Проблемы формирования репертуара детского хореографического коллектива. Методические рекомендации для концертмейстеров

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: концертмейстер


В нашей республике прослеживается повышенный интерес к хореографическому искусству. С каждым годом неуклонно он возрастает, и не только к кавказской хореографии. Появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают современную молодежь. Происходит популяризация самодеятельных танцевальных коллективов. Все это - свидетельство пробуждения нового современного художественного сознания людей. Такие обстоятельства являются плодотворными предпосылками для роста и развития хореографического искусства.

Темой данной работы стал исполнительский репертуар детского танцевального коллектива. Автором предпринята попытка обоснования принципов и критериев подбора музыкальных произведений для последующей постановки на сцене. На протяжении более чем двух десятков лет работы в детских ансамблях автор приобрел значительный опыт разработки репертуарных планов совместно с педагогом - хореографом, представляющий особую актуальность и ценность для начинающих концертмейстеров и хореографов самодеятельных коллективов народного танца, испытывающих затруднения в подборе и интерпретации музыкального фольклора, в создании хореографических постановок на основе народных танцев. Принципы и критерии отбора репертуара, сформулированные в работе, позволят молодым хореографам выстроить стройную систему обучения и формирования исполнительских навыков. К тому же в работе поднимается вопрос о значительном воспитательном потенциале народной музыки для подрастающего поколения.

Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно- исполнительского и воспитательного процессов. Решение этой задачи связано во многом с репертуаром, с теми художественными произведениями, вокруг которых строится работа хореографического коллектива. От их качества, идейно-художественного уровня, социально-педагогического потенциала зависит во многом эффективность выполняемых хореографическим коллективом функций.

Подбор репертуара требует от художественного руководителя коллектива чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Одним из критериев при подборе репертуара для хореографического коллектива является его реальность, соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива. При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер, требующий от руководителя несомненных творческих способностей, невозможно. Эти требования можно свести к следующим:

  • необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту - свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель;
  • для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра;
  • при решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом;
  • учитывать учебно-тренировочные цели;
  • помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев;
  • создавать танцевальные произведения в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять - шесть человек (это позволяет работать с двумя составами), так как важно занимать всех участников коллектива;

Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода. «...артист растёт только на новом, каждая новая постановка - это качественный скачок в творческой биографии, потому что любой балетмейстер, воплощая свой замысел в исполнителе, стремится к совершенной материализации своей идеи, требует этого от артиста и подводит его к максимальному приближению».

Полезно было бы так же разобраться в деятельности тех различных по профилю коллективах, которые функционируют в наше время, - этнографических, в которых учувствуют чаще всего люди преклонного возраста, непосредственные носители традиций; различных ансамблей народного танца, где можно увидеть все уровни работы с фольклором - от воссоздания аутентических образцов до стилизации и создания авторских сочинений по мотивам фольклора (их большинство); групп, в которых народный танец соединяется с различными видами современной пластики. Ведь при всей, казалось бы, очевидности задач практика показывает, что на местах от этнографических и фольклорных коллективов требуют сценических постановок, созданных по всем законам театрального искусства, порой упрекают балетмейстеров, которые создали авторские произведения, за отрыв от народных традиций...Есть интересное высказывание: «Удивительный, однако, секрет в этом часто повторяемом слове «традиции». С одной стороны - их вечно ломают, чтобы пробиться к чему-то новому. С другой - оставшись без них, теряют почву».

Таким образом, получается, что сохранять традиционные танцы - это лишь одна сторона проблемы. Необходимо сопрягать их с тем, что рождено нынешним днём, с образной системой художественного мышления, присущего новой эпохе. Современная народно-сценическая хореография чрезвычайно напряжена в своих творческих поисках: это можно представить как пружину, один конец которой закреплён где-то «на» фольклоре, а второй устремляется за современностью, за проблемами, надеждами и тревогами современного мира.

При постановке современных народно-сценических произведений надо не бояться подвергать пересмотру всю поэтику фольклора, следовать не «букве», а «духу». Ведь его влияние на творчество хореографа может и должно быть шире и глубже, чем его воспроизведение, цитирование, подражание. Очевидно, необходимо отказываться от того, что не отвечает потребностям нашей действительности. Не надо бояться уходить от простого копирования фольклорных форм в сценических произведениях».

Мы не можем отменить естественную смену форм пластического мышления народа, но можем, дав их бытованию иное направление, сохранить их как элемент национальной культуры. Сегодня хореографы не имеют права смотреть на процесс сохранения традиций однобоко, только с точки зрения их консервации, они должны видеть эстетические потребности общества уметь синтезировать фольклорное наследие с самыми современными формами, ритмами, красками. «Конечно, не всё, что отлично от старого, может считаться хорошим. (Впрочем, и в старом не всё одинаково хорошо.) Однако, есть общий наш опыт, который даёт возможность мыслить и чувствовать глубже. Но в этот опыт входит и мысль о движении. Забыть о движении, наверное, так же плохо, как и утерять опыт.

Конечно, дом без фундамента рухнет, однако один фундамент тоже ещё не дом. Но сделать вещь, где есть объемность, гармония новых решений, трудно».

Ответственность за репертуар лежит как на художественном руководителе хореографического коллектива, так и на музыкантах-концертмейстерах. Интересы интернациональной культуры предполагают наличие национальных, а они традиционно передаются из поколения в поколение «носителями»; в данном случае, владеющими знанием танца, законов его созидания и выразительных средств. А танец в своём прекрасно-увлекательном коде несёт глубочайшие пласты информации. Сохранение и использование традиций означает и учёт современных веяний, требований, применение специфических художественно-выразительных средств. Народные произведения в этом отношении предоставляют огромные возможности, но их творческое использование требует высокого эстетического вкуса, чувства меры, сохранения подлинной связи с глубинными истоками искусства.

Вывод:

  1. Ответственность за репертуар лежит на художественном руководителе и концертмейстере, так как репертуар - это лицо коллектива, показывающий его возможности и раскрывающий будущие перспективы.
  2. При подборе репертуара художественный руководитель должен учитывать соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива;
  3. Постановки должны соответствовать возрасту участников коллектива и их возрастной психологии;
  4. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра;
  5. Создавать номера массовые, сольные, дуэтные, на 5-6 человек, так как это позволяет занять наибольшее количество участников ансамбля в программе, даёт возможность учесть индивидуальные особенности и выстроить программу сольного концерта коллектива;
  6. Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, созданный художественным руководителем с разными индивидуальностями и творческим почерком, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.

Приложения

Литература

Учебники, монографии, брошюры

  1. Гусев Г.П. Народный танец. Методика преподавания .Учебник для вузов. - М.: Владос, 2012.
  2. Захаров Р. Сочинение танца. - М.: Искусство, 1989 г.
  3. Каргин А. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. - М.: Просвещение, 1984 г.
  4. Карпенко В.Н. Народно-сценический танец. - Нальчик: ООО «Научно - издательский центр ИНФРА-М», 2016.
  5. Колногузенко Б. Основы танцевальной композиции. - Х.: ХДАК, 1997.
  6. Морозов, А.Н. Постановочная деятельность хореографа. - М.: Искусство,1994.
  7. Соломоник Ф. А. Репертуар - основа воспитательного воздействия в самодеятельном коллективе: Педагогические условия организации самодеятельного художественного творчества. - Л., 1982.
  8. Шубин В.В. Народный танец. - М.: Дрофа, 2011.

Электронные ресурсы

  1. Методологические основы формирования репертуара детского хореографического коллектива. URL: https://studbooks.net/1939577/pedagogika/metodologicheskie_osnovy_formirovaniya_repertuarnogo_plana_detskogo_horeograficheskogo_kollektiva
  2. Методические рекомендации по формированию репертуара детских творческих коллективов художественной направленности в КДУ. URL: https://revolution.allbest.ru/culture/00518285_0.html
  3. Особенности формирования репертуара детского хореографического коллектива URL: http://dogmon.org/gosudarstvennoe-avtonomnoe-uchrejdenie-dopolnitelenogo-obrazov.html?page=3