Класс: 7.
Цель: изучить физическую величину «давление» на опору, единицы его измерения, научить решать задачи.
Класс делится на 3 группы:
- 1 группа - дети с ОВЗ;
- 2 группа - учащиеся с умениями базового уровня;
- 3 группа - учащиеся надбазового (продвинутого) уровня.
Учебные задачи в начале урока формулируются для каждой группы дифференцированного обучения.
Метод уровневой дифференциации.
Задачи:
1 группа
|
2 группа |
3 группа |
- Знать определение физической величины Р;
- Уметь решать задачи на давление твёрдых тел по алгоритму;
|
- Знать определение физической величины Р;
|
- Знать определение физической величины Р;
|
Ученик должен знать и понимать (для каждой группы дифференцированно):
- формулу для расчёта давления;
- физический смысл величины «давление»;
- единицы давления;
- кратные и дольные единицы измерения давления.
Ученик должен уметь (для каждой группы разный уровень):
1 группа
|
2 группа |
3 группа |
Чётко и точно воспроизводить материал работать с «домиком» величины |
Понимать взаимосвязь закономерностей и конкретных явлений |
Выдвигать гипотезу, контроля, правильно строить ответ, применять вновь полученные знания |
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Загадка.
Деревянные кони по снегу катаются,
А в снег не проваливаются.
Отгадайте загадку.
3. Мотивационный этап
Давайте проверим правильность загадки!?
А) Кратковременный фронтальный практикум
Оборудование: две дощечки разных размеров: одна больше другой в два раза, измерительная линейка, планшет с заготовленной таблицей
Таблица № 1
№1 |
Дощечка |
Глубина провала (м) |
1 |
№ 1 |
|
2 |
№ 2 |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Смотрят точность эксперимента, записывают результаты в таблицу. |
Производят замеры глубины «провала».
|
Дают название 4-му столбцу, исходя из анализа ситуации:
|
Б) ключевая фраза:
Вес человека ___________ поверхности доски
Сила ___________ поверхности площади
Силой давления могут быть вес тела, сила тяжести.
4. Задания
Величина равна отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности; к площади этой поверхности, называют давлением
ДАВЛЕНИЕ = сила/площадь
P = F\S
P - давление [P] - Па (Паскаль)
S - площадь [S] - м2
F - сила [F] - Н
1 Па = 1Н/1 м2
1 гПа = 100 Па
1 кПа = 1000 Па
В) заполняем домик
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Записать в тетрадь
|
Заполняют домик.
|
Анализируют и устанавливают взаимосвязь физических величин
|
2¹) устанавливаем прямо пропорциональную и обратно пропорциональную зависимость между величинами (анализ таблицы № 1)
№ доски
|
F |
S |
H |
PS |
PF |
№ 1 |
Равны |
Меньше ↓ |
больше ↑ |
P ↑ ↓ S |
P ↑↑ F |
№ 2 |
равны |
Больше ↑ |
Меньше ↓ |
P ↓ ↑ S |
P ↓↓ F |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Оформляют опорный конспект
1 Па = 1Н/1 м2
|
Осмысливают связь между физическими величинами (анализируют таблицы № 1 и № 2) |
Вывод: P и S находятся в обратной пропорциональности, значит чем больше P, тем F меньше S и наоборот P ↑ ↓ S
|
3) Алгоритм решения задач (расчётных)
Гусеничный трактор ДТ - 75 М весом 66100Н имеет опорную площадь 1,4 м¹. Определить давление трактора на почву.
5. Решение качественных задач
В каком случае брусок производит наибольшее, наименьшее давление на стол?
Чем больше площадь, тем меньше давление, самая большая площадь опоры у бруска № 1, значит у него самое маленькое давление.
Самая маленькая опора у бруска № 2, значит, у него самое большое давление.
6. Самостоятельная работа
(Самостоятельная работа проводится на разных уровнях сложности)
1 группа
|
2 группа |
3 группа |
Пользуясь карточкой, выполни задание
|
Брусок массой 200 грамм.
|
1) Аист стоит на двух ногах, а затем поджал одну ногу. Увеличится или уменьшится давление на почву и во сколько раз?
|
Анализ урока и рефлексия, подача домашнего задания организованы по методу уровневой дифференциации.
7. Рефлексия
1 группа
|
2 группа |
3 группа |
читают по опорному конспекту |
Почему острым ножом легче резать хлеб? |
Верна ли удмуртская поговорка: «На одной лыже не катаются» |
8. Анализ работы на уроке
1 группа
|
2 группа |
3 группа |
Оценивая, похвалить, поддержать |
Комментированная оценка |
Комментированная оценка |
9. Домашнее задание
1 группа |
2 группа |
3 группа |
1. Параграф 37 читать.
|
Карточка.
|
Карточка.
1. Предложите гипотезу разрешения ситуации.
|