Цели:
предметные:
- овладение навыками самостоятельного изучения фактов из биографии поэта-фронтовика, подготовка учащихся к сочинению в жанре эссе, к написанию текста в научном стиле;
метапредметные:
- овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование информационной культуры личности ребенка, формирование навыков творческой деятельности,
- развитие умений давать аргументированную оценку, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
личностные:
- формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через знакомство с событиями прошлого, судьбами людей, сохранение исторической памяти;
Задачи:
предметные:
- обучение исследовательской деятельности в области школьных предметов «Литература», «История», «Культура родного края»;
- практическое овладение научным стилем речи, создание текста учебно-исследовательской работы, написание эссе;
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно определять цели исследования, в сотрудничестве с учителями ставить новые учебные задачи;
- работать с различными источниками информации;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, создавать обобщения, делать выводы, оформлять результаты исследовательской деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности.
Предварительная работа:
- обсуждение возможных тем исследования с учетом личных качеств учеников и их интересов;
- индивидуальные консультации по вопросам формулирования цели, задач исследования, выбора методов;
- общее задание — собрать достоверную информацию о жизни и боевом пути родных, участников Великой Отечественной войны, на сайтах проекта «Память народа (1941-1945)» и проекта «Дорога памяти» Минобороны РФ;
- индивидуальные задания - сбор фотографий, воспоминаний, рассказов, иллюстраций об участниках войны.
Объект исследования: жизнь и боевой путь участника Великой Отечественной войны, внёсшего свой вклад в дело Великой Победы.
Предмет исследования: архивные Интернет-документы, семейные и личные архивы.
Методы исследования и тип деятельности на уроке — сбор и анализ материала по теме исследования, его систематизация и обобщение, метод практической деятельности в области учебных предметов «Литература», «История», «Культура родного края», архивный поиск.
Оборудование: экран, проектор, семейные фотографии, мультимедийная презентация.
Ход работы
1. Этап мотивации. Эмоциональный настрой на работу
- Ребята, объясните смысл эпиграфа урока, строчки из стихотворения Юрия Смоленского:
Когда-нибудь умрёт солдат последний,
Но не истлеют славы ордена.
И будет навсегда для нас победной
Ушедшая в историю война.
- 9 мая 1945 года во всех уголках нашей необъятной родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного момента прошло почти 80 лет. Выросли новые поколения, для которых Великая Отечественная война — далёкая история, «но не истлеют славы ордена» тех, кто спас мир от насилия, защитил родину от врага.
2. Вступительное слово учителя
- 22 июня 1941 года фашистское нашествие оборвало мирную жизнь советских людей, перечеркнуло планы и надежды наших соотечественников. Страницы газет того времени призывали: «Всё для фронта! Всё для Победы!» Молодые люди, способные носить оружие, ушли в действующую армию, чтобы 9 мая 1945 года услышать долгожданное слово: «Победа!»
К сожалению, очевидцев страшной войны с каждым годом становится меньше, уходят из жизни люди, внесшие свой бесценный вклад в Победу над фашизмом, но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства.
Сейчас как никогда важно поддержать традицию сохранения памяти о поколении, благодаря которому мы живём.
3. Этап постановки и обсуждение проблемы исследования. Актуализация знаний
Для защиты страны от вероломного врага шло пополнение Красной армии и призывниками из Чувашии. Сегодня мы, потомки ветеранов той войны, несмотря на давность событий, продолжаем вспоминать их героизм, мужество, отвагу, благодарить их за возможность жить и радоваться миру.
4. Объявление темы исследования (ученики формулируют тему, используя строчки из прозвучавшего эпиграфа)
5. Этап формулирования цели исследования
1) Работа с карточками в парах:
2) Общая формулировка цели исследования (с учетом разных мнений): изучить семейные архивы и восстановить «боевые» страницы членов семьи, внёсших вклад в дело Великой Победы.
6. Этап формулирования задач и гипотезы исследования
- работа трёх групп «теоретиков», в каждой из которых учитель является консультантом;
- представление результатов на слайдах электронной презентации.
«Теоретики 1» (формулируют задачи):
- изучить документы о ветеране войны в архиве сайта информационного проекта «Память народа»;
- на сайте проекта «Дорога памяти» проследить боевой путь ветерана в ходе Великой Отечественной войны;
- записать «живые» воспоминания о ветеране ВОв, написать собственное эссе о нём;
- собрать семейный «архив» периода 1942-1945 гг.
«Теоретики 2» (формулируют актуальность исследования):
- История страны, её судьба складывается из историй отдельных людей.
- Человеку нужна память о прошлом, чтобы, связав прошлое и настоящее, стремиться к счастливому будущему.
«Теоретики 3» (формулируют гипотезу исследования): знакомство с фактами из биографии прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, позволяет больше узнать об истории своей семьи, почувствовать её неразрывную связь с историей родины, испытать чувство гордости за мужественных и благородных чувашских сыновей, прошедших дорогами войны.
Обобщение учителя: Хотя мы с вами, ребята, родились под мирным небом, но в наших сердцах должна жить память о тех, кто приближал долгожданную Победу, кто отдал свою жизнь за свободу нашей родины.
7. Этап сбора и систематизации материала
Обработка полученных результатов. Отчеты юных исследователей. (индивидуальная работа с юными исследователями, желающими принять участие в республиканской акции «Правнуки о войне». Основная часть исследования).
а) изучение достоверной информации на сайте проекта «Память народа (1941-9142)»:
Название раздела сайта |
Результат поиска |
«Герои войны» |
Алюшин Максим Ильич, 1909 года рождения, Чувашская АССР, Октябрьский район, Покровский с/с, с.Покровское |
«Галерея памяти» |
Фотография прадедушки, младшего сержанта, заместителя командира отделения 399 отдельного пулеметного артиллеристского батальона |
«Перечень наград» |
05.04.1945. Медаль «За боевые заслуги» и наградной документ (№ документа 521/н): дата рождения, воинское звание – сержант, кто наградил – 1-й Белорусский фронт, архив ЦАМО |
1-й промежуточный вывод юного исследователя: я узнала, что мой прадед был призван в ряды Красной Армии Октябрьским районным военкоматом Чувашской АССР 10 февраля 1942 года в возрасте 32 лет. Наименование воинской части 399 опаб 119 УР 1 БелФ. С 23 мая 1943 года воевал на Центральном и Белорусском фронтах.
б) изучение боевого пути участника ВОв на сайте проекта «Дорога памяти» Министерства Обороны РФ:
На сайте проекта «Дорога памяти» Министерства Обороны РФ я установила боевой путь моего прадедушки в составе 399 отдельного пулеметного артиллеристского батальона в период с 26.02.1944 – 29.03.1945 годов. Боевых действий в указанном документе зафиксировано 15.
2-й промежуточный вывод юного исследователя: я установила боевой путь моего прадедушки в составе 399 отдельного пулеметного артиллеристского батальона в период с 26.02.1944 – 29.03.1945 годов. Боевых действий в указанном документе зафиксировано 15.
в) работа в архиве:
Вот так выглядит запись боевого подвига защитника нашей родины:
Краткое, конкретное положение личного боевого подвига или заслуги Алюшина М.И. |
В период боевых действий батальона, в частности на реке Висла, показал себя отважным и мужественным младшим командиром. Его расчет успешно, с большими потерями для противника, отбил вражескую разведку численностью до 30 человек. Оборудуя свои огневые позиции на всех боевых рубежах мл. сержант Алюшин заканчивал работу одним из первых, выполняя норму земляных работ ежедневно на 200–250 %, чем способствовал успешному выполнению боевой задачи, поставленной перед батальоном. |
3-й промежуточный вывод юного исследователя: в сводной картотеке архива ЦАМО в шкафу № 3, ящике № 13 я нашла наградной документ Алюшина М. И. – фотографию медали «За боевые заслуги».
г) сопоставление фактов биографии ветерана войны с историческими событиями 1945 года; поисковый отчёт юного исследователя:
Чтобы сопоставить полученные факты биографии прадедушки с историческими событиями военного периода, я обратилась к страницам сетевого издания еженедельника «Звезда». Действительно, на реке Висла в январе 1945 года при прорыве немецкой обороны советский батальон выполнял тяжелую задачу. «Мы себя чувствовали смертниками. Знали ведь, как немцы здесь укрепились. Понаделали всяких ходов для сообщений, каждую кочку пристреляли…», - читаю я воспоминания командира взвода артиллеристского батальона.
Строки исторических документов сухие, точные, реалистичные: «Вот-вот должно было начаться советское наступление. Шло доукомплектование измотанных в длительных и кровопролитных боях войск, подвозились боеприпасы и горючее. Между Вислой и Одером немцы построили глубокую, в семь рубежей, оборону. С наскока её было не прорвать».
Там же я нашла описание военной операции, за участие в которой мой прадедушка получил медаль «За боевые заслуги»: «К осени 1944 года советские войска вышли к реке Висла и захватили три крупных плацдарма на её западном берегу… Общий замысел кампании заключался в том, чтоб ударами с плацдармов на Висле 1-м Белорусским фронтом на Познань и 1-м Украинским на Бреслау рассечь и уничтожить по частям немецкие силы, прикрывающие берлинское направление».
Из архивных документов известно, что мой прадед принимал участие в этих непростых, но победных для Красной Армии боевых действиях. Далеко, за пределами своей малой родины, он честно выполнял свой солдатский долг, верно служил Отчизне.
4-й промежуточный вывод юного исследователя: итак, архивные интернет-документы подтверждают, что мой прадедушка, Алюшин Максим Ильич, прошел действительную военную службу с 10 февраля 1942 года по май 1945 года. Он освобождал Белоруссию, Польшу, принимал участие в битве за Берлин, в Германии встретил Великую Победу. Было нелегко, но Алюшин М. И. достойно прошел боевой путь простого советского солдата и вышел победителем в жестокой схватке с фашизмом.
д) сбор воспоминаний об участнике войны:
«Он жил в двух километрах от Волги, в живописной местности, и очень любил родную природу, хорошо разбирался в травах. Эту любовь он передал и своим детям (у него было 4 дочери и 1 сын). Еще Максим Ильич любил музыку, хорошо играл на баяне и на гармошке, и без него не обходилось ни одно мероприятие в деревне», - делится воспоминаниями за круглым семейным столом мой дедушка.
«В детстве я любила усаживаться к нему на колени и слушать разные истории о войне. Нет, это были не сказки, а рассказы, построенные на реальных событиях. Так он готовил меня к серьёзной жизни, которая ждала впереди. И теперь, попадая в тяжелую ситуацию, я сравниваю её с какой-нибудь дедушкиной историей, и это мне помогает найти правильный выход», — говорит моя мама.
5-й промежуточный вывод юного исследователя:завершая исследование, хочу отметить, что ежегодно 9 Мая мы собираемся в доме моего дедушки Алюшина Архипа Максимовича, вспоминаем прадедушку, которого я знаю только по тем немногим фотографиям, что сохранились в нашей семье.
8. Творческий этап в рамках исследования (творческий отчёт юного исследователя)
К традиционной праздничной встрече в кругу семьи 9 Мая 2021 года я сочинила эссе, которое посвятила светлой памяти моего прадедушки:
Звезда, которая не погаснет
Вы видели когда-нибудь на небе самую яркую звезду? Она искрится при свете бледной луны и награждает человека добром и любовью. Не видели? А я каждый вечер, когда ложусь спать, обязательно гляжу в окно на эту чудо-звезду. Для меня она как ангел-хранитель, как талисман. Я слышу, как она мне говорит: «Всё будет хорошо!». И я верю ей, потому что для меня это яркое ночное светило говорит голосом прадедушки — Алюшина Максима Ильича.
Кто-то скажет: «Глупая, придумала себе сказку и верит». А мне кажется, любой человек, который потерял родного человека, находит его в какой-нибудь звезде. Для меня это яркое ночное светило — мой прадедушка.
Его нет рядом с нами, но он стался в наших сердцах, а память о нём согревает душу. На стене в доме дедушки висит его фотография, где он приветливо улыбается, а глаза, кажется, смеются. Говорят, таким жизнерадостным и весёлым он был всегда, наделял людей доброй энергией, а благодаря его уникальному чувству юмора с ним было легко и интересно.
От прадедушки моя мама в самом раннем возрасте узнала о войне. Он ей рассказывал, о сражениях, о днях, проведённых в госпитале. Прадедушка воевал в пулеметно-артиллеристском батальоне, и его боевые заслуги отмечены заслуженными наградами.
Прадедушка любил жизнь, ценил труд односельчан и уважал их. Многие видели в нём помощника, хорошего и доброго друга. Люди до сих пор отзываются о нем с теплотой и любовью. Я гожусь им, горжусь, что я его маленькая частичка.
Мой прадедушка, Алюшин Максим Ильич, был нужным на земле человеком и, покинув её, занял достойное место самой яркой звезды на бесконечном небе.
9. Заключительное этап исследования. Выводы
В ходе исследовательской работы «Не истлеют славы ордена» подтвердилась гипотеза: действительно, знакомство с фактами из биографии участника Великой Отечественной войны позволяет больше узнать об истории собственной семьи, почувствовать её неразрывную связь с историей родины, при этом испытать чувство гордости за своих предков, прошедших дорогами Великой Отечественной войны.
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
- Как бы далеко в глубь истории ни уходили годы Великой Отечественной войны, как бы ни зарубцевались её раны, не померкнут в нашей памяти события тех грозных дней, не истлеют славы ордена. Свидетельство тому — множество проектов и военных архивов, которые не только сохраняют память о защитниках родины, но и помогают найти информацию о боевом пути наших героев.
- Юным исследователям удалось по крупицам воссоздать семейный архив за 1941-1945 гг., приобщиться к изучению истории Отечества через историю своей семьи.
- Документы об участниках Великой Отечественной войны — это важные исторические источники военного времени, которые необходимо передавать из поколения в поколение.
10. Этап рефлексирования, самооценки
Учитель проводит анкетирование:
- Достигнута ли в ходе работы поставленная цель?
- Чему вы научились, занимаясь данным исследованием?
- Что нового узнали?
- Для чего сможете использовать полученный опыт?
- Что вам принесло наибольшее удовлетворение на занятии?
- Чем вы остались недовольны?
Список использованных источников
- Бриж А.М., Гурбич А.Н. Солдаты слова. – Донецк: ТОВ «АЛАН», 2003.
- Великая Отечественная война 1941—1945. Военно-исторические очерки. Кн. 2. М., 1998.
Интернет-ресурсы:
- pamyat-naroda.ru: «Память народа» - информационный проект.
- Интернет-проект «Дорога памяти» Минобороны РФ.
- zvezdaweekly.ru: еженедельник «Звезда». Сетевое издание.