На протяжении многих лет в дошкольном образовании существует принцип обучения ребенка базовым навыкам, когда он все делает по образцу, данному воспитателем. Однако в современных реалиях можно применять иные методы, ускоряющие развитие детей. В свое время новаторским стали методы воспитания Марии Монтессори, и сейчас по всему миру в семейном образовании, в различных центрах раннего развития, в детских садах практикуются ее педагогические технологии.
Мария Монтессори стала одной из первых женщин врачей в Италии и проходила практику в клинике с детьми, имеющими тяжелые диагнозы, связанные с умственной отсталостью, аутизмом. Несмотря на профиль дошкольного учреждения, Марии Монтессори удалось доказать, что дети по большей части не имеют нейропсихических отклонений, а являются педагогически запущенными, т.е. у них не было возможности и условий для развития. Она поняла, что к таким детям необходимо применять нестандартные подходы в воспитании.
Монтессори открывает в родной Италии учреждение «Дом для детей», и его воспитанники показывают уровень мыслительных и двигательных навыков, превосходящий данные сверстников из обычных школ. Резонанс от ее взглядов был огромным, познакомиться с ее методами хотели все ученые, врачи, педагоги по всему миру.
В России идеями Марии Монтессори серьезно заинтересовалась семья Л.Н.Толстого. Впоследствии в Ясной Поляне дочь Толстого использовала элементы авторской методики в школах для крестьянских детей. Однако после революции в России школы Монтессори закрылись, так как все иностранное считалось тлетворным, создавалась собственная система образования.
Однако после распада СССР идеи Монтессори снова становятся популярными.
Известный Монтессори-метод - это особая специальная программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Иными словами, монтессори-педагог - это узкий специалист, сопровождающий ребёнка на всех этапах его развития (в особенности - на дошкольном), оказывает поддержку в приспособлении к жизни, способствует многогранному изучению мира нетрадиционными способами, зачастую придуманными им самим.
В настоящее время монтессори-педагогика - это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него). Методы Монтессори применимы к детям раннего развития, однако не теряют свою актуальность даже в младшем школьном возрасте при работе с детьми, которым необходима педагогическая коррекция.
Согласно монтессори-педагогике детство должно восприниматься ребенком как важный, особый период в жизни, насыщенный событиями, впечатлениями - настолько яркими, что ни будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
В советской педагогике дошкольного образования ребенок воспринимался как копия взрослого, только пока еще маленькая. Поэтому ребенка просто нужно научить действовать по образцам, в монтессори-педагогике нет образцов и шаблонов. Перед воспитателем есть цель, которую он реализует любыми интересными и удобными ему методами. Однако при этом методы не должны травмировать психику ребенка и идти вразрез с гуманистической педагогикой, а также политикой государства.
Роль педагога в садах с элементами монтессори-педагогики отводится активному наблюдению за детьми, выявлению их актуальных интересов и тактичному предложению материалов и упражнений. Педагоги способствуют бережному развитию умений детей, знают о психологических особенностях периода раннего детства. Главное здесь - подарить ребенку внутреннюю свободу, стимулировать творчество и воображение, однако держать процесс воспитания под контролем. Под детской любознательностью, скрываются сложные психологические и психические процессы, производящие импульсы к развитию интеллекта. На генетическом уровне в сознании ребёнка заложено многообразие умений, воспринятых от своих родителей, и малыш имеет мотивацию к раскрытию своего потенциала. Как правило, детей с интеллектом выше среднего сразу заметно из общей массы воспитанников. В своем поведении такой малыш не обходится просто любознательностью, с самого раннего возраста у него обнаруживается тяга к исследованию и последующему творческому конструированию.
Однако не всегда ребенок обладает хорошими способностями к восприятию окружающего мира.
В России сейчас не так много детских садов, работающих исключительно по принципам монтессори-педагогики. Так называемые «обычные» детские сады также не стоят на месте и активно применяют отдельные элементы данной педагогики, тем более, что требования ФГОС дошкольного образования им в большей степени созвучны.
Что касается отдельных детских садов, воспитывающих исключительно по принципам Марии Монтессори, то педагоги таких учебных заведений уже достаточно эффективно используют знания о внутреннем потенциале детей, накопили большой опыт по анализу развития интеллектуальных способностей. В монтессори-группе детского сада главная задача воспитателя - регулярная демонстрация способов взаимодействия с различными материалами, так как рано или поздно образ какой-либо реалии или предмета откладывается в памяти, а впоследствии ребенок использует эти образы в самостоятельной деятельности, сначала попробует повторить, а потом конструировать свои мир.
В Монтессори-садах также педагоги осуществляют демонстрацию способа контроля ошибок: каждому знакома ситуация, когда ребенок испытывает сложности в изучении окружающего мира и поэтому обращается за помощью к воспитателю, а в случае неудачи в упражнении педагог не исправляет ошибку, но помогает ребенку самому ее найти, устранить и сделать выводы о том, как поступать в аналогичной ситуации в будущем.
Монтессори-педагоги прогнозируют начало так называемого сензитивного периода в жизни ребенка, когда он становится ориентированным на изучение окружающего мира более предметно, когда он готов постигать научные знания. Например, ребёнок вступает в сензитивный период восприятия маленьких предметов - сейчас внимание будет концентрироваться на изучении мелких природных материалов (камни, шишки, листья, прочие растения), деталей, геометрических фигурок. Поэтому педагог обогащает пространство группы контейнерами с подобными предметами, активно наблюдает за занятиями детей - изучает, что им больше нравится, какими способами дети взаимодействуют с теми или иными материалами. Все начинается с малого, затем дети учатся оперировать более крупными предметами.
Упражнения, разработанные в рамках монтессори-метода, распределяются по сензитивным периодам. То есть группа упражнений речевых и по освоению грамоты, к примеру, предлагается к выполнению детям, когда они находятся в периоде активного восприятия языка. С детьми до 3 лет формируется понимание режима в течение дня, что соответствует восприимчивости (сензитивности) к временному порядку.
Монтессори утверждала, что для полноценного развития необходимых навыков ребенка не нужно изобретать сложные игрушки и упражнения, все, что нужно для развития, находится вокруг ребенка - предметы, явления, природные материалы.
Например, обучить ребенка счету от 1 до 10 можно с помощью фруктов. Развивать мелкую моторику можно без помощи пластилина - привлекать схожие природные материалы - глину, тесто. На этом же принципе основаны методики изобразительного искусства - лепка из глины и тестопластика. Кроме того, детям доступны эти материалы вне детского сада. Есть немало примеров, когда дети-дошкольники успешно помогали родителям лепить домашние пельмени, разделывать тесто на другие изделия.
Таким образом, у детей развивается любознательность, стимулируется желание познавать окружающий мир и анализировать происходящие в нем процессы. Также дети, воспитанные по системе Монтессори, являются свободными и независимыми, с самого раннего детства учатся формулировать свою собственную точку зрения.
Несмотря на очевидные достоинства методик Монтессори, существуют и «минусы». Например, в рассматриваемой педагогике практически не уделяется внимание социальной стороне воспитания ребенка: сведены к нулю занятия, направленные на освоение социальных ролей. Поэтому дети, воспитывающиеся по системе Монтессори, попадая в другой детский сад, сталкиваются с трудностями межличностного общения: свободолюбивый малыш, который любит постоянно возиться с камешками или шишками, не всегда быстро может переключиться на конкретные игрушки и участвовать в коллективных играх с другими детьми.
Поэтому работа любого дошкольного педагога сводится к тщательному отбору методик для определенных групп детей по характеру, темпераменту, наличию каких-либо медицинских особенностей.
Кроме методик Марии Монтессори в дошкольных учреждениях могут использоваться и другие авторские методики, однако, прошедшие государственную экспертизу. Игрушки и учебные пособия также должны получить необходимую сертификацию.