Технологическая карта урока "Движение и взаимодействие молекул". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: диффузия


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

1 четверть. Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества»

Тема урока

Движение и взаимодействие молекул

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока): Комбинированный

☐ урок освоения новых знаний и умений
☐ урок-закрепление
☐ урок-повторение
☐ урок систематизации знаний и умений
☐ урок развивающего контроля
☐ + комбинированный урок
☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

  • формирование мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности;
  • формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками, развивать монологическую и диалогическую речь.
  • осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий,
    важнейшей составляющей культуры, развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Метапредметные:

  • Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи при изучении новых понятий, приводить примеры практического использования физических знаний. Уметь объяснять явление диффузии в живой и неживой природе, в химических процессах. Знать историю открытия броуновского движения.
  • Коммуникативные: развивать деятельность в рамках сотрудничества, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; развивать монологическую и диалогическую речь.
  • Регулятивные: осуществлять действия для изучения физических понятий путём наблюдений, записей, устных ответов и рассуждений, уметь самостоятельно составлять алгоритм своих учебных действий на уроке.

Предметные: Знать определение диффузии, уметь приводить примеры и объяснять явлния диффузии в быту. природе, знать зависимость скорости диффузии от температуры. Развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Молекулы, диффузия, движение молекул, скорость диффузии, броуновское движение.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы).

Цель урока: Получить знания о природе диффузии в газах, жидкостях и твердых телах. Обосновать связь между температурой тела и скоростью движения молекул.
Задачи урока: Объяснить явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; применять экспериментальный метод исследования при изучении зависимости скорости протекания диффузии от температуры.
Виды деятельности: Объяснять явление диффузии и зависимость скорости её протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире; анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии.

Используемая литература:

  1. Физика. 7 класс. Дидактические материалы / МаронА.Е., Марон Е.А. / 2022; Издательство: Просвещение; 2022.
  2. Лукашик В.И., Е.И.Иванова Сборник задач по физике. 7-9 классы Москва «Просвещение», 2016.
  3. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений Богданова И.В. Движение молекул. Диффузия.
  4. Оборудование: презентация, колба с водой, пробирка с кристаллами перманганата калия, закрытая пробкой; пипетка; медный купороса, вода горячая и холодная, спиртовка.
  5. Видео: Броуновское движение. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах
  6. https://www.youtube.com/watch?v=D8ABVgG93hA

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Перед учащимися ставится задача объяснить наблюдаемое явление. В результате обсуждения формулируем определение диффузии.
Демонстрация диффузии.
Что является причиной данного явления?
Перед учащимися ставится задача объяснить явления ( Задания № 56, 60 из сборника задач по физике Лкуашик В.И.) Вопрос сопровождается показом слайдов с примерами описываемых явлений.
В результате обсуждения учашиеся приходят к выводу о движении молеул вещества между молекулами другого вещества на основе представлений о строении вещества.
Теперь открываем свои тетради и записываем число и тему урока.
Записывем тему урока.
Формулируем определение диффузии.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
Демонстрация диффузии при нагревании.
Перед учащимися ставится задача объяснить наблюдаемое явление.
Учащиеся наблюдают увеличение скорости диффузии при нагревании.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

На основе выводов о движении молекул, сегодня мы узнаем как зависит скорость диффузии от температуры , научимся объяснять явления диффузии в газах, жидкостях и твердых телах. Узнаем историю открытия броуновского движения. Узнаем как можно использовать данное явления в быту, технике. Научимся определять скорость движения молекул в газе.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/ Изложите факты/Проверьте себя/ Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/ Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

«Наш урок подходит к концу.
Остаётся время на закрепление изучаемого материала по теории.
Вам предлагается тест.

Пожалуйста, проходим тест в оставшееся время, меняемся листочками с соседом по парте. Предлагается взаимопроверка. Правильные ответы появляются на экране (Слайд).
Учащиеся отвечают на вопросы, проверяют тест и заполняют лист самооценки.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Учитель предлагает провести дома исследовательский эксперимент

Возьмите 2 стакана с водой (200 мл) комнатной температуры.
Определите цену деления термометра и измерьте начальную температуру воды в стаканах.
Опустите в них по одинаковому количеству марганцовокислого калия.
Один стакан поставьте в морозильную камеру холодильника, второй - на батарею.
Отметьте время начала эксперимента.
Определите путем неоднократных измерений, через какое время марганец полностью раствориться в воде в обоих стаканах.
Измеряйте температуру воды через определенные промежутки времени и конечное значение температуры в обоих стаканах.
Фиксирование информации:
Покажите на рисунках, как происходит смешивание молекул в обоих случаях. Красным цветом изобразите молекулы марганца, синим - молекулы воды.
Анализ результатов:
Где вода окрашивается быстрее, в холодильнике или на батарее? Сравните время: сутки, часы, минуты, секунды.
При какой температуре диффузия происходит быстрее?
Что происходит с молекулами вещества при нагревании, как изменяется их скорость?
Опишите и сделайте вывод.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

1. «Как известно, природный газ не имеет запаха. Почему же мы чувствуем запах газа от газовой плиты?»

Учащиеся приходят к выводу о наличии примеси.
«Для чего смешивают природный газ с пахучим веществом (газом)?»
Учащиеся приходят к выводу - для безопасности людей.
«Какое явление лежит в основе данного приема? Объясните его».

Вывод - явление диффузии.

2. Учитель рассказывает о Р.Броуне. (рассказ сопровождается слайдами). После рассказа о его наблюдениях, предлагает ответить на вопрос .

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

В корейской пословице говорится: «На мешке с солью и веревка соленая». Какое физическое явление лежит в основе этой пословицы?
(Диффузия).

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

«Представьте ситуацию, когда ваш товарищ запачкал футболку клубникой. Дайте совет, в какой воде (холодной или горячей нужно промыть пятно от ягоды.
Заслушиваются аргументированные ответы. Приходим к выводу.

Учитель показывает слайд с рекомендацией от работников химчистки.
Хорошенько промойт пятно холодной воде. Если пятно было свежее, то вы очень скоро заметите, что оно станет блекнуть. Это уже хороший знак!

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Если у вас дома имеется комнатное растение, проведите его подкормку путём опрыскивания кроны питательным раствором. Пронаблюдайте, как будет развиваться растение. Объясните, на каком явлении основан такой способ подкормки.
Физика, биология.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Заполняем лист самооценки. Анализируем свою деятельность на уроке. Продолжите фразу:
1. Сегодня я узнал …
2. Было трудно …
3. Было интересно …
4. Теперь я могу …»

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

П. 9, 10. Устно ответить на вопросы в конце параграфа 10. Выполнить экспериментальное задание.