Цель мастер-класса: Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Задачи:
- Представление разных форм реализации исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности
- Представление алгоритма работы над исследованием
- Моделирование участниками мастер-класса различных мини-исследований в рамках урочной деятельности.
Свой мастер-класс я бы хотела начать словами Томаса Алва Эдисона «Обменяемся яблоками - и у каждого останется по яблоку, обменяемся идеями - и у каждого будет по две идеи». Я надеюсь, что после сегодняшнего мероприятия мы обменяемся своими идеями, мыслями и знаниями и пополним свою методическую копилку.
Что обозначает слово «исследование»?
Какие синонимы к нему мы можем подобрать.
Предлагаю первой фокус - группе выполнить следующее задание: перед вами лежат карточки, подберите и запишите на них синонимы к слову «исследование» (Учителя пишут на карточках свои ассоциации, например: ОПЫТ, АНАЛИЗ, ЭКСПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ, ОБЗОР, ПОИСК и вывешивают).
Работает правило - не знаешь - спроси.
Пока группа работает, хочу спросить у Вас, коллеги:
- Организуете ли вы исследовательскую деятельность в своем классе, в своей школе?
- Доставляет ли вам эта работа удовольствие? Что особенно нравится?
- С какими трудностями приходится сталкиваться?
- Видите ли вы положительные результаты своего труда? В чем?
Посмотрим какие слова вы подобрали к слову "Исследование".
Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, осуществляемая в соответствии с требованиями к основным этапам исследования.
Предлагаю вам послушать притчу.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.
Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема -….. надо переправиться, но как…
Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.
«Эврика» - сказал мудрец - «Надо сделать….. лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».
Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил…
Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.
В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова!
Со всех сторон осмотрели ее путники - нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет!
Можно переправляться! УРРРРА!
Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки!
Чему же учит нас эта притча?
Опираясь на данную историю, попробуем выделить этапы разработки проекта.
Оказывается с решением исследовательских задач мы сталкиваемся каждый день.
С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (с проблемой) с какой проблемой?
Какое решение было принято- лодка- (гипотеза)
Что сделал мудрец, чтобы решить данную проблему? (подумал, составил план, нарисовал схему, произвёл необходимые расчёты)
Что делали его ученики?
Как быстро они переправились на другой берег?
А почему они быстро переправились? (каждый знал, что ему делать)
А что сделали ученики перед тем, как спустить лодку? (проверили)
Проблема была решена?
Как вы считаете, какова здесь роль учителя?
Таким образом, проанализировав рассказ, мы составили план работы над исследованием, вспомнили основные этапы этой деятельности.
У вас в конвертах лежат этапы исследования - попробуйте расположить их по порядку.
- Выбор темы исследования
- Анализ литературы, источников по проблеме
- Выявление противоречия и постановка проблемы (гипотезы), требующей решения
- Определение объекта и предмета исследования
- Выбор цели исследования
- Определение задач по достижению цели
- Определение методов исследования
- Сбор эмпирического материала.
- Анализ и обобщение собранного материала
- Собственные выводы
С чего начинаем?
Шаг 1. Выбор темы исследования и ее формулирование
Отправной точкой (запуском) для ученического исследования на уроках и во внеурочное время может стать какое-либо интересное явление, на которое обратил внимание ребенок.
Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия проектов. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над проектом, а иногда это длительная работа, превратится в тяжкую повинность - в этом случае мощный потенциал проекта как деятельностной технологии обучения будет сведен к нулю.
Правило одно - тема должна быть личностно-значимой. Тема желательно должна заключать в себе интригу. «Подарок купить или создать?» «Елка искусственная или настоящая?» «Книга электронная или обычная?», «Бутерброд или каша?»
Определяемся, что тема - это основное содержание будущей работы, выраженное в одном предложении.
Приведем примеры некоторых шаблонных алгоритмов, которых, на наш взгляд, целесообразно придерживаться при формулировке темынаучно-исследовательской работы.
Шаблон формулировки тем
Алгоритм (шаблон) |
Пример формулирования темы |
1 |
Изменение (__) у (_) в (__--то) условиях |
2 |
Условия изменений (_____) у (кого-то) |
3 |
Это как (______) |
4. |
«Что-то или кто-то» в «чем-то» |
5. |
Изучение «_____» через «_____» |
6 |
Как получают (____)? |
7 |
Почему (_____) может что-то делать? |
8 |
В чем опасность (_______)? |
9. |
В чем польза (_______) |
Следующий этап это выявление противоречий и постановка пробле( гипотезы), требующей решения.
Шаг 2. Гипотеза исследовательской работы - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик, некое вероятное знание, но ещё не доказанное. Изначально гипотеза не утверждение и не опровержение - она просто не доказана.
Гипотеза должна отвечать ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- соответствовать фактам.
Гипотеза формулируется в виде сложноподчинѐнного предложения: «Если..., то...»;
«Так..., как ...»; «При условии, что...», т.е. строится таким образом, что направляет внимание исследователя на раскрытие сути исследуемого явления, установление причинно-следственных связей.
В ходе исследовательской работы гипотеза либо развивается, находит свое подтверждение, либо отвергается - делается вывод о ложности выдвинутой гипотезы.
Шаг 3. Работа над целеполагаением.
Научиться ребенку грамотно формулировать цель исследовательской работы или проекта очень важно, так как это позволит школьнику в дальнейшем четко и в нескольких предложениях ставить перед собой различные цели и достигать их, за какое бы дело он не взялся.
Итак, цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта. Цель описывается учащимся простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта)
- Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
- Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).
Практикум
Сейчас я вам предлагаю поработать в группах и создать сетку исследования в котором обязательно будут тема исследования - гипотеза - цели проекта - задачи исследования.
Презентация команд.
Рефлексия. «Рисуем ладонь»
Участникам мастер-класса предлагается задание, обвести свою ладонь и на каждом пальце обозначить позицию, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой - было важным и интересным…
- Указательный - по этому вопросу я получил конкретную информацию…
- Средний - мне было трудно (мне не понравилось)…
- Безымянный - моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец - для меня недостаточно…
ВСЕ БОЛЬШИЕ МОЛОДЦЫ!!! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗАВ АШ ТРУД!!!