Диспраксия у детей

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: Диспраксия


Диспраксия или синдром неуклюжести - это патологическое состояние, проявляющееся нарушением движений при отсутствии параличей или снижения тонуса скелетной мускулатуры. Дети с таким диагнозом испытывают трудности при выполнении сложных двигательных актов, вроде письма или звукопроизношения. К другим характерным проявлениям заболевания относят ухудшение мелкой моторики, нарушение координации движений и общую неловкость. Лечением диспраксии занимаются детские неврологи и логопеды. Требуется комплексный подход, направленный на устранение причины недуга и восстановление двигательных функций.

Кольер впервые описал расстройство координации развития как «врожденную неприспособленность». А.Джин Айрес в 1972 году назвала расстройство координации развития расстройством сенсорной интеграции, в то время как в 1975 году доктор медицины Сассон Губбей назвал это «синдромом неуклюжего ребёнка». Нарушение координации развития также называют «минимальной мозговой дисфункцией», хотя два последних названия больше не используются.

Всемирная организация здравоохранения в настоящее время классифицирует нарушение координации развития как «Специфическое нарушение двигательной функции в процессе развития»..

В большинстве случаев такая болезнь развивается по причине поражения мозговых структур, отвечающих за координацию работы опорно-двигательного аппарата.

Патологический процесс возникает во время вынашивания ребенка или после рождения. Артикуляционная диспраксия у детей обусловлена нарушением функций коры больших полушарий. Отличительный признак недуга - отсутствие параличей, мышечной слабости и сопутствующих заболеваний. Согласно аналитическим данным, распространенность диспраксии среди детей варьируется от 1% до 20%. У мальчиков такую патологию диагностируют чаще.

Основные причины:

  • повреждение центральной нервной системы в период внутриутробного развития по причине осложнения беременности;
  • осложнение родовой деятельности;
  • недоношенность, переношенность, продолжительная физиологическая желтуха новорожденных или другая патология у грудного ребенка;
  • наследственная предрасположенность к двигательным нарушениям.

К факторам риска формирования болезни относят неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание.

Классификация заболевания может быть основана на локализации, патогенезе или характере симптомов. С точки зрения патогенеза диспраксия может быть двигательной или чувствительной. Если возникают трудности с двигательной активностью по команде, речь идет об идеомоторной диспраксии. Идеомоторная форма болезни характеризуется нарушением планирования и реализации сложных действий.

Классификация диспраксии, основанная на видах двигательной активности:

  • Графомоторная. Ребенок не справляется с правильным написанием цифр или букв.
  • Конструктивная. Пациенту трудно собрать что-либо из составных частей.
  • Выразительная. Мимика ребенка не выражает эмоции.
  • Пространственная. Нарушается пространственная ориентация движений.

Врачи также учитывают, какая область тела была затронута патологическим процессом. С точки зрения локализации выделяют пальцевую, артикуляционную и оральную формы заболевания.

Проявления диспраксии зависят от вида патологии. Например, при нарушении артикуляции специалисты обращают внимание на замену сложных звуков более простыми, невнятную речь, перестановку и пропуск слогов, постоянные письменные ошибки. При пространственной или конструктивной диспраксии ребенок не справляется с подвижными играми и выглядит неуклюжим. Менее заметной может быть выразительная или графомоторная форма заболевания. Часто родители слишком поздно приводят ребенка к врачу, поскольку путают симптомы болезни с признаками неуспеваемости.

Дополнительные признаки:

  • проблемы с выбором преобладающей руки;
  • повышенная восприимчивость к прикосновениям;
  • ребенок слишком поздно начинает ходить, сидеть или ползать;
  • пациент часто спотыкается и падает из-за неуклюжей походки;
  • мнестические нарушения.

Приступить к коррекции недуга рекомендуется как можно раньше, поскольку нарушение моторных и речевых навыков негативно сказывается на дальнейшем обучении и качестве жизни. Дети с диспраксией чаще страдают от одиночества и социальной изоляции из-за невозможности играть со сверстниками. Двигательные расстройства провоцируют гиподинамию и замедление темпов физического развития. К дополнительным осложнениям заболевания относят психоэмоциональные нарушения в виде апатии и депрессии.

При обнаружении характерных признаков диспраксии следует записаться на прием к детскому неврологу. Врач расспросит родителей о возникших симптомах, соберет анамнестические данные для обнаружения факторов риска двигательных нарушений и поговорит с пациентом. Уже во время первичного осмотра можно выявить общую неуклюжесть, трудности при выполнении простых действий и проблемы с выражением эмоций с помощью мимики. Для постановки диагноза потребуются результаты специальных исследований.

Методы диагностики диспраксии:

  • Нейрофизиологические исследования: электроэнцефалография, электронейромиография и др. Результаты таких процедур позволяют неврологу обнаружить признаки органического или функционального поражения органов ЦНС.
  • Нейропсихологические исследования. Врач проводит специальные пробы для оценки состояния двигательных функций и уточнения вида заболевания.

Также ребенка направляют к логопеду для определения дефектов устной речи. Специалист оценивает произношение и выявляет характерные для патологии ошибки.

Для устранения заболевания и восстановления функций опорно-двигательного аппарата требуется комплексный подход. Неврологи назначают физиотерапевтические процедуры, лечебный массаж, кинезиотерапию и упражнения в рамках ЛФК. Детям с такой болезнью рекомендуется посещать клинического психолога или специального обученного педагога для прохождения нейропсихологической терапии.

Регулярные занятия у логопеда - важный этап коррекции диспраксии. Специалист предложит комплекс пассивных и активных упражнений для правильного развития артикуляционного аппарата и устранения выявленных речевых дефектов. При условии грамотного подхода логопедам удается излечить недуг у большинства пациентов. Чем раньше будет начато лечение, тем ниже риск неуспеваемости и нарушения физического развития.

Список использованных ресурсов

  1. https://detmed.ru/disease/dispraksiya-u-detey/
  2. https://ru.m.wikipedia.org