«Игра - огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».
В.И.Сухомлинский
Дошкольный возраст в жизни каждого ребёнка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности». В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).
Ребёнок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому мы последовательно, планомерно знакомим детей с тактильным восприятием. Для этого использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных, речевых и практических усилий.
Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребёнка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребёнок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира.
И нами были изготовлены дидактические игры на развитие речевых и тактильных ощущений.
1. «Тактильные крышечки»
Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.
Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы).
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.
2. «Сухой дождь»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.
Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.
Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Брызни в поле пуще ~
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зелёный дождь идёт весной, он весёлый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т.д. Варианты ассоциаций:
- красный - лето,
- жёлтый - золотая осень,
- синий - холодный дождь поздней осени.
Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.
3. «Угадай, из чего сделан предмет»
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Материал: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).
Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребёнка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребёнок закрывает глаза, кладёт ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан и проговаривает плюшевый мишка, резиновый мяч и т.д.
4.«Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребёнку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет и описать его.
5. «Отгадай и назови»
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Материал: полотно с крышечками с различной фактурой материала (стекло, мех, ситец, кожа, дерево, пластмасса, резина, шерсть).
Ход игры: на столе выложены карточки и изображением различных картинок. Педагог просит ребёнка ощупать крышечку с различной фактурой, назвать что это, отобрать подходящие карточки и вставить в карман возле крышечки, проговаривая шерстяные варежки, резиновые сапоги т.д.
6. «Сухой бассейн»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)
Ход игры: ребёнок на ощупь ищет какой-либо предмет, проговаривает что это, делит слово на слоги, определяет сколько гласных - согласных звуков. Ребёнок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне - игрушки для детей, мы их достанем без затей.
7. «Золушка»
Цель: различение мелких предметов на ощупь.
Материал: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).
Ход игры: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена и потом назвать какая у них была крупа и что из неё можно приготовить. Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.
8. «Сенсорная тропа для ног»
Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.
Материал: сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.