Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с юртой»

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Цель: формирование представления детей о юрте - жилище башкир.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить детей с юртой - жилищем, в котором в древние времена жили башкиры - башкорты. Что обозначает это слово в переводе на русский.
  • Развивающие:
    • развивать интерес к жизни башкир; толерантность;
    • развивать речь детей: умение отвечать распространенными предложениями, с использованием прилагательных и наречий, умение обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное о жизни других народов Урала.

Словарь:

  • обогащение словаря: ук, сагармак, войлок, аркан, юрта, аул.
  • активизация словаря: башкорты, кочевники, скотоводы, земледельцы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций о башкирах;
  • рассказ воспитателя о башкирах - коренных жителях Урала.

Материал и оборудование: 4 стула, 4 больших платка, раскраски юрты.

Ход беседы

Организационный момент

Звучит башкирская музыка.

Здравствуйте, ребята! Мы всегда говорим, что на южном Урале живут много народов. Сегодня мы будем беседовать о башкирах (башкорт в переводе вождь волков), о жилище башкир. Может, кто из вас знает, как оно называется? (ответы детей).

Послушайте:

Юрта, юрта - круглый дом,
Побывайте в доме том,
Трудятся отец и мать,
Что мне делать? Отдыхать.
Быть без дела не люблю,
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей.

Догадались, как называется жилище башкир? Да, это - юрта или по - башкирски - тирмэ.

Послушайте загадку:

«В этом доме нет углов. Вот уж рай для неслухов! И такое вот жилище ты всегда в горах отышешь?

Это юрта. Юрта - дом (тирмә - по башкирски) переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод.

Юрты строились из жердей - ук, тонких, гибких прутьев, прутья переплетали, получалась решетка, из решеток строили юрту - тирмэ (решетчатая юрта). Верхняя часть юрты называлась сагармак. На что похожа верхняя часть юрты? (на солнышко, на цветочек и т.д.). А в самой середине - отверстие. Для чего оно было нужно? (для воздуха, выхода дыма из очага, появления в юрте солнышка). Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко проникать свету и воздуху, в юрте не было окон, как вы думаете, почему? (чтобы хранилось тепло). Но была дверь. Зимой она была деревянная. Почему? (чтобы было тепло). Летом, весной, осенью она была войлочная, тканевая. Почему? (чтобы не было жарко). Снаружи юрту покрывали войлоком. Войлок - это очень плотный материал, сделанный из прессованной овечьей шерсти.

Давайте поиграем в игру «Найди войлок» (нужно, среди множества кусочков ткани найти войлок). Зимой юрту укрывали 5-7 слоями войлока, а в теплое время года 1-2 слоями. Чтобы ветер не срывал войлок, его завязывали длинными веревками - арканом.

Юрты были повседневными и праздничными.

В повседневной жили постоянно. Самым главным местом внутри юрты был очаг (костер). Он нужен был для тепла, света, приготовления пищи. Дым от костра-очага выходил в двери и в круглое отверстие наверху юрты.

Внутри юрта разделялась на две неравные половины: большая - мужская, меньшая - женская. Напротив входа, на мужской половине, было особое место для гостей. Там обычно ставили на подставке высокую гору разноцветных подушек, матрацев, узорных войлоков, перетянутых красивой лентой. На земле, на войлоках, клали коврики, на которых сидели гости. На женской половине располагалась посуда, пищевые припасы, одежда.

Праздничная была очень красивая, нарядная, она была для гостей, праздников, свадеб.

Вы знаете, что это такое аул? Да, это поселение башкир - кочевников. Какое строение было главным в ауле? (конечно, юрта). В ауле было несколько юрт. Догадались почему? Да, кочевали башкиры из одного пастбища на другое не по - одиночке, а небольшими группами. Кто-то пас скот, кто-то охранял аул, кто-то мед дикий искал. Но, главным в ауле была юрта.

Я предлагаю вам поиграть в башкирскую игру «Тирмэ».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Юрта и прилегающее к ней пространство - это место, где башкиры проводили все свободное время, работали, ели, спали и принимали гостей. По свидетельству очевидцев прием гостей и родственников по случаю праздников или семейных событий - любимое времяпрепровождение башкир.

Вот как описал юрту в VII веке китайский поэт Во Цзюй в стихотворении "Белая юрта", фрагмент которого я вам прочту:

Буря не оторвет юрту от земли,
Проливные дожди не просочатся в нее,
Нет углов в юрте, кругло поставленной,
Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте».

Я предлагаю вам в группе раскрасить юрту кочевников - башкортов, вспомните все, что я вам о ней говорила и постарайтесь отразить это в своей работе.

Итог занятия

Что интересного вы узнали на занятии? О чем бы рассказали своим родителям? Какими знаниями поделились бы с ребятами других групп нашего детского сада?

В нашем музее мы будем знакомиться с жизнью наших предков.

Литература: Интернет-ресурс ns-portal.