Пояснительная записка
Ежегодно 9 мая наша страна празднует Победу в Великой Отечественной войне. Живых участников, которые защищали нашу Родину, осталось в живых совсем мало. В нашем селе умер последний ветеран, участник боевых действий того времени. Мы, взрослые помним эти страшные годы, по рассказам наших родственников, мы помним какой ценой далась Победа. И мы не просто должны, мы обязаны рассказывать детям, демонстрировать и формировать у них уважение к историческому прошлому нашего народа, для того чтобы они знали и чтили героизм всех - солдат, офицеров, стариков, женщин, детей, работающих на фронте и в тылу. Прочувствовали важность их подвига и нужность вклада каждого человека в дело Победы. Для того чтобы помнить, ценить, уважать и чтить, нужно в первую очередь - знать!
Великую Отечественную войну изучают только в десятом классе, поэтому возникла необходимость знакомить учащихся с этой темой на протяжении начальной и средней школы. Для учащихся седьмых классов, в канун праздника 9 мая, в нашей школе проводится игра-ходилка «Равнение на Победу».
Игра позволяет учащимся систематизировать полученные знания, усвоить сложный материал, вызывая интерес и мотивацию к изучению темы «Великая Отечественная война».
Целевая аудитория внеурочного мероприятия: 7-8 класс, 13-14 лет.
Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы педагога. Мероприятие предусмотрено планом работы библиотеки, стало традиционным и проводится ежегодно, к Дню Победы.
Цель: сформировать потребность в самостоятельной познавательной деятельности, через обращение к художественной и научно-популярной литературе о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Образовательные: расширить представления и систематизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- Развивающие: развить мотивацию обучающихся к изучению событий Великой Отечественной войны.
- Воспитательные: воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
Планируемые результаты:
- Предметные умения: обогатить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
- Универсальные регулятивные учебные действия: сформировать умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.
- Универсальные познавательные учебные действия: создать условия для самостоятельной познавательной деятельности.
- Универсальные коммуникативные учебные действия: сформировать умения общаться с товарищами, сотрудничая в команде.
Форма проведения. Напольная игра-ходилка.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы: игровая технология, сочетающая в себе проблемные, словесные, наглядные, практические методы. Форма организации деятельности: групповая.
Основная часть
План проведения мероприятия
1. Предварительная подготовка.
Обучающиеся делятся на команды. Количество команд зависит от количества обучающихся и классов-комплектов. Это может быть класс-команда, две команды от каждого класса, смешанные команды.
Каждая команда знакомится с книжной выставкой «Дорогами войны», которая сопровождается библиографическим обзором. Разделы выставки и представленная на них литература соответствуют тематике разделов игры. Каждая команда получает «Домашнее задание» - подготовить литературно-музыкальную композицию по любому произведению военной тематики. Команды придумывают себе название, выбирают единую форму одежды или элемент одежды.
2. Подготовка игровой площадки.
Игра проводится в школьной рекреации. На стенах вывешиваются плакаты, рисунки военной тематики, выполненные детьми. (Можно оформить фотозону). На полу рисуется мелками игровое поле (можно распечатать цифры, стрелки, затем заламинировать их, тогда можно их использовать постоянно и в играх другой тематики. Приложение 1) На старте, ставится фигура солдата, на финише - флаг с надписью «Победа». Сектор «Привал» можно оформить в виде инсталляции. Для игры используется кубик 15 x 15 см.- пластмассовый, из любого конструктора, вместо фишек можно использовать кегли разного цвета. Для демонстрации видеоматериалов нужно подготовить медиапроектор, (Мы использовали два медиапроектора - один для демонстрации презентации, второй - видеороликов) экран, для команд - стулья.
3. Сбор-старт.
В день проведения командам дается задание (шифровка). Команда, выполнившая быстрее всех и правильно задание, получает право первой двигаться по маршруту. Объясняются правила игры: Игроки ставят фишки на старт. В свой ход игрок команды бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. На каждой остановке задается вопрос по определенному разделу. Если ответ получен, команда двигается дальше, если ответ не дан, команда пропускает ход. В случае неверного ответа - один ход назад. Попадание на красный круг - переход по стрелке назад; на зеленый круг - переход по стрелке вперед; на оранжевый круг - «блиц-опрос»; на желтый круг - бросить кубик повторно; на голубой круг - пропустить ход; на круг с изображением костра с котелком («Привал») - выполнение домашнего задания. Побеждает команда, которая первой доберётся до финиша.
4. Проведение игры.
В проведении игре задействована рекреация. У каждой команды свои места. Игра проводится во внеурочное время, так как время проведения игры занимает 1 ч. 20 мин - 1ч. 40 мин. Вопросы разделены на 7 тематических разделов (Раздел 3 посвящен Героям - землякам нашего района) по 6 вопросов в каждом (42 вопроса = 42 круга). Два круга = выполнение домашнего задания и 1 круг блиц-опрос, итого: 45 кругов. Ответы участников подытоживаются просмотром видеоролика или слайда презентации по теме заданного вопроса. Результаты фиксируются в протоколе проведения мероприятия.
5. Организация последействия.
Подводятся итоги игры. Рефлексия. Награждение команды победителей.
Сценарий
Ведущий: Добрый день! Ребята, сегодня мы подведем итог вашей кропотливой работы, которой вы посвятили целый месяц. В течение всего этого времени вы читали, просматривали книги, материалы о Великой Отечественной войне. Для того чтобы нам с вами помнить, ценить, уважать и чтить совершенное нашими соотечественниками в годы войны, нужно в первую очередь узнать как все происходило. Сейчас, в ходе игры, мы все вместе ответим на вопрос: что вы узнали о Великой Отечественной войне?
Ведущий: Какая команда начнет игру, решит выполнение задания. Вам нужно расшифровать шифрованное письмо. Чья команда справится с заданием быстрее, та и получит право начать игру первыми.
Шифровка. (Приложение 2)
Проверка задания, ответ вынесен на слайд презентации.
Ведущий: Демонстрируется видеоролик «22 июня 1941 г. День памяти и скорби»[18]
Раздел № 1 (Круги 1 - 6) «Словарь Победы» [7]
- круг 1. План «Барбаросса». (Учащиеся должны объяснить, что это такое, назвать цель плана.) План, разработанный фашистами. Предусматривал молниеносный разгром Красной Армии. Войну предполагалось выиграть в течение 2-3 месяцев.
- круг 2. Операция «Багратион». (В ходе неё Красная Армия освободила Белоруссию. [11])
- круг 3. операция «Концерт». (План операции по уничтожению железнодорожных путей противника. Это условное наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами с 19 сентября по конец октября 1943 г.)
- круг 4. Операция «Кольцо». (Окружение и уничтожение фашистов под г. Сталинградом.) Демонстрация видеоролика «Победа в Сталинградской битве»[18]
- круг 5. Рельсовая война. (Рельсовая война (3 августа - 15 сентября 1943 года) это первая крупная партизанская военная операция. Цель: нанесения урона железнодорожному полотну, чтобы снизить ее пропускную способность и ограничить тыловое передвижение немецких войск.[17]) Демонстрация видеоролика «День партизан и подпольщиков» [18]
- круг 6. План «Тайфун». (30 сентября 1941 г. План Гитлера направлен на полное уничтожение Москвы. [17]) Демонстрация видеоролика «Начало контрнаступления под Москвой»[18]
Раздел № 2 (Круги 8-13) «Даты» [5]
- круг 7. «Привал»
- круг 8. Назовите дату начала одной из крупнейших битв второй Мировой войны - великой битвы под Москвой? (30 сентября 1941 года).
- круг 9. Сколько времени героически сражались защитники Брестской крепости? (1 месяц - 29 дней).
- круг 10. «Полями воинской славы России» - Военная энциклопедия называет Куликово, Полтавское и это, на котором произошло крупнейшее во 2-й мировой войне танковое сражение - сражение под Прохоровкой. Назовите дату этого сражения. (12 июля 1943 г.)
- круг 11. Назовите дату начала и окончания блокады Ленинграда? (c 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года).
- круг 12. Какого числа состоялся Парад Победы в Москве? (24 июня 1945 г.)
- круг 13. Назовите дату окончания II мировой войны (2 сентября 1945 г.)
Раздел № 3 (Круги 14-19) «Герои войны» [1]
- круг 14. Жил и учился на ст. Сон Боградского района. Призван на фронт в 1943 г. Звание Героя Советского Союза присвоено за форсирование реки Днепр. Одним из первых переплыл реку, заменил убитого командира взвода. Взяли высоту, отбили 11 атак, трижды водил бойцов в рукопашную. (Кронит Альберт Викторович)
- круг 15. Уроженец ст. Сон Боградского района. На фронте с 1942 г., сержант разведроты. С группой разведчиков, в рукопашном бою уничтожили 60 фашистов. Под г. Рожаны лично уничтожил 12 солдат противника, 2 пулемета, 2 немцев взял в плен. Это был его последний боя. Посмертно получил орден Славы I степени, став полным кавалером ордена Славы (Тартынский Андрей Никитич)
- круг 16. Звание Героя Советского Союза лейтенанту было присвоено посмертно за мужество и героизм, проявленные в боях на польско-чехословацкой границе в 1944 г. Вместе со своим взводом сутки держали оборону, не пропуская пехоту противника, бились до последнего патрона. Отбили пять контратак. Все погибли. (Черкасов Михаил Сергеевич)
- круг 17. В честь этого Героя Советского Союза названа улица в нашем селе. Родился в с. Батени Боградского района. Сирота. До войны работал шахтером. В 1941 г. призван на фронт. Командир батальона, участвовал в форсировании реки Днепр. Организовал переправу под ураганным огнем фашистов. Занял плацдарм и отразил со своим батальоном 48 контратак противника. Присвоено Звание Героя Советского Союза. Погиб 27.09.1944 г. в ожесточенном бою, в Литве. (Потылицын Дмитрий Павлович)
- круг 18. Уроженец с. Копены Боградского района. В 1941 г. призван на фронт. Командовал батареей. Звание Героя Советского Союза присвоено (посмертно) за освобождение крепости Кёнигсберг. Солдаты его батареи первыми водрузили флаг над крепостью. Умер после тяжелого ранения 22.04.1945 г. (Сибиряков Алексей Порфирьевич)
- круг 19. Родился в с. Боград. Служил на Дальнем Востоке. В 1942 г. призван на фронт. В боях за Днепр, будучи рядовым солдатом, принял на себя командование расчетом, наладил понтонную связь, высадил десант. За ночь переправил свыше 120 бойцов. Несмотря на гибель троих понтонеров, в одиночку совершил пятый рейс. За мужество и героизм при форсировании Днепра присвоено звание Героя Советского Союза. (Замиралов Павел Васильевич)
Раздел № 4 (Круги 20 - 25) «Пионеры-герои» [2]
- круг 20. 1941 год. Показательная казнь на городской площади, после нескольких дней пыток. Перед смертью подросток успел крикнуть: «Не взять им Москвы! Не победить нас!» Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Город Лихвин, где он был казнен, переименован в его честь. Назовите имя героя-пионера. (Александр Чекалин. Слайд.)
- круг 21. Уроженка г. Ленинграда, в 16 лет вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Попав в плен, эта пионерка во время допроса застрелила двух гитлеровских офицеров и была впоследствии зверски замучена фашистами в Витебской тюрьме. За стойкость и героизм девочка посмертно отмечена высшим званием - Герой Советского Союза. (Зина Портнова. Слайд.)
- круг 22. В 1941 году ей было 12 лет, Деревня, куда она вместе с бабушкой поехала на каникулы к дяде оказалась оккупирована фашистами. Вместе с подругами уходит в партизаны, затем становятся разведчицами. Принимала участие в «рельсовой войне». В 1943 году собирая разведданные, попала в плен. После нечеловеческих пыток была расстреляна. О подвиге пионерки Н.А.Надеждина написала повесть. (Лара Михеенко. Слайд.)
- круг 23. Белоруссия, г. Гомель. В составе партизанской спецгруппы полковника Бойко В. участвовал в диверсиях на железных дорогах в 1942 г. В 1943 г. становится разведчиком. Участвовал в захвате 30 «языков». Первым переправился через р. Днепр во время наступательной операции. Присвоено звание Героя Советского Союза. Убит немецким снайпером, выстрелом в сердце. Имя героя… (Борис Цариков. Слайд.)
- круг 24. В 15 лет ушел в партизаны, где взрывали вражеские поезда, уничтожали склады, занимались разведкой. В 1942 г. подорвав немецкий автомобиль, добыл ценнейшую информацию. За этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза. Получить награду не успел. В составе партизанского отряда попал в окружение, отряд вырвался из него, но был предан. Погибли все…(Леня Голиков. Слайд.)
- круг 25. Эта девочка выжила и прожила долгую жизнь. Умерла она в 1991 году. В 1941 году ей было всего 9 лет! Собирала разведданные для партизанского отряда, была задержана фашистами, чудом избежала смерти во время расстрела. Продолжила борьбу с фашистами, была схвачено во второй раз, ее пытали, вырезали звезду на спине, после бросили в сарай умирать, она выползла, потеряв зрение. Долго лечилась. Никогда, после войны, никому не рассказывала о своих подвигах, только через 15 лет, случайно узнали о ее судьбе. (Надя Богданова. Слайд.)
Раздел № 5 (Круги 26-31) «Оружие Победы» [4]
- круг 26. Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»? (Иосиф Сталин. После ответа демонстрируется видеоролик [13])
- круг 27. С первых дней войны подводные лодки несли боевое дежурство на всех флотах. Шесть серий подводных лодок были названы именем рыбы. Какой? (Щука. Слайд) Эти подлодки были первыми, оснащены приборами беспузырной торпедной стрельбы. На их боевом счету 30 % потопленных и поврежденных судов фашистов. Такого результата не имели советские подлодки других типов.
- круг 28. Как называлась реактивная система залпового огня, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии Советской армии? (установка БМ-13 Катюша. Слайд) Выпускалось 16 снарядов, почти одновременно на расстояние более 8 км. Осколки от снарядов раскалялись до 800 градусов и поджигали все в округе, горела даже земля.
- круг 29. Как расшифровывается аббревиатура «КВ» - название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны? (Клим Ворошилов. Слайд) Советский тяжёлый танк, пушка 76-мм оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей.
- круг 30. Немцы прозвали его «мясорубка», «железный Густав», «чума», «бетонный самолет». Самый массовый боевой самолет Второй мировой войны. (Ил-2. После ответа демонстрируется видеоролик.[14] ) Действовал на малых высотах, нес до 600 кг. авиабомб, имел 8 реактивных снарядов, пушки, пулеметы. Ил-2 имели внешнее сходство с немецкими бомбардировщиками «Юнкерс» и пользовались этим. Выпускали шасси, пристраивались в хвост воздушной колонны или самолета и открывали огонь.
- круг 31. Дивизионная, противотанковая пушка, разработанная конструктором Грабиным В.Г. - ЗИС - 3 или как называли ее в обиходе «Зося». За годы войны выпущено было более 48 тыс. экз. Расшифруйте аббревиатуру. (Завод Имени Сталина, бойцы называли «Залп Имени Сталина») Впервые, в мировой практике, артиллерийское оружие было поставлено на конвейер. 25 выстрелов в минуту, дальность - 13 км. (Cлайд)
Раздел № 6 (Круги 32 - 38) «Писатели - воины» [16]
- круг 32. Русский советский прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Военный корреспондент. Участник боёв на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Полковник Советской Армии. Написал самое популярное в годы Великой Отечественной войны стихотворение. (К.М.Симонов «Жди меня…»)
- круг 33. Поэт, драматург. До войны работал учителем в Хакасии. В составе Панфиловской дивизии он был стрелком, кавалеристом, химинструктором, а потом командиром взвода бронебойщиков-истребителей танков. В бою под Ельней он сам себе вытащил застрявший между ребрами осколок, но не вышел из атаки. В годы блокады бойцам Ленинградского фронта было хорошо известно имя этого поэта. Бойцы переписывали и передавали друг другу его стихи. В 1944 году при переправе через реку Нарву, он был смертельно ранен осколком снаряда. «Свой добрый век мы прожили как люди и для людей» - эти слова высечены на могиле поэта. (Г.К.Суворов. [10] Ответ можно дополнить чтением стихотворения поэта.)
-
круг 34. «Блиц-опрос»:
- 1.Скольким городам присвоено звание «город-герой»? (13)
- 2. Назовите дату начала II Мировой войны. (01.09.1939)
- 3. Назовите дату окончания Великой Отечественной войны. (09.05.1945)
- круг 35. "Я только раз видала рукопашный...". Это стихотворение написано в 19 лет юной девушкой, ставшей впоследствии, признанным поэтом, а в 1941 г., в возрасте 17 лет, записалась в добровольную санитарную дружину. В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. (Ю.В.Друнина; после ответа демонстрируется видеоролик [9])
- круг 36. (Демонстрируется видеоролик с отрывком из повести «Судьба человека».[15] ) Эту повесть написал русский советский писатель, журналист и киносценарист. Военный корреспондент с 1941 по 1945 годы. с 1943 г. - полковник. Лауреат Нобелевской премии по литературе. (М.А. Шолохов)
- круг 37. Русский писатель, драматург, эссеист. Родился в Красноярском крае. В 1942 г. уходит на фронт. Служил разведчиком, водителем и связистом. Самое известное его произведение «Царь-рыба». (В.П.Астафьев)
- круг 38. Русский советский писатель военной тематики и сценарист. На фронт ушел добровольцем в 17 лет. В 1943 г. получил тяжелое ранение, на фронт врачи запретили возвращаться. (Демонстрируется видеоролик с отрывком из повести «А зори здесь тихие».[6])
Раздел № 7 (Круги 39-45) «Города-герои» [3]
- круг 39. Эта битва длилась с 30.09. 1941 по 20.04. 1942. Именно в этой битве, потерпела первое в истории поражение фашистская армия. Именно здесь состоялась битва равной которой всемирная история не знала ни до, ни после, и именно здесь советским народом была продемонстрирована высшая степень мужества и героизма. Именно здесь совершили подвиг солдаты - панфиловцы. (Город-герой Москва)
- круг 40. «Привал»
- круг 41. Жители и защитники этого осажденного города заплатили страшную цену: число погибших достигает около 1,5 миллиона человек, из которых только 17 тыс. погибли от обстрелов и бомбежек; 800 тыс. умерли от голода. В самое голодное время, пришедшееся на ноябрь 1941-го года, норма выдачи хлеба составляла 125 грамм на человека в сутки. Но немцы так и не смогли взять город, ни боем, ни осадой, ни измором. (Город-герой Ленинград.)
- круг 42. Крепость, первой принявшая на себя удар фашистских войск 22 июня 1941 г. Фашисты имели 10-кратное превосходство в силах. 28 дней наши солдаты защищали крепость. Гитлеровское командование трижды докладывало о ее взятии, но защитники так и не подняли белый флаг. О героизме солдат написана книга писателем Б. Васильевым «В списках не значился». (Крепость - герой Брест)
- круг 43. (июль 1942 - февраль 1943). Эта битва является крупнейшей битвой на суше в ходе Второй мировой войны, которая стала переломным моментом в ходе войны, после которой немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Именно здесь, на берегах Волги, был сломлен хребет фашистам. Потери были для Германии огромными: боле 230 тыс. пленных и погибших солдат и офицеров, включая 24 генерала. Назовите город, защитники которого вели бои за каждый квартал, улицу, дом? (Город-герой Сталинград).
- круг 44. Оборона этого города длилась с 07.07. 1941 по 26.09 1941 г. Героическая оборона продолжалась чуть более двух месяцев. Город не покорился, движение партизан и подпольщиков не давало фашистам ни минуты покоя. В этом городе проходил знаменитый футбольный матч-смерти. (Город-герой Киев.)
- круг 45. С 30.10. 1941 по 04.07. 1942 гг. защитники города держали героическую оборону. За это время были предприняты четыре массированные атаки, но натолкнувшись на упорное сопротивление солдат, матросов и горожан, защищавших город, немецко-фашистское командование было вынуждено сменить тактику - началась долгая осада. Это был образец активной обороны в глубоком тылу противника. Крым был полностью захвачен фашистами, и только этот город боролся. Глубоко под землей был построен практически еще один город: госпитали, школы, детские сады. Здесь же, на заводах и мастерских, производили и ремонтировали оружие и боевую технику. (Город-герой Севастополь)
Ведущий: Демонстрация видеоролика «День Победы.» [18] Победа складывалась из усилий живших и боровшихся тогда - взрослых и детей, солдат, партизан, подпольщиков и тружеников тыла. Каждый гражданин страны внес свой вклад в Победу. И я призываю вас, ребята
То, что случилось, не забудем
И до конца мы помнить будем
Про подвиг тот в сороковых,
Про тех, кого уж нет в живых. [8]
Минута молчания.
Я благодарю всех, кто принял участие в нашей игре и «бродил» с нами по военным дорогам. До новых встреч!
Рефлексия. Заштрихуйте, пожалуйста, цветными карандашами, ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от мероприятия. (Приложение 3)
Подведение итогов. Награждение.
Заключение
В ходе мероприятия поставленная цель и задачи были выполнены. Игроки команд (7екл.=21 чел.), в ходе подготовки прочли все книги, представленные на выставке (худож.-13; научн.-попул. - 9), просмотрели три художественных фильма. Эффективность мероприятия можно просчитать по количеству правильных ответов детей, в ходе нашего мероприятия было дано 79 % (34 вопроса) верных ответов. Итоги рефлексии показали, что 100 % учащимся «Было трудно, но интересно». Большое оживление вызвало практическое задание «Шифровка», для участников было неожиданностью применение математических действий. При попадании на сектор «Привал» команды представляли литературно-музыкальную композицию. Команды единодушно выбрали произведение А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», но к счастью отрывки были выбраны разные. Самым сложным разделом стал для ребят - «Словарь Победы».
Проведение игры не требует больших расходов или особых условий. Большой работы требует именно предварительная подготовка, можно сказать погружение в тему. Можно, в дополнение к игре провести конкурс исследовательских работ о ветеранах села (района, города, республики).
Список источников
1. Гордость и слава Боградского района. [Текст] / Сост. Гайер Э.Ф., Иванов Б.Г., Свердлова А.Л. - Боград, 2006. - С. 3-8.
2. Дети-герои [Изоматериалы; текст] / Авт.-сост. Т.В.Цветкова. - М.: Творческий центр Сфера, 2019 . - 12 л. цв. ил. - (Великая Победа. 1941-1945).
3. Живая память. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои [Изоматериалы; текст] / Авт.-сост. М.С.Андреева, М.П.Короткова. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. - 16 л. цв. ил. + 32 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2 Выставка в школьной библиотеке; Вып. 3. 2010).
4. Оружие войны. [Изоматериалы; текст] / Авт.-сост. Т.В.Цветкова. - М.: Творческий центр Сфера, 2019 . - 12 л. цв. ил. - (Великая Победа.1941 - 1945).
5. Сражения войны [Изоматериалы; текст] / Авт.-сост. Т.В.Цветкова. - М.: Творческий центр Сфера, 2019 . - 12 л. цв. ил. - (Великая Победа.1941 - 1945).
Список электронных ресурсов
6. «А зори здесь тихие...». Пленение немцев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=dJaOiV1ZQOU (дата обращения 20.01.20)
7. Азясский, Н. Партизанская операция «Концерт». Министерство обороны Российской Федерации. Энциклопедия «История войн». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11840672%40cmsArticle (дата обращения 14.01.20)
8. Ващенко, И. Великая война. [Электронный ресурс] / Международный образовательный портал МААМ. - Волгоград. 2010. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/fototchyot-kartoteka-stihotvorenii-ko-dnyu-pobedy-dlja-detei.html (дата обращения 13.03.20)
9. Друнина, Ю. Я только раз видала рукопашный. / исп. Е.Ю.Грачева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7LrvyWj2wDw (дата обращения 03.05.20)
10. Именами героев. Суворов Георгий Кузьмич. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://цбс.абакан.рф/museum-41-45/suvorov.html (дата обращения 04.03.20)
11. Липатов, С. Операция «Багратион» и ее военно-политическое значение. Министерство обороны Российской Федерации. Энциклопедия «История войн». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11960765%40cmsArticle (дата обращения 14.01.20)
12. Операции Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infotables.ru/istoriya/113-operatsii-velikoj-otechestvennoj-vojny-kodovye-nazvaniya-desyat-stalinskikh-udarov-tablitsa (дата обращения 14.02.20)
13. Оружие Победы. Тяжелый танк ИС-2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Pf1PnlmhUdQ (дата обращения 04.02.20)
14. Оружие Победы. Штурмовик Ил-2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nMs1mNkqy60 (дата обращения 05.02.20)
15.Отрывок из фильма «Судьба человека». Я твой Папа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=J24wl8XcgUQ (дата обращения 14.01.20)
16. Писатели на войне и о войне. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tosno.47lib.ru/Kollegam/pisateli (дата обращения 04.03.20)
17. Рельсовая война. История России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://istoriarusi.ru/cccp/relsovaya-partizanskaya-voyna-1943.html (дата обращения 18.01.20)
18. Российское военно-историческое общество. Календарь памятных дат военной истории России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rvio.histrf.ru/activities/projects/dates/1 (дата обращения 04.02.20)