Главная цель моей работы: помочь родителям воспитать настоящего человека, которому предстоит жить в 21 веке, грамотного, творческого, старательного и отзывчивого.
В.А.Сухомлинский говорил: «…от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
1 сентября 2022 года мы отправились в страну Знаний на прекрасном паруснике. Каждый день открываем что-то новое, интересное.
Нашими сокровищами являются знания. Колокольчик звонит, предупреждая о встрече с ними. Мы их изучаем, берем с собой, завязывая узелки на память.
Все это хранится в корабельной шкатулке.
Тема, над которой я работаю - «Использование произведений народного творчества в учебно-воспитательном процессе».
Русская речь богата, загадками, пословицами и поговорками. Большинство из них имеют глубокий смысл и передают из поколения в поколение народную мудрость. Они воспитывают любовь к природе, родине, родителям, учат доброте, терпимости, отзывчивости, вниманию к окружающим, высмеивают алчность, жестокость, лживость и т.д.
Кроме того, загадки, пословицы и поговорки содержат богатый словарный материал для усвоения орфограмм и правил русского языка, позволяют активизировать работу учащихся на уроках русского языка, облегчают восприятие сложных правил правописания орфограмм в слове.
Перед учителем начальных классов постоянно стоит вопрос: как изменить отношение к русскому (родному) языку, развить интерес к нему. Без этого нельзя научить ребенка грамотно писать. В начальной школе закладываются основы грамотности.
Орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.
Всем известна истина: дети любят учиться, - но здесь часто опускается одно слово - дети любят хорошо учиться. Успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем и учащимися. Необходимо, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого процесса учения. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому я часто применяю этот материал на своих уроках.
Опыт работы в начальной школе показывает, что вопрос о повышении уровня грамотности учеников всегда является актуальным, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять, то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. Существует множество методов и приемов обучения правописанию. Одним из таких приёмов является использование произведений народного творчества в развитии навыков грамотного письма
Орфография по своему содержанию малопривлекательна, усваивается нелегко, многим детям приносит настоящее горе. Из-за боязни ошибок ученик теряет веру в себя, возникает неприязнь к правописанию, а это влияет на весь учебный процесс. Несколько лет я работаю под девизом «Учиться? Легко!»
Прежде всего, нужно трудное сделать легким и увлекательным.
Я учу детей не бояться допускать ошибки, а уметь находить и исправлять их, доказывая правильность рассуждения и умения проверить данную орфограмму.
Вспомним методику преподавания русского языка.
В начальных классах отчетливо обозначаются 3 линии работы по правописанию, которые тесно связаны между собой.
- Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы.
- Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразования, на основе активизации словаря и развития связной речи.
- Обучение правописанию на основе нахождения и проверки орфограмм, применения правил, т.е. путем решения грамматико-орфографических задач.
Большие возможности по формированию орфографической зоркости у учащихся в системе развивающего обучения есть в загадках, пословицах и поговорках, ребусах, которые встречаются каждый урок в текстах по обучению грамоте, литературному чтению и русскому языку. В самой загадке или пословице заложен целый набор слов с разными орфограммами. В слове-отгадке спрятаны тоже орфограммы. В работе по формированию навыков грамотного письма я учу детей находить опасные места и стараюсь научить их различать орфограммы, проверять то, что написали, доказывать правильность написанного.
Только в таком единстве можно повысить результативность обучения.
I. 1 этап: Выработка орфографической зоркости начинается с периода обучения грамоте.
Используя загадки, шарады, ребусы дети знакомятся с буквами и звуками. Дети учатся их произносить, давать характеристику, читать, составлять слоги, слова и предложения.
Примеры:
Первые помощники в знакомстве с буквой и звуком - загадка и ребусы….
а)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Что это? Произнесите отгадку хором. Назовите первый звук? (звук [a]). Произнесем хором этот звук. Как его произносим? (Легко, нет никаких преград, произносим голосом).
Вывод: - Это гласный звук. (Выходит ученик и печатает букву)
Ставим ударение, произносим в стихотворной форме.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
После того как дети познакомились с новым звуком и буквой, показывается картинка и ведется рассказ об арбузе.
б) Игра «Собери» пословицу и запиши её» (Слайд 11)
1-Кто |
6-того |
3-рит |
9-не |
8-ло |
2-ссо |
7-де |
12-ся |
11-рит |
4-ся |
5-у |
10-спо |
123456789101112: Кто ссорится у того дело не спорится
в) Задание на внимание. Лягушка скачет с кочки на кочку через кувшинки. (Слайд 12) Проследи за ней и запиши поговорку.
г) Заклички используются и при формировании у детей умения делить слова на слоги.
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышко -
Из под облышка.Дождик, дождик, Дождик, лей
Нам с тобою веселей.
Не боимся сырости
Только лучше вырастем.
Находим главные слова, т.е. о ком или о чем говорится в предложении, дети произносят слова по слогам.
1. Затем показывают графическое обозначение слогов на доске, ставят ударение, делят на слоги.
2. Подводится итог, что слова могут состоять из двух, трех слогов, подчеркивают букву, написание которой нужно запомнить.
д) Карточки по теме «Звуки и буквы»
Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните согласные, которые при произношении слышаться мягко.
Тру… всегда д..ёт, а лень тол…ко берёт. Азбука - к мудрости ступенька.
Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните согласные, которые при произношении слышаться твердо.
Без б…ды друга не узнаешь. Где в..да, там и ж..з..нь.
Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные, обозначающие мягкость согласных звуков в этих пословицах.
Без к…та мышам масленица. Мен..ше г..вори, да бол..ше делай.
Карточки по теме «Слог и перенос».
Без ума г..л..ва - лукошко.
Глупос..ь не порок, а б..да.
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
Грамоте учиться - всегда приг..дится.
е) Разгадываем ребусы.
Задание: Обведи гласные в односложных словах.
Придумать предложение с одним из этих слов и записать его в тетрадь.
ж) Ежедневно на уроке русского языка (обучение грамоте) по 5-6 минут уделяется чистописанию, объяснению написания соединений в словах или звукобуквенный анализ слова. В качестве наглядного пособия можно использовать карточки с ребусами, загадками и т.д. Они лежат на каждой парте или написаны на доске.
Вот несколько карточек
Лежит меж грядок,
|
Комочек пуха
|
Как надела сто рубах,
|
Дети записывают отгадки, ставят ударение, определяют опасное место. Составляют предложение и записывают его в тетрадь с комментированием.
Кроссворды по теме «Парные согласные»
На втором этапе развития орфографической зоркости я должна научить учеников видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
В этой работе помогают загадки, отрывки из сказок и былин, пословицы. Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
Пословицы использую как дидактико-воспитательный материал на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся.
Мы обязательно проводим научно-методическое объяснение значения их смысла, выделяем опасные места.
Правописание безударных гласных
Медведь гр…зился, да и в яму св..лился.
(обязательно доказывают почему поставили ту или иную букву)
Правописание звонких и глухих согласных
Сорвать пру.. - небольшой тру...
Слова с непроизносимыми согласными
Радос..ная жизнь сер..це веселит.
Слова с удвоенными согласными
Вставить пропущенную букву, разобрать по составу, написать 1-2 родственных слова.
Худой мир лучше доброй ...оры.
________________________
Правописание слов с предлогами и приставками
Раскрой скобки, к словам с пропущенными буквами подберите однокоренные слова.
(Под) всякую пес...ню не (по) пляшешь.
(В) л...су дров не (на )шел.
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу
Умел нач..ть - умей и окончить.
Добрая слава леж..т, а дурная далеко беж..т.
Слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных
Мален..кое дело лучше всякого безделья.
Правописание слов с разделительными ъ и ь
От желан..я к исполнен..ю приложи умен..е.
Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонений
Добрые вести не лежат на мест...
Солдата к слав.. ведут учень.. и труд.
Имена существительные с шипящими на конце
На помощ… надейся, а сам не плошай.
Спящий кот мыш.. не поймает.
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Не с глаголами
Упуст..шь минуту - потеря..шь час.
В решете воду не удерж..шь.
Конь вырвется - догон..шь, а слово вылетит - не ворот..шь.
Личные окончания глаголов 2-го лица
Без труда не вылов..шь и рыбку из пруда.
С трусливым и болтливым в беду попадёшь. Одной рукой узла не завяж..шь.
Неопределённая форма глагола
Без дела жить, только небо коптить.
Учить - ум точить.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Грамоте учиться - всегда пригодится.
Имя прилагательное
Книга для ума - что тёплый дождь для всходов.
Утренняя роса - добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
Дождливое лето хуже осени.
Зима снежная - лето дождливое.
Индивидуальные карточки-задания по орфографии
1.Спишите, вставив пропущенные буквы, укажите орфограмму, объясните её.
И пч.ла летит на кр.сивый цв..ток.
Правда св.тлее со..нца.
Ш..ла в мешке не утаиш...
Дру..ка на дру..ку, а все на Петру..ку.
Нет таких тра.., чтобы узнать ч..жой нра...
Подальше п..лож..ш.., поближе воз..меш...
Не дорого нач..ло, а п..хвален к..нец.
Чтобы ры..ку сесть, надо в воду ле.тъ.
В т..сноте, да не в обиде.
П..вадился один ку..шин по воду х..дить, там ему и голову сл..мить.
Подобным образом можно составить задания на разные правила, такие карточки будут проверочными обобщающего типа. Однако на уроке учитель может использовать и карточки с заданием на одну тему, одно правило.
2. Спишите, вставив пропущенные звонкие и глухие согласные и объясните написание.
Терпенье и тру.. все перетру.. . Нет таких тра.., чтобы узнать чужой нра.. . На языке мё.., а под языком лё... Зимою шу..ка не шу..ка. Кошке игру..ки, а мышке слё..ки. Не в бро..ь, а в гла... Не бу..ь торопли... а бу..ь памятли...
3. Спишите, вставляя вместо точек, где нужно, мягкий знак.
Есть рож.. в амбаре, есть грош.. в кармане. Тише едеш.., дальше будет.. . Умная лож.. лучше глупой правды. Ростом с мыш.., а храбрый малыш... Эффективно использование карточек с грамматическим заданием.
4. Спишите пословицы, укажите падеж слова «книга».
Испокон века книга растит человека. С книгою жить - век не тужить. Золото добывают из земли - знания из книги. Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной бродит. Смотрит в книгу, а видит фигу. Не на пользу книги читать, коль только вершки в них хватать. Ум без книги, что птица без крыльев.
Орфограммы в загадках.
И народные, и литературные загадки, будучи разнообразными по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности.
Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию. А еще найти в загадках опасные места (орфограммы), выделить, объяснить, запомнить написание.
Сами крошки, боятся кошки.
Тема: Сочетания жи-ши
Под полом живут, туда всё несут. (Мыши.)
Два берёзовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжи. А зовут их... (Лыжи.)
С неба падают зимою и кружатся над землёю Лёгкие пушинки, белые... (Снежинки.)
Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, а потому, что он... (Жираф.)
Тема: Сочетания ча-ща, чу-щу
Ночь. Но если я захочу,
Щёлкну раз - день включу. (Выключатель.)
Пять амбарушек - одни ворота. (Перчатка.)
Не шит, не кроен, а на ниточке сборен. (Чулок.)
Идут, идут, а всё тут да тут. (Часы.)
Тема: Сочетания чк, чн, нч
Что такое перед нами: две оглобли за ушами, На глазах по колесу и седёлка на носу? (Очки.) Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Тема: Непроизносимые согласные
Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)
Крутая гора, что ни шаг, то дыра. (Лестница.)
Провожу выборочные диктанты на определенное правило.
Например: «Парные согласные»
Все напишем правильно И запомним правило:
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Парные согласные самые опасные - «стог-стога», «гриб-грибок».
Вот и кончился стишок.
Маленькие лапки, а на лапках царапки. (Кошка)
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением Очень хороша орфографическая минутка в начале урока, перед работой на это правило.
Горка, горочка, гора.
Под горою есть нора.
В той норе живет лиса,
Среди всех лесов - краса!
О лисе той не тужите….
Сколько привил здесь, скажите? (8 - на !! безударную гласную)
СТИШОК ПОМОГАЕТ детям быстро запомнить правило
Безударный гласный -
Стоп! Писать опасно!
Чтоб развеять все сомненья,
Ставим звук под ударение:
Гора - горы, дела - дело,
А теперь пишите смело.
Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова.)
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг друга не видят. (Глаза.)
Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке.
Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт.
(Земляника.)
В сенокос - горька, а в мороз - сладка.
Что за ягодка? (Рябина.)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса! А зовут её... (лиса).
Тема: Удвоенные согласные
Стою на крыше всех труб выше. (Антенна.)
По асфальту едет дом, ребятишек много в нём,
А над крышей дома вожжи, дом без них ходить не может. (Троллейбус.)
Плещет тёплая волна в берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате?
(Ванна.)
Тема: Мягкий знак после шипящих
В густом лесу под ёлками, осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками, колючий и живой. (Ёж.)
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
Тема: Ь, Ъ разделительные
Падают с ветки золотые монетки. (Листья.)
Летает на воле, да не птица. (Вьюга.)
Тема: Ь - показатель мягкости
Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь.)
Мету, мету - не вымету,
Несу, несу - не вынесу;
Пора придёт - сама уйдёт. (Тень.)
Тема: Сочетания -оро-, -оло
Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)
Дети любят играть. В игре особенно лучше запоминаются все правила.
Дидактическая игра «Помогите лисе»
Читаем стихи из сказки:
Охотники кричат,
В них ружья палят,
С ними собаки идут,
Лису дерут!
- Ребята, давайте поможем лисе убежать от собак. Для этого отгадайте загадки: Когда дети записывают отгадки в клеточки кроссворда, то предварительно называют орфограмму в слове и подбирают проверочное слово.
Это задание поможет усвоить тему «Правописание безударной гласной в корне слова». Ребята с большим удовольствием работают с таким материалом.
1.
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком. (Пчела)
2.
Зубастый зверек
Грызет с визгом дубок. (Пила)
3.
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем, ищем - не найдем. (Роса)
4.
Что шумит без ветра? (Река)