Цель: знакомство с традиционной культурой России, с характерным разнообразием образов, запечатлевшие детские забавы и игры.
Задачи:
- Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности в искусстве. Познакомиться с композициями ритма речитатива и навыками по созданию единства формы и декора игрушки.
- Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.
- Развивающие:
- умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки и изобразительного искусства;
- формирование навыков по созданию единства форм и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов.
- передача собственных впечатлений с помощью различных видов творческой деятельности;
- освоение навыков самоанализа и результатов деятельности своих сверстников.
Ход урока
1 этап. Организационный момент
- Есть ли у вас любимая игрушка? Опишите её.
Тема нашего урока называется "В детской. Твоя игрушка"
2 этап. Повторение пройденного материала
- Ребята, вспомните, в творчестве каких композиторов вы встречались с детскими образами и их играми? (П.Чайковский и С.Прокофьев)
- А как называются сборники, созданные этими композиторами, сколько пьес? («Детский альбом», 24 пьесы и «Детская музыка» (12 пьес)
3 этап. Изучение нового материала
Детские образы создавали не только П.Чайковский и С.Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века М.П.Мусоргский (1839-1881). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле "Детская".
- Как вы понимаете Вокальный цикл?
- Посмотрите, как выглядит обложка издания вокального цикла "Детская", которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин. Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке? Кого мы видим на ней? (Мы видим няню, которая ставит ребенка в угол за непослушание, девочку, которая укладывает куклу спать, кота…).
В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.
«С няней», «В углу», «Жук», «С куклой», «На сон грядущий», «Кот Матрос»,«Поехал на палочке»
Сегодня в нашей детской прозвучит песня М. Мусоргского. Она называется "С куклой". Эту песню композитор посвятил своим племянникам "Танюшке и Гоге Мусоргским".
- Послушайте песню, о чем в ней рассказывается. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа?
- Какую песню поёт героиня?
- Какие интонации подсказывают, что это колыбельная?
♫ Давайте исполним первую фразу по нотам. Но сначала попробуйте проговрить эту фразу.
- Куда идет интонация голоса вверх или вниз?
А теперь пропоём мелодию и проследим за её движением.
- схожи ли разговорная и музыкальная интонации?
- Кому подражает девочка?
- Как зовут куклу?
- Сразу ли "засыпает" Тяпа?
- Что делает девочка?
Она начинает пугать Букой, подражая своей няне. Мотив колыбельной прерывает сердитый окрик: "Тяпа, спать надо!"
При этом, наверное, Тяпа получает изрядный шлепок. Но засыпает ли Тяпа после этого?
- Как ведет тогда себя девочка, о чём стала петь?
Она начинает рассказывать о том, что можно увидеть во сне: остров чудный, груши наливные, золотых птичек, поющих днем и ночью.
- Как звучит в этот момент музыка? (Она успокаивается, льется мягко и плавно, колыбельная продолжается).
- Укачала ли девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка? (Да, укачала. Девочка поет тише и тише, спокойнее с перерывами. Тяпа успокаивается и засыпает).
- Посмотрите на репродукцию картины художника М. Добужинского "Кукла". Созвучна ли эта картина песне М. Мусоргского и почему? (Ответы детей).
4 этап. Формирование новых знаний
Как вы понимаете, ребята, урок у нас сегодня немного необычный. Посмотрите на наш класс. Он превратился в настоящий цех, а вы уже не просто ученики школы, а мастера, которые будут работать в артелях.
- Посмотрите внимательно, предметы каких народных художественных промыслов вам знакомы? (Гжель, хохлома, жостово, городец, матрёшки, Павлово-Посадские платки…)
- Скажите, а можно ли все эти предметы назвать произведениями искусства? (Можно)
- Тогда скажите, к какому виду искусства относятся эти произведения? (Всё это предметы декоративно-прикладного искусства.)
- Молодцы! Но объясните, как вы отличали предметы одного промысла от предметов другого? (Предметы промыслов отличаются материалом, из которого их изготавливают, формой и орнаментом росписи).
Всё правильно. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы, мотивы и цветочные сочетания. При создании предметов использовались различные материалы: глина, кость, металл, дерево и т.д.
- С каким материалом работаете вы, мастера-игрушечники? (Мы работаем с глиной)
- Для чего вы, мастера-умельцы, создаёте свои игрушки? Наверное, только для забавы?
(Глиняные игрушки создаются не только для забавы. Их дарили друг другу на праздники. Ими украшали дома. Игрушки обладают магической силой и оберегают людей от всякого зла.)
Мы уже знаем, что декоративно-прикладное искусство имеет свой совершенно особый ОБРАЗНЫЙ язык, освоение которого даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает.
Какие же знакомые уже нам образы живут в глиняных игрушках?
- КОНЬ - символ солнца.
- ПТИЦЫ и ЖИВОТНЫЕ - символы жизни, счастья и весны.
- ЖЕНСКАЯ ФИГУРА - символ жизни и плодородия.
Очень хорошо. И, я вижу, что среди ваших игрушек есть знакомые образы.
А теперь пора засучить рукава и приступить к работе. Наша задача - расписать заготовки игрушек. А игрушка эта тоже кукла.
- Посмотрите, какие цвета преобладают в росписи филимоновской игрушки? (Преобладают красный и малиновый цвета. Добавляют также и тёмно-синий и зелёный)
Простой и лёгкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Пёстрые декоративные узоры наносятся куриным пёрышком прямо на поверхность обожжённой глины.
- Какой инструмент будете использовать вы? (Тонкую кисточку)
Особое внимание обратите на расположение элементов орнамента в узоре. Их необходимо располагать по форме предмета, чередуя крупные с мелкими. Это можно увидеть и на схемах росписи хвостов индюков, … и на схемах росписи юбок у барынь.
5 этап. Практическая работа
А сейчас настала пора мастерам-игрушечникам приступить к росписи своих игрушек, сохраняя традиции промысла.
Приступая к работе, не забудьте про организацию рабочего места. Игрушку поставьте перед собой на подставку (чтобы можно было поворачивать игрушку и не смазать краску), банка с водой слева, краски справа. Не забывайте пользоваться тряпками для рук. Вам в помощь также предложены карточки с изображением игрушек.
А поможет вам музыка, которая будет сопровождать вашу работу.
6 этап. Подведение итогов
Мастера в артелях закончили свою работу. Давайте же полюбуемся яркостью и пестротой получившихся образов.
Мастерам огромное спасибо за творческую работу. Я уверена, что ваши игрушки принесут вам в дом счастье, частичку солнышка и защитят вас от любых неприятностей.
А завершим наш урок песней.
♫ Исполнение песни «Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка»
Вывод: Итак, музыка - это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке и ваши замечательные работы по росписи игрушки знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка.