Анализ примерной адаптированной программы для детей с задержкой психического развития трактует, что слабость познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. Это основные компоненты формирование универсальных учебных действий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования начального общего образования. Одной из значимых задач программы является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров школьного образования и формирования полноценной готовности к обучению в школе. ФГОС ДО отмечается, что образовательная и коррекционная работа в классах комбинированной и компенсирующей направленности, а также в условиях инклюзивного образования, должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности и возможности каждой категории детей. [4]
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в личности с развитыми коммуникативными способностями и недостаточной разработанностью педагогических средств развития данных способностей у младших школьников с задержкой психического развития. [4]
Выявленное противоречие позволило сформулировать педагогическую проблему: каковы педагогические средства развития коммуникативных способностей младших школьников с ЗПР? Все вышеописанное обусловило выбор данной темы.
Работая учителем-дефектологом в классе компенсирующей направленности с детьми с задержкой психического развития была разработана и реализована игровая технология как педагогическое средство, выстроенное с опорой на принципы индивидуализации и практико-ориентированности, состоящая из трех этапов (мотивационный, когнитивный и поведенческий этапы), обогащенных играми коммуникативной направленности.
В ходе анализа литературы выяснилось, что именно развитие коммуникативных способностей с помощью педагогических средств у младших школьников с ЗПР будет способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования.[1]
Игровая технология по развитию коммуникативных способностей детей с ЗПР разработана согласно подходу Германа Константиновича Селевко.
Игровая технология состоит из трёх этапов:
- мотивационный, работа направлена на развитие у детей знаний о различных эмоциях, как выражать свои чувства и понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых; на данном этапе дети включаются в совместные игры с педагогом направленные на развитие эмоциональной сферы;
- когнитивный, работа на данном этапе направлена на развитие у детей младшего школьного возраста с ЗПР умений адекватно реагировать на эмоциональные и поведенческие реакции сверстника и взрослого;
- поведенческий, работа направлена формирование у детей умений вести себя в совместной деятельности и конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выстраивать диалог.
Игровая технология реализовывалась в рамках модуль «Школа общения» 2 раза в неделю в первой половине дня, который был включен в программу коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога.
Целью коррекционно-развивающего модуля является: развитие коммуникативных способностей у младших школьников с ЗПР на коррекционно-развивающих занятиях с учителем-дефектологом посредством игровой технологии.
Коррекционные задачи модуля:
- учить понимать эмоции других людей;
- учить управлять своими чувствами и эмоциями;
- учить замечать положительные качества других и выражать это словами;
- учить отвечать на вопросы;
- учить проявлять внимание к сверстнику и вести диалог;
- развивать умения действовать сообща в команде;
- учить детей взаимодействовать с взрослыми;
Приёмы, методы и формы работы учителя-дефектолога, применяемые на мотивационном этапе: наглядно-действенный показ; рассматривание картин и фотографий с эмоциями, указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания. На когнитивном этапе вопросы как словесный прием обучения, метод проб и ошибок, метод поддержки; на поведенческом этапе педагогическая оценка хода выполнения деятельности, её результата, также метод проб и ошибок, метод поддержки. [3]
Занятия учителем-дефектологом проводились по разработанному календарно-тематическому планированию, которое тесно связано с разработанной игровой технологией, таким образом, реализовывалась все три этапа (мотивационный, когнитивный и поведенческий).
Полученные результаты продемонстрировали, что по итогам реализации разработанной игровой технологии, приблизительно 50% испытуемых имеют позитивные изменения по уровню развития коммуникативных способностей понимать партнёра по общению, способность выстраивать диалог, способность взаимодействовать, а также прослеживается максимальное снижение проявления низкого уровня коммуникативных способностей исследуемых показателей по всем диагностическим методикам испытуемых.
Литература
- Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка: Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - С. 409-416.
- Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс , 2002. - 1008 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1988. - 750 с.
- ФФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.