Диспраксия или синдром неуклюжести - это патологическое состояние, проявляющееся нарушением движений при отсутствии параличей или снижения тонуса скелетной мускулатуры. Дети с таким диагнозом испытывают трудности при выполнении сложных двигательных актов, вроде письма или звукопроизношения. К другим характерным проявлениям заболевания относят ухудшение мелкой моторики, нарушение координации движений и общую неловкость. Лечением диспраксии занимаются детские неврологи и логопеды. Требуется комплексный подход, направленный на устранение причины недуга и восстановление двигательных функций.
Кольер впервые описал расстройство координации развития как «врожденную неприспособленность». А.Джин Айрес в 1972 году назвала расстройство координации развития расстройством сенсорной интеграции, в то время как в 1975 году доктор медицины Сассон Губбей назвал это «синдромом неуклюжего ребёнка». Нарушение координации развития также называют «минимальной мозговой дисфункцией», хотя два последних названия больше не используются.
Всемирная организация здравоохранения в настоящее время классифицирует нарушение координации развития как «Специфическое нарушение двигательной функции в процессе развития»..
В большинстве случаев такая болезнь развивается по причине поражения мозговых структур, отвечающих за координацию работы опорно-двигательного аппарата.
Патологический процесс возникает во время вынашивания ребенка или после рождения. Артикуляционная диспраксия у детей обусловлена нарушением функций коры больших полушарий. Отличительный признак недуга - отсутствие параличей, мышечной слабости и сопутствующих заболеваний. Согласно аналитическим данным, распространенность диспраксии среди детей варьируется от 1% до 20%. У мальчиков такую патологию диагностируют чаще.
Основные причины:
- повреждение центральной нервной системы в период внутриутробного развития по причине осложнения беременности;
- осложнение родовой деятельности;
- недоношенность, переношенность, продолжительная физиологическая желтуха новорожденных или другая патология у грудного ребенка;
- наследственная предрасположенность к двигательным нарушениям.
К факторам риска формирования болезни относят неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание.
Классификация заболевания может быть основана на локализации, патогенезе или характере симптомов. С точки зрения патогенеза диспраксия может быть двигательной или чувствительной. Если возникают трудности с двигательной активностью по команде, речь идет об идеомоторной диспраксии. Идеомоторная форма болезни характеризуется нарушением планирования и реализации сложных действий.
Классификация диспраксии, основанная на видах двигательной активности:
- Графомоторная. Ребенок не справляется с правильным написанием цифр или букв.
- Конструктивная. Пациенту трудно собрать что-либо из составных частей.
- Выразительная. Мимика ребенка не выражает эмоции.
- Пространственная. Нарушается пространственная ориентация движений.
Врачи также учитывают, какая область тела была затронута патологическим процессом. С точки зрения локализации выделяют пальцевую, артикуляционную и оральную формы заболевания.
Проявления диспраксии зависят от вида патологии. Например, при нарушении артикуляции специалисты обращают внимание на замену сложных звуков более простыми, невнятную речь, перестановку и пропуск слогов, постоянные письменные ошибки. При пространственной или конструктивной диспраксии ребенок не справляется с подвижными играми и выглядит неуклюжим. Менее заметной может быть выразительная или графомоторная форма заболевания. Часто родители слишком поздно приводят ребенка к врачу, поскольку путают симптомы болезни с признаками неуспеваемости.
Дополнительные признаки:
- проблемы с выбором преобладающей руки;
- повышенная восприимчивость к прикосновениям;
- ребенок слишком поздно начинает ходить, сидеть или ползать;
- пациент часто спотыкается и падает из-за неуклюжей походки;
- мнестические нарушения.
Приступить к коррекции недуга рекомендуется как можно раньше, поскольку нарушение моторных и речевых навыков негативно сказывается на дальнейшем обучении и качестве жизни. Дети с диспраксией чаще страдают от одиночества и социальной изоляции из-за невозможности играть со сверстниками. Двигательные расстройства провоцируют гиподинамию и замедление темпов физического развития. К дополнительным осложнениям заболевания относят психоэмоциональные нарушения в виде апатии и депрессии.
При обнаружении характерных признаков диспраксии следует записаться на прием к детскому неврологу. Врач расспросит родителей о возникших симптомах, соберет анамнестические данные для обнаружения факторов риска двигательных нарушений и поговорит с пациентом. Уже во время первичного осмотра можно выявить общую неуклюжесть, трудности при выполнении простых действий и проблемы с выражением эмоций с помощью мимики. Для постановки диагноза потребуются результаты специальных исследований.
Методы диагностики диспраксии:
- Нейрофизиологические исследования: электроэнцефалография, электронейромиография и др. Результаты таких процедур позволяют неврологу обнаружить признаки органического или функционального поражения органов ЦНС.
- Нейропсихологические исследования. Врач проводит специальные пробы для оценки состояния двигательных функций и уточнения вида заболевания.
Также ребенка направляют к логопеду для определения дефектов устной речи. Специалист оценивает произношение и выявляет характерные для патологии ошибки.
Для устранения заболевания и восстановления функций опорно-двигательного аппарата требуется комплексный подход. Неврологи назначают физиотерапевтические процедуры, лечебный массаж, кинезиотерапию и упражнения в рамках ЛФК. Детям с такой болезнью рекомендуется посещать клинического психолога или специального обученного педагога для прохождения нейропсихологической терапии.
Регулярные занятия у логопеда - важный этап коррекции диспраксии. Специалист предложит комплекс пассивных и активных упражнений для правильного развития артикуляционного аппарата и устранения выявленных речевых дефектов. При условии грамотного подхода логопедам удается излечить недуг у большинства пациентов. Чем раньше будет начато лечение, тем ниже риск неуспеваемости и нарушения физического развития.
Список использованных ресурсов