Технологическая карта урока химии «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Класс: 8


1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

56

Тема урока

Генетическая связь между классами неорганических веществ

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений
урок-закрепление
урок-повторение
урок систематизации знаний и умений
урок развивающего контроля
комбинированный урок
другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные -
- овладение навыками самостоятельной и исследовательской работы;
- овладение рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки;
- выработка умений применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях;

Метапредметные -

Познавательные:
- давать определение понятиям, обобщать понятия;
- осуществлять сравнение и классификацию;
- строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Регулятивные:
- самостоятельно определять цели своего обучения, планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парной работе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- уметь вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Предметные -

- Актуализация знания учащихся об оксидах, основаниях, кислотах и солях.
- Сформировать умения находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.
- Выявлять взаимосвязь между различными классами неорганических соединений.
- Формирование знаний о генетических рядах металлов.

Ключевые слова: металл, неметалл, оксиды, основания, кислоты, соли, генетическая связь.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/ оборудование/ электронные образовательные ресурсы)
Ресурсы урока: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник (Габриелян О.С. «Химия 8» изд. Дрофа 2013г., О.С.Габриелян, С.А.Сладков Рабочая тетрадь к учебнику «Химия 8» изд. Дрофа)
Лабораторное оборудование: штатив, пробирка, спиртовка, держатель для пробирок, спички.
Вещества: сульфат меди (II), гидроксид натрия, серная кислота, медная проволока, оксид меди(II).
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся:
Технологии: информационно-коммуникативные
Формы: фронтальная, парная,
Методы: упражнения, лабораторная работа, создание схем
Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, рабочей тетрадью, самостоятельное выполнение задания.

2. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

В ходе фронтальной беседы педагог задает вопросы по: стимулированию учащихся на формулирование собственные ожидания относительно темы текущего урока и эмоционального настроя на урок
- хотите ли Вы узнать, как связаны понятия «ГЕН» и химические превращения веществ?
- как Вы думаете, можно ли из неметалла получить основание? (учитель демонстрирует образец неметалла сера и гидроксид меди (2))

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

1. Организует эвристическую беседу с учащимися, задает вопросы:

  1. На какие две группы делятся неорганические вещества?
  2. На какие классы делятся сложные неорганические вещества?

2. Работа с карточками

- Заслушивает и при необходимости корректирует ответы учащихся.
- Фиксирует затруднения в выполнении учащимися индивидуального задания.
- Химический диктант.

Распределить данные вещества по классам:

простые вещества:

  • оксиды:
  • основания:
  • кислоты:
  • соли

Cu(OH)2, CI2, С, HCI, Cu, CuCO3, Н2СО3, NaOH, CuO, CO2

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Учитель предлагает выбрать карточки в которых присутствует один и тот же элемент и расположить их в логическом порядке (по усложнению). Вопрос: как можно осуществить переход данных веществ друг в друга? Давайте подумаем. Каким способом можно проверить данное предположение.
На основе данных вопросов учащиеся формулируют цель урока и план работы.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Учитель: В каждой цепи есть общее - это химический элемент - Сu, он переходит от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д.?
Ученик : Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.
Вопрос: А что является носителем наследственной информации?
Ученик: Ген.
Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?
Ученик: Cu
Учитель: Поэтому цепи или ряды называются генетическими. Учитель:
Организует работу учащихся с карточками: составить генетический ряд
Учащиеся: Совместно с учителем:

  1. Осуществляют поиск взаимосвязи между классами неорганических веществ.
  2. Осуществлять актуализацию личных знаний.
  3. Выявлять сущность генетической связи между неорганическими веществами.
  4. Уметь устанавливать связи между классами неорганических веществ.
  5. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время беседы.
  6. Участвуют в коллективном обсуждении темы.

Организует работу по выполнению лабораторных опытов.

  1. Проводит инструктаж по технике безопасности.
  2. Просит составить уравнения проведенных реакций.
  3. Просит выписать в ряд вещества, содержащие атомы меди.
  4. Задает вопросы, связанные с понятием «генетический ряд».
  5. Проводит аналогию с понятием «ген», родство в биологии

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/ Изложите факты/ Проверьте себя/ Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/ Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Технологии: информационно-коммуникативные
Формы: фронтальная, парная,
Методы: создание схем
Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, рабочей тетрадью, самостоятельное выполнение задания.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока: решение задач, выполнение заданий, проведение лабораторных опытов.

Задание: Дайте характеристику меди (активный или неактивный).
Характеристика гидроксида меди (2) (растворимый или нерастворимый).
Какой класс веществ в какой превращается. Составьте подобную цепочку на примере цинка. Что объединяет данные металлы?

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

1. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: Из веществ, которые были предложены в химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы по определенному признаку.
- Какой это признак?
- Как обуславливается этот признак?
- Химические вещества, образованные металлом подчеркните одной чертой, неметаллом двумя чертами.
- Применяя свои знания, можем ли мы доказать, что между разными классами неорганических соединений, существует связь.
В биологии встречается такое понятие как «Ген», который содержит наследственную информацию
Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими.
Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
Сформулируйте цели урока.
- Что нам нужно доказать?
- Чему мы должны научиться?
Записываем тему урока, обращаем внимание на правильное написание слов.
- Что общего можно выделить в каждой цепочке?
- Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для каждой цепочки?
2. Для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия - «железное» яблоко: в яблоко втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Проследите цепочку химических превращений.
металл → оксид металла (основной оксид) → основание → соль
неметалл → оксид неметалла (кислотный оксид) → кислота → соль.
Основание и кислоту можно назвать гидроксидами.
Только кислотному оксиду соответствует кислота, а основному оксиду основание.
- Какой вывод можно сделать?
Такую взаимосвязь, отражающую происхождение веществ, называют генетической (от греческого «генезис» - происхождение)
- Дайте определение, что такое генетическая связь.
Генетическая связь - это связь между отдельными классами неорганических соединений, основанными на их взаимопревращениях.
- Запишите определение в технологической карте
- Каким образом происходят взаимопревращения в генетических цепочках.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

1. Генетическая связь - это связь между отдельными классами неорганических соединений, основанными на их взаимопревращениях.
- Запишите определение в технологической карте
- Каким образом происходят взаимопревращения в генетических цепочках.
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
(М.В.Ломоносов)
Сейчас мы будем молодыми учеными пройдем генетический путь от простого к сложному, выполнив практическую работу.
Родоначальником генетического ряда будет медь.
Чтобы проделать эту работу, необходимо составить генетический ряд меди из тех веществ, что имеются на парте - осуществить превращения.
Попробуйте применить знания, полученные на уроке.
Для начала повторите правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием. Выполните опыты.
2. При приготовлении ваших любимых булочек мама производит процесс гашения пищевой соды уксусом. При этом мама использует 2 г соды. Определите объем выделившегося углекислого газа. Сколько углекислого может выделиться в течении года если булочки мама печет 2 раза в неделю. Может ли этот объем углекислого газа повлиять критически на увеличение его в атмосфере? Проведите опыт, опишите наблюдаемые явления, предложите уравнение реакции.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/ другими предметами

Составьте уравнения реакций.
Сa → СaO → Сa(OH)2 →СaСO3

С→ СО2 → Н2СО3 → СaСO3

Определите тип реакций;
Расставьте коэффициенты, соблюдая закон сохранения массы веществ. Подписать класс соединений.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Карточка самонаблюдения (продвижение по теме).

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

- Что иллюстрируют данные опыты?
- Чему мы научились?
- Какова была цель урока?
- Достигли цели урока?
- Какой метод познания мы сегодня использовали?
В природе все взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом из одних можно получить другие вещества.
Какой из видов деятельности тебе понравился больше всего?
- Получилось ли у тебя то, что ты хотел?
- Покажи свое настроение в виде смайлика.
- Я все понял и справился с заданием.
- Я все понял, но было трудно.
- У меня не все получилось.
Что сделать , чтобы знания стали более прочными?

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Домашнее задание по учебнику. Рекомендации по выполнению заданий.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Проблема. Большинство оксидов металлов нерастворимы в воде и поэтому осуществить переход от основного оксида к основанию не представляется возможным, как быть в этом случае? Ответ: Для этого необходимо добавить ещё одно звено в цепи (СОЛЬ)!
Металл - основный оксид - …соль… - нерастворимое основание - основный оксид- металл (Привести пример)
Запишем уравнения реакций этого генетического ряда.
1.
2.
3. + ионное
4.
5.