Обучение приемам правки текста на уроках русского языка (развития речи). Обобщение опыта

Разделы: Начальная школа


Введение

Правка текста в методике преподавания русского языка рассматривается как редактирование текста, его обработка, выверка (Т.Д.Ладыженская и др.).

По определению МГ.Львова, «редактирование - один из видов (приемов) работы учащихся над текстом, его совершенствование. Проводится главным образом как саморедактирование и состоит в выверке и исправлении написанного начерно сочинения; устранении повторов, замене слов синонимами, устранении логических пропусков, нарушений внутренних связей в тексте, предложениях и пр. Редактирование предполагает также выверку орфографии и пунктуации. Возможны композиционные изменения. Редактирование вводится во 2-3 классах, расширяется и усложняется в последующих. В старших классах возможно взаимное редактирование сочинений. В необходимых случаях (подготовка сочинения на конкурс, заметки в газету) в роли редактора выступает учитель».

В методической литературе обращается внимание на важность формирования умения совершенствовать написанное. Это касается не только работы над ученическим сочинением, но и над изложением текста - образца. Более того, высказывается мнение о том, что формирование у учащихся умения совершенствовать написанное связано не только с устранением ошибок, допущенных в сочинениях или изложениях, но и с организацией и проведением конкретных целенаправленных занятий.

Большинство теоретиков и методистов-практиков видят значение работы над правкой текста в том, что она способствует выявлению именно массовых ошибок и помогает организовать коллективную деятельность по их исправлению, а следовательно, и предупреждению. Такая направленность работы обеспечивает «прежде всего, поиск эффективных приемов, способствующих формированию тех или иных специальных приемов, в частности специфического умения, необходимого для выработки навыков только письменной речи - умения совершенствовать написанное».

Изучая литературу по теме, я установила, что слова правка, редактирование, выверка, обработка, совершенствование текста используются в методике как синонимы. Приемы и виды правки текста не дифференцируются. Под этими терминами имеются в виду способы совершенствования текста (изложения) с целью улучшения его качества со стороны содержания, построения и языкового оформления.

То, что учащиеся допускают серьезные ошибки в содержании изложения, причем упускают в нем главное, затрудняются в выборе языковых средств для выражения мысли, насторожило меня. «Здесь надо подумать, не допустил ли сам учитель ошибки, подготавливая учащихся к работе», пишет Н.И.Политова.

Все вышесказанное и определило актуальность избранной мной темы для самообразования «Обучение приемам правки письменного изложения в начальных классах». Для изучения данной темы я определила основные цели, вскрыла проблемы, определила направления работы.

Цель работы - показать, что целенаправленные упражнения в правке готового текста могут положительно влиять на формирование умения учащихся совершенствовать изложение.

Задачи работы:

  • Изучить научно-методическую, методическую и учебную литературу по избранной теме.
  • Проанализировать теоретические основы работы по редактированию текста и практику ее организации в начальной школе, опираясь на изученную литературу.
  • Рассмотреть место и содержание работы по совершенствованию текста изложения на занятиях по русскому языку в традиционной дидактической системе.
  • Разработать уроки обучения приемам правки текста изложения.
  • Провести опытную работу и проанализировать ее результаты.

Гипотеза - целенаправленный и систематический анализ готового текста и создание на его базе элементов текста способствует повышению эффективности обучения младших школьников приемами правки изложения.

Проблема заключается в поиске путей организации учебной деятельности учащихся, обеспечивающих эффективность обучения младших школьников, редактированию письменного изложения.

Объект - учебная деятельность учащихся в процессе совершенствования письменного изложения.

Предмет деятельности влияние целенаправленной учебной деятельности младших школьников на эффективность обучения приемами редактирования текста изложения.

Теоретическое обоснование методики обучения правке текста как речевому умению

Развитие связной речи - составная часть курса русского языка

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Принято говорить, что современные программы по русскому языку имеют четко выраженную коммуникативную направленность. Изучение всех разделов курса подчинено задаче развития речи учеников. «Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению», пишет в пояснительной записке к программе «Русский язык» профессор Т.Г.Рамзаева1. Все сказанное свидетельствует о том, что развитие речи не только задача, но и принцип обучения младших школьников русскому языку (М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, М.С.Соловейчик и др.).

____________

1 Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., 2002. С.77.

Развитие речи не только задача, принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка. В этом можно убедиться обратившись к действующим программам, в содержании которых обязательно найдем раздел «Связная речь» или «Развитие связной речи», «Текст. Связная речь».2

____________

2 Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., 2002. С. 68, 72, 75, 90, 95, 101, 107.

Связная речь - раздел, который всегда выделялся методистами как особая область работы по развитию речи. Так Ф.И.Буслаев в своей книге «О преподавании отечественного языка» высказывал мысль о необходимости работать над развитием речи детей: «На способность говорить обращаем мы в ученике строгое внимание, именно на способность выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со смыслом».3

____________

3 Основы методики начального обучения русскому языку /Под ркд. Н.С Рождественского М., 1965. С. 38.

К.Д.Ушинский считал, что развивать в детях «дар слова» значит почти то же самое, что развивать в них логичность мышления. «Слово хорошо тогда, когда - оно, верно выражает мысль», - писал видный педагог.

Если проанализировать с интересующей нас точки зрения труды методистов XIX - начала ХХ века, то у каждого из них найдем высказывания о работе над речью учащихся (Д.И.Тихомиров, Н.А.Корф, В.П.Шереметевский, Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров и др.).

В методической литературе первых лет советского периода развития школы много внимания уделялось вопросу о том, как изучать русский язык в комплексе. И здесь развитие речи занимало одно из ведущих мест.

Методические советы по развитию речи мы находим у П.О.Афанасьева в книге «Методика русского языка», изданной в 1934 году. Методисты и учителя 40-50-х годов ХХ века стремились сочетать два вида работы над связной речью учащихся - сочинения и изложения - и рассматривали их как равноценные упражнения в развитии речи учащихся (ЕЕ.Соловьева, И.Н.Шапошников, Н.М.Головин и др.).

НС.Рождественский в ряде своих статей и книг подчеркивал положение о том, что в области обучения русскому языку перед начальными классами школы стоят две задачи: привитие орфографического навыка и развитие письменной речи4.

____________

4 Основы методики начального обучения русскому ЯЗЫКУ. [Под ред. НС. Рождественского. М., 1965. С. 40

М.Л.Закожурникова, Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербакова писали в своих работах о значении развития речи младших школьников5. Под развитием речи они понимали словарную работу, упражнения со словосочетанием и предложением, работу над развитием связной устной и письменной речи.

____________

5 Основы методики начального обучения русскому ЯЗЫКУ. [Под ред. НС. Рождественского. М., 1965. С. 41

Таким образом, методика развития речи в 70-е годы ХХ века постепенно подошла к идее взаимосвязанного изучения всех сторон русского языка.

В методической литературе отмечается, что система обучения связной речи создавалась с учетом достижений лингвистики, психолингвистики, педагогики. Например, в разработанной Н.А.Плёнкиным системе основой выступают типы речи: повествование, описание, рассуждение6. Е.И.Никитиной в качестве основы системы выделена совокупность речеведческих понятий, овладение которыми предусматривается в системе упражнений, охватывающих все виды речевой деятельности: восприятие, воспроизведение и порождение речи7.

____________

6 Пенкин Н.А. Система работы по развитию связной речи учащихся // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. М.. 1982., С. 102-120.
7 Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М., 1993.

Деятельностный подход к речи положен в основу системы, созданной под руководством Т.А.Ладыженской и вошедшей в практику школы в 90-е годы ХХ века. Эта система строится на последовательной отработке коммуникативных умений, формируемых на базе элементарной речеведческой теории. Она нашла отражение в программе «Речь и культура общения», а в конце ХХ - начале ХXI века - в курсе «Детская риторика».8

____________

8Речь. Речь. Речь / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.. 1990; Т.А.Ладыженская и др. Детская риторика в рассказах и картинках. Методические рекомендации. 1, 2, З, 4 кл. М., 2004.

В созданных Т.Г.Рамзаевой учебниках русского языка для четырехлетней начальной школы впервые наряду с системой языкового образования представлена система развития связной речи, реализующая преемственные и перспективные связи9. В качестве связующего звена системы выступают постепенно формируемые речевые умения, а также речеведческие сведения и знания по языку.

____________

9 Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3-м (1-3) и 4-м (1-4) классах начальной школы. СПб., 1994.

Анализ современных достижений в области создания системы обучения связной речи, показывает, как отмечает Г.С.Щеголева10, что усилия современных ученых направлены на разработку теоретических основ системы, на определение содержания обучения на разных его этапах, на совершенствование методики обучения. Все это позволяет выделить направления, по которым предусматривается углубление работы по развитию связной речи.

____________

10 Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. СПб. - 1999.

Системный подход к работе над развитием связной речи находит выражение прежде всего в том, чтобы четко определить сами умения, установить связи между формируемыми умениями и реализовать их в процессе обучения11. В комплексе речевых умений рассматриваются и умения по совершенствованию текста.

____________

11 Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. СПб. - 1999. C. 90.

См. продолжение статьи