Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это целостная система взаимодействия с идеями и информацией, которая позволяет активизировать исследовательскую и интеллектуальную деятельность обучаемого, вовлечь в процесс обучения его личностное начало.
Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):
- структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
- содержание, в основе которого - эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:
- активность учащихся в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;
- мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;
- использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления.
Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей.
Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
Приемов развития критического мышления очень много. Приведу несколько из них:
1. КЛАСТЕР
Описание приёма.
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями "второго уровня".
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.
2. КОРЗИНА ИДЕЙ
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
3. Прием «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
- V - уже знал;
- + - новое;
- - - думал иначе;
- ? - не понял, есть вопросы.
Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
4. ПРИЁМ «ФИШНБОУН» или «РЫБИЙ СКЕЛЕТ»
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название - причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
5. ПРИЁМ: "Верю - не верю"
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
Вывод: Технология критического мышления предполагает.
Изменение роли учителя
- Признание ценности личности каждого учащегося, его права на раскрытие собственного творческого потенциала, собственных учебных приоритетов.
- Организация учебной деятельности, позволяющая каждому учащемуся раскрыть свои способности.
- Использование мониторинга с целью коррекции знаний учеников. Коррекция собственных педагогических подходов, приемов и методов обучения.
- Открытость учителя для новых идей. Творческий поиск.
- Понимание того, что ученик находится в центре внимания, в центре педагогической деятельности и педагогических усилий.