Развитие интереса учащихся к предмету физика на основе активизации их познавательной деятельности

Разделы: Физика


В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих учеников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике - развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках. Я считаю, что широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно-оборудованного кабинета физики, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе.

В своей практике накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. В изучении физики определяющим способом учебной деятельности является физический эксперимент. Он представлен в учебном процессе в таких формах: демонстрационный и фронтальный эксперимент, лабораторные работы, физический практикум, экспериментальные задачи, поисково-исследовательские задания, которые могут применяться как на уроке, так и для домашнего выполнения, групповые экспериментальные исследования и другие виды внеклассного физического эксперимента.

Учебный физический эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. - все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.

Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречие. В этом случае активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач.

В.А.Сухомлинский писал, что на уроке «учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя». Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету.

Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала.

При активизации познавательной деятельности на более высоком уровне с учетом активности мыслительной деятельности нужно развивать логическое мышление. Средствами, применяемыми в этом случае, выступают: эвристическая беседа, задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы учащихся, логико-поисковые самостоятельные работы и т.п.

Литература

  1. Досмаханова Р. А. Формирование познавательной активности учащихся на уроках физики // Молодой ученый. - 2014. - №4.1. - С. 35-36. - URL https://moluch.ru/archive/63/9998/
  2. Воробьев М.Н. Групповая деятельность учащихся на уроках физики // Физика в школе. - 2006 . - №7. - С. 21-28. 2.
  3. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. - М.: Просвещение, 2009. - С. 39-44.
  4. Иванова Л.А., Тихомирова С.А. Экспериментальное учебное пособие по физике для учащихся 10 класса, 1 часть. - М., 1993.
  5. Монастырский Л.М. Физика за два года. Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. - М., 1994.
  6. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1975.