Лего-газета как эффективное средство социально-коммуникативного развития младших школьников на примере проекта «Мечтать не вредно»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 2, 3, 4


Цель проекта: создание условий, направленных на эффективную социализацию младших школьников, на формирование самопознания, самооценки и мотивации к обучению средствами Лего-технологий.

Задачи:

  • Изучить педагогический опыт социализации младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
  • Способствовать созданию условий для развития формирования внутренней мотивации к учебной деятельности на основе самопознания и самооценки.
  • Начать формирование у младших школьников представлений о себе, как части социума.
  • Повысить интерес к достижениям современной науки и наиболее важным изобретениям человечества.
  • Развивать у младших школьников личностные качества: самостоятельность, активность, упорство, коммуникативные умения.
  • Помочь ребятам находить новые идеи для решения нестандартных ситуаций.

Участники:

  • Учащиеся
  • Педагоги
  • Родители

Ожидаемый результат:

  • Осознание детьми себя, значимости своей деятельности для себя и в социуме.
  • Повышение уровня сознательного поведения;
  • Развитие чувства гражданского долга, патриотизма, ответственности за свои действия.
  • Вовлечение детей в познавательную деятельность.

Актуальность

Успешная социализация зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта, его интеллектуальной инициативности. А между тем загруженность школьных программ, общая монотонность учебного процесса, громадный объём информации, который ребёнок не успевает переработать и осмыслить приводит к отсутствию у детей мотивации к обучению, любознательности, угасанию интереса к усвоению нового, к краткосрочности усвоения знаний. Чтобы сгладить эти противоречия на помощь педагогам приходят новые нестандартные деятельностные технологии. Например, лего-технологии.

Концептуальные основы использования Лего-технологий

Как показала практика, Лего-технология на данный момент - один из наиболее эффективных и распространённых педагогических инструментов, использующих трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Знания, навыки и умения формируются в этом случае в процессе создания «Лего-газеты», в ходе совместной деятельности и на конкретной практике. Такие знания приобретают прочный характер, становятся реальным инструментом освоения окружающего мира. Дети осознают значимость своей деятельности, обобщают и транслируют свой опыт, ищут единомышленников.

Концептуальной базой данной работы являются теория Дж.Дьюи, который обратил внимание на то, что ребёнок усваивает материал благодаря возникшей у него потребности в знаниях. Выготский, Гальперин, Леонтьев, развивая идеи Дьюи, считали необходимым вовлечь ребёнка в практическую деятельность. Автор идей лего-педагогики С. Пейперт указывал, что средством создания нового знания может служить конструктор Лего, так как субъект обучения действительно вовлечён в работу с ним. В нашей стране идеи лего-конструирования и Steam- технологий продвигают и разрабатывают Т.В.Волосовец, В.А.Маркова, С.А.Аверин.

На выбор технологии Лего-конструирования, как средства формирования коммуникативных умений и мотивации к учебной деятельности у учащихся повлиял и непосредственный детский интерес к кирпичикам Лего. Конструктор удачно входит и в учебную, и во внеурочную деятельность.

Механизм реализации

Проект укладывается в два этапа.

1. Подготовительный этап, в течение которого проведена обширная работа по изучению, подбору и обсуждению материала о величайших изобретениях человечества, учёных-изобретателях, о их вкладе в науку и о техническом прогрессе.

2. Основной. Выпуск лего-газеты «Мечтать не вредно»

План реализации проекта

Этапы проекта

Результат

1. Создание рабочих групп

Распределение обязанностей, начало работы. Сбор материалов, имеющихся в библиотечном фонде, на страницах интернета и в домашних библиотеках.

2. Работа по группам

1. Изучение собранных материалов, их анализ и обсуждение.
2. Беседа о своей мечте. Что необходимо в современном мире, но этого ещё не изобрели?
3. Разработка идеи.

3. Практическая деятельность по подготовке выпуска Лего-газеты

Конструирование из Лего-конструктора модели своего изобретения и подготовка фото материалов к оформлению газеты. Работа в программе «Построй свою историю»

4. Практическая деятельность по реализации проекта

Выпуск и тиражирование Лего-газеты «Мечтать не вредно»
Участие в школьных конкурсах и смотрах проектов. Выступление с проектом в рамках внеурочной деятельности Разговоры о важном «Россия: взгляд в будущее»

Структура проекта

Содержательная цель: Формирование знаний о величайших изобретениях человечества, учёных - изобретателях, о их вкладе в науку и о техническом прогрессе.

Деятельностная цель: Создание Лего-газеты «Мечтать не вредно»

Показатели достижений:

  • Увеличение интереса младших школьников к достижениям знаменитых учёных и исследователей.
  • Осознание значимости своих знаний.
  • Подъем самооценки и мотивации к обучению.
  • Выпуск Лего-газеты.
  • Победа в конкурсе проектов среди начальной школы.

Допущения, риски, ограничения:

  • Не достаточно широкий кругозор учащихся и недостаточный уровень подготовки учащихся 2-го класса к работе с текстом и недостаточность навыков в работе с компьютером.
  • Материал достаточно сложный для начальной школы.
  • Большой объём информации, сложно выбрать лучшее или важнейшее.
  • Не одинаковый уровень подготовки и мотивации детей в проектной деятельности.
  • Меры преодоления:
  • Помощь педагога и родителей.
  • Предварительная мотивация и параллельное общение с аудиторией.
  • Вовлечение всех участников учебного и воспитательного процесса в активную познавательную деятельность.

Результаты:

  • Интерес к изучению научных достижений, жизни и деятельности учёных России растет.
  • Увеличивается количество заинтересованных в работе с газетой.
  • Растёт количество желающих участвовать в новых исследованиях и проектах.
  • Появляются новые идеи и предлагаются интересные темы для газеты.
  • Интерес к теме остался после завершения работы над проектом.
  • Дети из других классов заинтересовались достижениями учёных разных стран, особенно России.

В ходе работы над газетой «Мечтать не вредно» ребята изучали историю технического прогресса от велосипеда до космического корабля. Проанализировали свои мечты, сопоставили их с возможностями современной науки, а так же, осознали важность своих личных достижений в учёбе. Создавая свой продукт деятельности (изобретение), каждый ребёнок повысил свою самооценку, увидел результаты своих действий и значение их для социума.

Приложение