Формы и методы подготовки детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы к групповым занятиям

Разделы: Начальная школа


С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Во взаимодействии со сверстниками, родителями и педагогами ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, развивается.

Для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы все обстоит не так гладко. Чтобы учиться и развиваться всем им в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. Нарушение эмоционально-волевой сферы ребенка - это специфическая проблема, ограничивающая его способность к развитию.

Как правило, ребенка надо «подталкивать», чтобы помочь получить и закрепить знания и подняться на новый уровень. У детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы иногда наблюдается агрессивность, неуверенность, ранимость.

В связи с этим, одним из важнейших направлений деятельности педагога является применение таких методов и приемов развития ребенка, которые позволят не только преодолеть возникающие трудности, но и успешно решать задачи развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями.

Обычно работа с таким ребенком начинается с индивидуальных занятий, а первым его опытом посещения групповых занятий станет занятие КРУГ. Занятие КРУГ - это краткое и эмоционально насыщенное занятие. Структура занятия организована ритмически. Игры речевые, сенсорные, хороводные, подвижные последовательно сменяют друг друга. Структуру занятия целесообразно сохранять неизменной, чтобы помочь детям запомнить последовательность игр.

Цель и задачи занятия КРУГ разнообразны и многогранны. Они зависят от особенностей группы детей. Стоит заметить, что при формировании группы детей необходимо учитывать следующие факторы: сходность задач для детей с различными нарушениями, их психологический возраст, темп деятельности каждого ребенка группы. Ключевой фигурой, на которую ориентируются все участники КРУГа является ведущий. Он организует весь ход занятия, предлагает игры, знакомит детей с правилами. Следить за выполнением правил может вся группа, а взрослые, присутствующие на занятии, будут равноправными участниками занятия, которые наравне с детьми участвуют в играх, помогая тем самым ведущему организовать процесс. Если кому-то из детей понадобится помощь, взрослый превращается в помощника. Существует несколько этапов освоения ребенком игр КРУГа.

Первый этап, когда роль ребенка пассивна, он как бы вживается в коллектив сверстников.

Особую ценность здесь имеет детский фольклор. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.Педагог на данном этапе может использовать стихи-потешки. Интересное содержание потешек привлекает внимание ребенка, доставляет ему радость.

Например:

- Козонька рогатая, козонька бодатая.
Убежала за плетень, проплясала целый день.
Ножками коза топ-топ! Рожками коза хлоп-хлоп!

На следующем этапе происходит освоение ребенком простых действий по подражанию, ребенок становится более активным.

Например: (дети вслед за ведущим попеременно загибают пальцы, начиная с мизинца) под слова:

- Раз, два, три, четыре, пять!
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

На третьем этапе ребенок выполняет простые действия по просьбе педагога. Для этого этапа подойдут такие игры: «Волшебный мешочек», «Одеваем куклу», «Найди игрушку», «Угадай, чей голосок» и другие. Наконец, дети настолько включаются в занятие, что они проявляют инициативу, запоминают и усваивают содержание игр и их порядок. Структурируя среду, встраивая в нее стимулы, последовательно запускающие стереотипные действия ребенка, мы можем организовать и упорядочить самое разлаженное его поведение. По мере расширения возможностей детей уменьшается количество оказываемой помощи и степень участия взрослых в занятии. Игры и задания постепенно усложнятся, увеличивается их количество, а, следовательно, и продолжительность занятия.

С этого момента занятие КРУГ может стать традиционным началом полноценного группового занятия, местом общения и развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Литература

  1. Развивающий уход за детьми с ТМНР под ред. А.Л.Битовой. Москва. - 2018.
  2. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. А.А.Гуськова. Волгоград. - 2012.
  3. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. Ю.Г.Зарубина, И.С.Константинова. Москва. - 2019.
  4. Игры и занятия с особым ребенком. Сара Ньюмен. Москва. - 2019.
  5. Игры в помещении для развития и отдыха. Хайке Баум. Москва. - 2016.