Рекомендации для педагогов по профилактике эмоционального выгорания в период адаптации детей ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, адаптация детей к детскому саду


Слайд 2

Презентация

Однажды на вас вдруг накатила усталость, появилось ощущение беспомощности и разочарования и кажется, что вы полностью выходите из строя, вполне возможно, что это эмоциональное выгорание. Такое состояние приводит к ощущению бессилия, поэтому решить проблему очень сложно. Отрешённость и безразличность, возникающие при выгорании, могут стать источником проблем с работой, поставить под угрозу нормальное общение и даже физическое здоровье. Поэтому никогда нельзя пускать ситуацию на самотёк, нужно бороться и искать пути выхода.

Мы много и часто говорим об охране и укреплении здоровья детей и не всегда задумываемся что решение этой задачи, как и многих других в дошкольном образовании напрямую зависит от эмоционального, физического и психического здоровья педагога.

Быть здоровым - это значит иметь физический и эмоциональный потенциал для реализации своих способностей, успешного преодоления трудностей, проблем, стрессов, плодотворной творческой деятельности на благо общества, на блага наших детей.

По сведениям ВОЗ в мире происходит стремительный рост психических заболеваний и особенно среди людей имеющих «стрессовые профессии», среди которых:

  • профессии,связанные с риском для жизни (своей и окружающих),
  • диспетчеры,операторы,
  • профессии,связанные с измененным режимом работы,
  • педагоги и воспитатели.

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем, психического здоровья, является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Слайд 3

Вся наша жизнь складывается из многочисленных стрессов. Стресс может нести как позитивную так и негативную нагрузку для человека. Кратковременный стресс, по мнению ученых, стимулирует деятельность иммунной системы и полушарий головного мозга. Длительный разрушает психику и негативно влияет на физическое здоровье. Человек может длительное время жить в стрессовой ситуации, разрушая себя, как личность и профессионала.

К признакам эмоционального выгорания можно отнести:

  • Постоянные мысли о работе.
  • Равнодушие к жизни.
  • Заниженная самооценка.
  • Конфликтность в общении с коллегами.
  • Раздражительность при контактах с детьми.
  • Проявление агрессивных чувств (напряженность,гнев)
  • Упадническое настроение (цинизм, пессимизм, апатия, депрессия).
  • Психосоматические недомогания (усталость, утомление, бессонница, желудочно-кишечные расстройства,неврозы)

Слайд 4

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:

  • начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
  • проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результат не принес соответствующего удовлетворения;
  • период привыкания детей к детскому саду

Слайд 5

Период привыкания детей - неизменно сложная проблема.

Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Воспитатель

  • должен быть снисходительным и терпеливым к плачу, крику, истерикам детей;
  • должен быть отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить в группе благополучный эмоциональный климат;
  • Уделить внимание и проявить заботу к каждому малышу (ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму);
  • воспитатель должен, не игнорировать слова ребенка (Когда он без конца повторяет "мама придет?", - он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму).

Для того чтобы лучше понять ребенка, воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим терпением переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и цепляющегося за одежду ребенка.

Причины возникновения СЭВ у педагогов:

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
  • несоответствие результатов затраченным силам;
  • ограниченность времени для реализации поставленных целей
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • большие нагрузки;
  • ответственность перед начальством, родителями;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Слайд 6

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. Возникают мышечные зажимы. А это может привести к: усталости, плохому настроению, возникает раздражительность или апатия, нарушения сна, психосоматические заболевания и др.» Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

  • резко встать и пройтись;
  • быстро написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
  • измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

Слайд 7

Способы сохранения эмоциональной стабильности.

Спасательные фразы:

  • Всё, что не делается - всё к лучшему.
  • У меня всё получится! Вселенная на моей стороне
  • Все идёт как надо, это все мой опыт!
  • Это жизнь! Никто не виноват, так случается.
  • Это событие нейтрально, это твоя реакция! Выдохни и иди дальше!
  • Все проходит, пройдет и это!
  • Пусть это будет самое страшное, что могло случиться
  • Мои близкие люди рядом. А остальное все наладится.
  • Сейчас так, потом будет по-другому.
  • Сегодня день такой
  • Так бывает! Завтра будет лучше.
  • Все происходит наилучшим для меня образом
  • Будет ли для тебя это важным через 5 минут, 5 дней, 5 лет….

- Применяйте ежедневно в своей практике - аффирмации (позитивные утверждения) и не забывайте хвалить себя.

Например, утром проснулись и сказали себе: - Все энергии моего тела приходят в равновесие. Восстанавливается гармония и равновесие. Я принимаю радость и замечаю лишь хорошее. А перед сном хвалим себя: - Я сегодня хорошо потрудилась, я молодец. Я люблю и одобряю себя.

Слайд 8

Чтобы такие установки срабатывали ВАЖНО еще уметь снимать лишнее напряжения в стрессовых ситуациях безопасно для себя и для окружающих прорабатывать негативные эмоции.

- Определите для себя главные жизненные цели. Что важнее?

- Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм - это залог здоровья и благополучия.

- Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

- Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых

- Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т.к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

- Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

- Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

- Отдыхайте вместе с семьей, близкими, друзьями, коллегами.

- Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, почитайте анекдоты.

- Хвалите себя! Заведите дневник благодарности!

- Делайте дни "информационного отдыха" от ТВ и Интернета. Можно посвятить это время - чтению книг.

Слайд 9

- Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу. ВДОХ-ВЫДОХ по схеме 4-4-4.

аилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является расслабляющий массаж, йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

- Музыка по вашему вкусу и настроению.

- Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.

- Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

- Важно находить поддержку среди коллег: просить помощи, когда нужно, и помогать самому.

- Важно помнить об идее, с которой педагог пришел работать в детский сад. Ведь педагог - это миссия!

Слайд 10

Предлагаю упражнения для снятие физического напряжения и разгрузка от негативных эмоций

Упражнение «Эмоциональный детокс»

Материалы: небольшие резиновые мячи, крепкая стена.

Предлагается кидать мячи в стену со всей силы, представляя своих обидчиков, до тех пор пока не наступит КАТАРСИС. Выплескивая весь накопившийся негатив в стену, происходит расслабление и освобождение.

Упражнение «Сосулька»

Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Упражнение «Напряжение - расслабление»

Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Слайд 11

Притча: Три лягушки на бревне

Притчи о мотивации. Однажды Учитель спросил учеников: - На бревне сидели три лягушки. Одна из них решила прыгнуть в воду. Сколько лягушек осталось на бревне? - Три… - неуверенно ответил один из них. - Конечно же, три лягушки, - улыбнулся Учитель. - Поскольку лягушка только решила прыгнуть, но не предприняла для этого никаких действий.

Никогда не путайте действие с принятием решения. Иногда вам кажется, что вы уже прыгнули, но на самом деле вы по-прежнему сидите на бревне.

Слайд 12

- Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Удачи и вдохновения в нашей нелегкой работе!

Слайд 13

Спасибо за внимание!