтому решить проблему очень сложно. Отрешённость и безразличность, возникающие при выгорании, могут стать источником проблем с работой, поставить под угрозу нормальное общение и даже физическое здоровье. Поэтому никогда нельзя пускать ситуацию на самотёк, нужно бороться и искать пути выхода.
Мы много и часто говорим об охране и укреплении здоровья детей и не всегда задумываемся что решение этой задачи, как и многих других в дошкольном образовании напрямую зависит от эмоционального, физического и психического здоровья педагога.
Быть здоровым - это значит иметь физический и эмоциональный потенциал для реализации своих способностей, успешного преодоления трудностей, проблем, стрессов, плодотворной творческой деятельности на благо общества, на блага наших детей.
По сведениям ВОЗ в мире происходит стремительный рост психических заболеваний и особенно среди людей имеющих «стрессовые профессии», среди которых:
- профессии,связанные с риском для жизни (своей и окружающих),
- диспетчеры,операторы,
- профессии,связанные с измененным режимом работы,
- педагоги и воспитатели.
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем, психического здоровья, является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.
Слайд 3
Вся наша жизнь складывается из многочисленных стрессов. Стресс может нести как позитивную так и негативную нагрузку для человека. Кратковременный стресс, по мнению ученых, стимулирует деятельность иммунной системы и полушарий головного мозга. Длительный разрушает психику и негативно влияет на физическое здоровье. Человек может длительное время жить в стрессовой ситуации, разрушая себя, как личность и профессионала.
К признакам эмоционального выгорания можно отнести:
- Постоянные мысли о работе.
- Равнодушие к жизни.
- Заниженная самооценка.
- Конфликтность в общении с коллегами.
- Раздражительность при контактах с детьми.
- Проявление агрессивных чувств (напряженность,гнев)
- Упадническое настроение (цинизм, пессимизм, апатия, депрессия).
- Психосоматические недомогания (усталость, утомление, бессонница, желудочно-кишечные расстройства,неврозы)
Слайд 4
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
- начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
- проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результат не принес соответствующего удовлетворения;
- период привыкания детей к детскому саду
Слайд 5
Период привыкания детей - неизменно сложная проблема.
Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Воспитатель
- должен быть снисходительным и терпеливым к плачу, крику, истерикам детей;
- должен быть отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить в группе благополучный эмоциональный климат;
- Уделить внимание и проявить заботу к каждому малышу (ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму);
- воспитатель должен, не игнорировать слова ребенка (Когда он без конца повторяет "мама придет?", - он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму).
Для того чтобы лучше понять ребенка, воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим терпением переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и цепляющегося за одежду ребенка.
Причины возникновения СЭВ у педагогов:
- отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
- несоответствие результатов затраченным силам;
- ограниченность времени для реализации поставленных целей
- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- большие нагрузки;
- ответственность перед начальством, родителями;
- отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Слайд 6
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.
Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. Возникают мышечные зажимы. А это может привести к: усталости, плохому настроению, возникает раздражительность или апатия, нарушения сна, психосоматические заболевания и др.» Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
- резко встать и пройтись;
- быстро написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
Слайд 7
Способы сохранения эмоциональной стабильности.
Спасательные фразы:
- Всё, что не делается - всё к лучшему.
- У меня всё получится! Вселенная на моей стороне
- Все идёт как надо, это все мой опыт!
- Это жизнь! Никто не виноват, так случается.
- Это событие нейтрально, это твоя реакция! Выдохни и иди дальше!
- Все проходит, пройдет и это!
- Пусть это будет самое страшное, что могло случиться
- Мои близкие люди рядом. А остальное все наладится.
- Сейчас так, потом будет по-другому.
- Сегодня день такой
- Так бывает! Завтра будет лучше.
- Все происходит наилучшим для меня образом
- Будет ли для тебя это важным через 5 минут, 5 дней, 5 лет….
- Применяйте ежедневно в своей практике - аффирмации (позитивные утверждения) и не забывайте хвалить себя.
Например, утром проснулись и сказали себе: - Все энергии моего тела приходят в равновесие. Восстанавливается гармония и равновесие. Я принимаю радость и замечаю лишь хорошее. А перед сном хвалим себя: - Я сегодня хорошо потрудилась, я молодец. Я люблю и одобряю себя.
Слайд 8
Чтобы такие установки срабатывали ВАЖНО еще уметь снимать лишнее напряжения в стрессовых ситуациях безопасно для себя и для окружающих прорабатывать негативные эмоции.
- Определите для себя главные жизненные цели. Что важнее?
- Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм - это залог здоровья и благополучия.
- Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
- Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых
- Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т.к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
- Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
- Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
- Отдыхайте вместе с семьей, близкими, друзьями, коллегами.
- Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, почитайте анекдоты.
- Хвалите себя! Заведите дневник благодарности!
- Делайте дни "информационного отдыха" от ТВ и Интернета. Можно посвятить это время - чтению книг.
Слайд 9
- Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу. ВДОХ-ВЫДОХ по схеме 4-4-4.
аилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является расслабляющий массаж, йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
- Музыка по вашему вкусу и настроению.
- Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.
- Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
- Важно находить поддержку среди коллег: просить помощи, когда нужно, и помогать самому.
- Важно помнить об идее, с которой педагог пришел работать в детский сад. Ведь педагог - это миссия!
Слайд 10
Предлагаю упражнения для снятие физического напряжения и разгрузка от негативных эмоций
Упражнение «Эмоциональный детокс»
Материалы: небольшие резиновые мячи, крепкая стена.
Предлагается кидать мячи в стену со всей силы, представляя своих обидчиков, до тех пор пока не наступит КАТАРСИС. Выплескивая весь накопившийся негатив в стену, происходит расслабление и освобождение.
Упражнение «Сосулька»
Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Напряжение - расслабление»
Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Слайд 11
Притча: Три лягушки на бревне
Притчи о мотивации. Однажды Учитель спросил учеников: - На бревне сидели три лягушки. Одна из них решила прыгнуть в воду. Сколько лягушек осталось на бревне? - Три… - неуверенно ответил один из них. - Конечно же, три лягушки, - улыбнулся Учитель. - Поскольку лягушка только решила прыгнуть, но не предприняла для этого никаких действий.
Никогда не путайте действие с принятием решения. Иногда вам кажется, что вы уже прыгнули, но на самом деле вы по-прежнему сидите на бревне.
Слайд 12
- Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Удачи и вдохновения в нашей нелегкой работе!
Слайд 13
Спасибо за внимание!