Дети с тяжелыми нарушениями речи, как правило, при нормальном слухе и сохранном интеллекте имеют выраженное нарушение всех составляющих языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Особые дети имеют особые образовательные потребности, которые требуют внимания со стороны всех специалистов дошкольной образовательной организации, а также родителей детей. Именно комплексный подход педагогического воздействия способствует коррекции речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие, развитие физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников [7, с. 9].
Научно доказана взаимосвязь двигательного и речевого развития детей. Поэтому одним из важных направлений работы с детьми с ТНР была и остается организация деятельности специалистов дошкольных организаций по образовательной области «Физическое развитие».
Говоря о работе по физическому развитию детей с ТРН, отмечается важность решения не только обучающих, развивающих и воспитательных задач, но и задач коррекционных, направленных на сглаживание или полное устранение основного дефекта данной группы детей с опорой на сохранённые анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный). Именно опора на развитие и совершенствование деятельности сохранённых анализаторов обуславливает развитие компенсаторных возможностей ребенка и на развитие речевой сферы в целом, что и является одной из основных задач дошкольного образования. [3]
Дети с общим недоразвитием речи имеют отставание от сверстников по различным параметрам. Отмечается отставание и в развитии физических качеств (ловкости, быстроты). Развитие координационных способностей также находится на более низком уровне по сравнению с дошкольниками, не имеющими нарушений речи. [5]
Физическое развитие детей с ТНР предусматривает организацию различных форм работы: утренняя гимнастика, физкультурное занятие, физкультминутки, различные подвижные игры, физкультурные праздники и досуги, самостоятельная двигательная деятельность, в том числе и на прогулке.
Основной формой обучения детей основным видам движения было и остается физкультурное занятие. Именно физкультурное занятие в полной мере позволяет решить воспитательные, образовательные, оздоровительные и коррекционные задачи образовательной области «Физическое развитие».
Традиционно физкультурное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Такую же структуру имеет занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Вводная часть занятия имеет своей основной задачей активизацию внимания детей, а также постепенную, планомерную подготовку организма к основной части, где и будут решаться задачи всего физкультурного занятия. Содержание вводной части может быть достаточно разнообразным: различные виды ходьбы, бега, игровые упражнения, подвижные игры, построения и перестроения, упражнения на осанку и укрепления стопы [1]. Для решения специальных задач физического развития детей с ТНР особенно важно в вводную часть занятия включать не только различные виды ходьбы и бега, но и упражнения на координацию движений («Пробеги не задень» и пр.), упражнения способствующие профилактике правильной осанки, на укрепление свода стопы, а также ритмические движения под музыку, элементы логоритмики, упражнения на развитие ориентировки в пространстве, приемы имитации и подражания («Пройди как медвежонок» и пр.), дыхательные упражнения.
В основной части занятия решаются основные образовательные задачи. Эта наиболее продолжительная по времени часть занятия начинается, как правило, с выполнения общеразвивающих, подводящих упражнений. Упражнения выполняются из различных положений: стоя, сидя, лежа. [1, с.33] Упражнения могут выполняться как под счет, так и под музыкальное сопровождение. При проведении ОРУ могут быть использованы различные предметы: мячи, гимнастические палки, короткие скакалки и пр. Заканчивается комплекс ОРУ дыхательными упражнениями. По завершении комплекса ОРУ проводятся упражнения в основных видах движения. Помимо вышеперечисленного, основная часть занятия предусматривает проведение подвижной игры. При организации подвижных игр с детьми с ТНР целесообразно вводить игры по правилам («Бездомный заяц», «Снежная королева» и пр.), игры с речевым сопровождением («Весёлые ребята», «Золотые ворота» и др.). Подвижные игры подбираются с учетом взаимосвязи программного материала.
В заключительной части происходит постепенное снижение двигательной активности детей. Здесь для решения специальных коррекционных задач возможно использование дыхательных упражнений, игр малой подвижности с речевым сопровождением («Тишина», «Фантазеры» и др.), игр на ориентировку в пространстве («Найди и промолчи», «Найди флажок», «Высоко и низко» и т.д.), на развитие звукопроизношения («Придумай слово на определенный звук» и пр.), игры с музыкальным сопровождением («У жирафа» и пр.). Также рекомендуется использовать техники для релаксации, самомассажа, упражнения на развитие мелкой моторики.
Работа по физическому развитию с детьми с тяжелыми нарушениями речи во многом схожа с работой с детьми, не имеющими проблем в речевой сфере, и учитывая особые образовательные потребности данной группы детей, основные общеобразовательные и специальные коррекционные задачи по физическому развитию будут решены.
Литература
- Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях / Н.Аксенова // Дошкольное воспитание, 2000. №6. - С. 37-48.
- Алтухова Т.А., Панасенко К.Е., Шинкарева Л.В., Николаева Е.А. Развитие двигательных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dvigatelnyh-sposobnostey-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 11.01.2023).
- Кириллова Ю.А. Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет.
- Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н.Кожухова // Дошкольное воспитание, 2000. №3. - С. 52
- Носенко Н.П., Томашвили Е.А. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-dvigatelnoy-sfery-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 17.02.2023).
- Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности / М.А.Рунова // Дошкольное воспитание, 2000. №6. - С. 30-37.
- Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1022. Электронный ресурс: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036