Класс (укажите класс, к которому относится урок):
|
8 класс
|
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
|
56
|
Тема урока
|
Генетическая связь между классами неорганических веществ
|
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):
|
Базовый
|
Тип урока (укажите тип урока):
|
урок освоения новых знаний и умений
урок-закрепление
урок-повторение
урок систематизации знаний и умений
урок развивающего контроля
комбинированный урок
другой (впишите)
|
Планируемые результаты (по ПРП):
|
Личностные -
- овладение навыками самостоятельной и исследовательской работы;
- овладение рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки;
- выработка умений применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях;
|
Метапредметные -
Познавательные:
- давать определение понятиям, обобщать понятия;
- осуществлять сравнение и классификацию;
- строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Регулятивные:
- самостоятельно определять цели своего обучения, планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парной работе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- уметь вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
|
Предметные -
- Актуализация знания учащихся об оксидах, основаниях, кислотах и солях.
- Сформировать умения находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.
- Выявлять взаимосвязь между различными классами неорганических соединений.
- Формирование знаний о генетических рядах металлов.
|
Ключевые слова: металл, неметалл, оксиды, основания, кислоты, соли, генетическая связь.
|
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/ оборудование/ электронные образовательные ресурсы)
Ресурсы урока: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник (Габриелян О.С. «Химия 8» изд. Дрофа 2013г., О.С.Габриелян, С.А.Сладков Рабочая тетрадь к учебнику «Химия 8» изд. Дрофа)
Лабораторное оборудование: штатив, пробирка, спиртовка, держатель для пробирок, спички.
Вещества: сульфат меди (II), гидроксид натрия, серная кислота, медная проволока, оксид меди(II).
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся:
Технологии: информационно-коммуникативные
Формы: фронтальная, парная,
Методы: упражнения, лабораторная работа, создание схем
Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, рабочей тетрадью, самостоятельное выполнение задания.
|
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
|
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
|
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)
|
В ходе фронтальной беседы педагог задает вопросы по: стимулированию учащихся на формулирование собственные ожидания относительно темы текущего урока и эмоционального настроя на урок
- хотите ли Вы узнать, как связаны понятия «ГЕН» и химические превращения веществ?
- как Вы думаете, можно ли из неметалла получить основание? (учитель демонстрирует образец неметалла сера и гидроксид меди (2))
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
|
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
|
1. Организует эвристическую беседу с учащимися, задает вопросы:
- На какие две группы делятся неорганические вещества?
- На какие классы делятся сложные неорганические вещества?
2. Работа с карточками
- Заслушивает и при необходимости корректирует ответы учащихся.
- Фиксирует затруднения в выполнении учащимися индивидуального задания.
- Химический диктант.
Распределить данные вещества по классам:
простые вещества:
- оксиды:
- основания:
- кислоты:
- соли
Cu(OH)2, CI2, С, HCI, Cu, CuCO3, Н2СО3, NaOH, CuO, CO2
|
Этап 1.3. Целеполагание
|
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
|
Учитель предлагает выбрать карточки в которых присутствует один и тот же элемент и расположить их в логическом порядке (по усложнению). Вопрос: как можно осуществить переход данных веществ друг в друга? Давайте подумаем. Каким способом можно проверить данное предположение.
На основе данных вопросов учащиеся формулируют цель урока и план работы.
|
БЛОК 2. Освоение нового материала
|
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
|
Учитель: В каждой цепи есть общее - это химический элемент - Сu, он переходит от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д.?
Ученик : Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.
Вопрос: А что является носителем наследственной информации?
Ученик: Ген.
Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?
Ученик: Cu
Учитель: Поэтому цепи или ряды называются генетическими. Учитель:
Организует работу учащихся с карточками: составить генетический ряд
Учащиеся: Совместно с учителем:
- Осуществляют поиск взаимосвязи между классами неорганических веществ.
- Осуществлять актуализацию личных знаний.
- Выявлять сущность генетической связи между неорганическими веществами.
- Уметь устанавливать связи между классами неорганических веществ.
- Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время беседы.
- Участвуют в коллективном обсуждении темы.
Организует работу по выполнению лабораторных опытов.
- Проводит инструктаж по технике безопасности.
- Просит составить уравнения проведенных реакций.
- Просит выписать в ряд вещества, содержащие атомы меди.
- Задает вопросы, связанные с понятием «генетический ряд».
- Проводит аналогию с понятием «ген», родство в биологии
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
|
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/ Изложите факты/ Проверьте себя/ Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/ Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)
|
Технологии: информационно-коммуникативные
Формы: фронтальная, парная,
Методы: создание схем
Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, рабочей тетрадью, самостоятельное выполнение задания.
|
БЛОК 3. Применение изученного материала
|
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
|
Укажите формы организации соответствующего этапа урока: решение задач, выполнение заданий, проведение лабораторных опытов.
|
Задание: Дайте характеристику меди (активный или неактивный).
Характеристика гидроксида меди (2) (растворимый или нерастворимый).
Какой класс веществ в какой превращается. Составьте подобную цепочку на примере цинка. Что объединяет данные металлы?
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
|
Подберите соответствующие учебные задания
|
1. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: Из веществ, которые были предложены в химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы по определенному признаку.
- Какой это признак?
- Как обуславливается этот признак?
- Химические вещества, образованные металлом подчеркните одной чертой, неметаллом двумя чертами.
- Применяя свои знания, можем ли мы доказать, что между разными классами неорганических соединений, существует связь.
В биологии встречается такое понятие как «Ген», который содержит наследственную информацию
Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими.
Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
Сформулируйте цели урока.
- Что нам нужно доказать?
- Чему мы должны научиться?
Записываем тему урока, обращаем внимание на правильное написание слов.
- Что общего можно выделить в каждой цепочке?
- Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для каждой цепочки?
2. Для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия - «железное» яблоко: в яблоко втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
|
Подберите соответствующие учебные задания
|
Проследите цепочку химических превращений.
металл → оксид металла (основной оксид) → основание → соль
неметалл → оксид неметалла (кислотный оксид) → кислота → соль.
Основание и кислоту можно назвать гидроксидами.
Только кислотному оксиду соответствует кислота, а основному оксиду основание.
- Какой вывод можно сделать?
Такую взаимосвязь, отражающую происхождение веществ, называют генетической (от греческого «генезис» - происхождение)
- Дайте определение, что такое генетическая связь.
Генетическая связь - это связь между отдельными классами неорганических соединений, основанными на их взаимопревращениях.
- Запишите определение в технологической карте
- Каким образом происходят взаимопревращения в генетических цепочках.
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
|
Подберите соответствующие учебные задания
|
1. Генетическая связь - это связь между отдельными классами неорганических соединений, основанными на их взаимопревращениях.
- Запишите определение в технологической карте
- Каким образом происходят взаимопревращения в генетических цепочках.
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
(М.В.Ломоносов)
Сейчас мы будем молодыми учеными пройдем генетический путь от простого к сложному, выполнив практическую работу.
Родоначальником генетического ряда будет медь.
Чтобы проделать эту работу, необходимо составить генетический ряд меди из тех веществ, что имеются на парте - осуществить превращения.
Попробуйте применить знания, полученные на уроке.
Для начала повторите правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием. Выполните опыты.
2. При приготовлении ваших любимых булочек мама производит процесс гашения пищевой соды уксусом. При этом мама использует 2 г соды. Определите объем выделившегося углекислого газа. Сколько углекислого может выделиться в течении года если булочки мама печет 2 раза в неделю. Может ли этот объем углекислого газа повлиять критически на увеличение его в атмосфере? Проведите опыт, опишите наблюдаемые явления, предложите уравнение реакции.
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
|
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/ другими предметами
|
Составьте уравнения реакций.
Сa → СaO → Сa(OH)2 →СaСO3
С→ СО2 → Н2СО3 → СaСO3
Определите тип реакций;
Расставьте коэффициенты, соблюдая закон сохранения массы веществ. Подписать класс соединений.
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
|
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
|
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
|
Карточка самонаблюдения (продвижение по теме).
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
Этап 5.1. Рефлексия
|
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
|
- Что иллюстрируют данные опыты?
- Чему мы научились?
- Какова была цель урока?
- Достигли цели урока?
- Какой метод познания мы сегодня использовали?
В природе все взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом из одних можно получить другие вещества.
Какой из видов деятельности тебе понравился больше всего?
- Получилось ли у тебя то, что ты хотел?
- Покажи свое настроение в виде смайлика.
- Я все понял и справился с заданием.
- Я все понял, но было трудно.
- У меня не все получилось.
Что сделать , чтобы знания стали более прочными?
|
Этап 5.2. Домашнее задание
|
Введите рекомендации по домашнему заданию.
|
Домашнее задание по учебнику. Рекомендации по выполнению заданий.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Проблема. Большинство оксидов металлов нерастворимы в воде и поэтому осуществить переход от основного оксида к основанию не представляется возможным, как быть в этом случае? Ответ: Для этого необходимо добавить ещё одно звено в цепи (СОЛЬ)!
Металл - основный оксид - …соль… - нерастворимое основание - основный оксид- металл (Привести пример)
Запишем уравнения реакций этого генетического ряда.
1.
2.
3. + ионное
4.
5.
|