Внеурочная работа по математике в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: математика


Внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования не только к уровню образованности выпускника школы, но и уровне профессиональной квалификации и компетентности современного учителя.

Огромный путь проходит за школьные годы ребёнок в своём математическом развитии. Усвоение элементарных математических понятий требует от младшего школьника больших интеллектуальных усилий. Те умственные приобретения, которые он получает в первые годы обучения в школе, могут оказаться поистине бесценными.

Учителю необходимо правильно и интересно организовать учебную работу на уроке и во внеурочное время. Хорошо продуманная система внеурочных занятий способствует повышению уровня развития познавательной деятельности младших школьников, и формированию интереса к изучению математики.

Введение внеурочной работы рассматривается современной педагогикой как важный механизм повышения качества и фундаментальности образования, что, в свою очередь, предполагает изменение целей образования, переход от знаниево-центрической организации образовательного процесса к гуманистической личностно-центрированной, к развитию способностей, дарований и компетентностей человека, его самореализации.

В педагогическом энциклопедическом словаре Б.М.Бим-Бада дано следующее определение внеурочной работы - это «составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной работа практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. [1, 2002, с.36].

Изменение целей образования требует освоения новых функций, содержания деятельности, прогрессивных форм и технологий организации образовательного процесса. Традиционная обучающая деятельность педагога в контексте образовательных стандартов начального общего образования дополнилась функциями управления исследовательской и познавательной деятельностью учащегося.

Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. В свою очередь, реализация в процессе обучения младшего школьника указанных ориентиров связана с изменением общего подхода к регламентации работы образовательных учреждений.

Суть данного подхода в том, чтобы помочь образовательному учреждению создать предпосылки и условия для самостоятельных действий ученика и педагога в заданном направлении, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становится основным ценностно-целевым ориентиром.

Планируемый объем учебного времени в рамках учебного плана внеурочной деятельности в начальной школе - 10 часов в неделю. ФГОС НОО определены ее направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Все образовательные системы и учебно-методические комплекты для организации внеурочной работы предлагают органично связанные с учебным процессом программы научных клубов младших школьников. Кружковую работу, организуемую с помощью различных программ, организацию факультативов, которые служат продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе и т.д. Это оказывает посильную помощь в реализации направлений внеурочной деятельности.

Внеурочная работа с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеурочную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания в математике, следить за новостями в математической науке. Это благотворно сказывается на профессиональные компетенции педагога.

Следует различать два вида внеурочной работы по математике:

  • работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении программного материала (дополнительные вне урочные занятия);
  • работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).

Говоря о первом направлении внеурочной работы, отметим, что, этот вид внеклассной работы по математике с учащимися в настоящее время должен иметь место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения математике с необходимостью должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. В идеальном случае первый вид вне урочной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер, способствующий развитию индивидуальных способностей учащихся, и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из школы другого типа т.п.).

Основной целью его является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики.

Опыт работы учителей свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением вне урочной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.

  1. Дополнительные (внеурочной) занятия по математике целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к обучаемости.
  2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).
  3. Занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении в школе, целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.
  4. После повторного изучения того или иного раздела математики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме.
  5. Дополнительные занятия по математике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из "Дидактических материалов", а также учебные пособия (и задания) программированного типа.
  6. Учителю необходимо постоянно анализировать причины возникновения отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы.

Второе, из указанных выше направлений внеурочной работы по математике занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
  2. Систематизация знаний учащихся по программному материалу.
  3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся элементарных навыков научно-исследовательского характера.
  4. Воспитание высокой культуры математического мышления.
  5. Развитие у детей умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
  6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.
  7. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о ведущей роли современной математической школы.
  8. Воспитание у учащихся умения работать в коллективе и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  9. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
  10. Создание актива, способного оказать помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеурочные занятия.

Таким образом, при организации внеурочной работы надо добиваться максимальной активности каждого ученика во всех видах деятельности - организаторской, трудовой, особенно мыслительной, при выполнении всевозможных заданий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Необходимо, чтобы каждый ученик был активным участником той ситуации, которую организовал учитель.

Список литературы

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. / Б.М.Бим-Бад. - Москва: Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.