Урок литературного чтения по теме "Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: литературное чтение, Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»


Класс: 4.

Цель: изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме.

Формируемые УУД:

Предметные:

  • изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;
  • сформировать понятие о басне, о морали басни;
  • показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;

Метапредметные:

  • сформировать опыт творческой деятельности;
  • развивать интерес к художественному слову;
  • развивать умение выразительно читать;
  • развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

Личностные:

  • воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Регулятивные:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», выставка рисунков по басням Л.Н.Толстого, портрет Л.Н.Толстого, выставка рисунков по произведениям Л.Н.Толстого, рабочие листы для работы в парах и группах.

Список использованной литературы

  1. С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению, 4 класс. - М.: ВАКО, 2010. - 240 с.
  2. Т.В. Рыжкова Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

- Добрый день! Поприветствуем гостей! Ребята, желаю вам умных мыслей, грамотных ответов, положительных эмоций, новых открытий на уроке! Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

II. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня на уроке мы вновь погрузимся в мир увлекательного чтения. Достопочтенная книга, проведи нас своей тропинкой в это мир.

Слова Книги:

В мире много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, весёлых
В городах, станицах, сёлах.
Ты идёшь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать!

- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? (Классики)

- Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)

- Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого)

III. Постановка учебной задачи

- А тему нашего урока вы узнаете, выполнив все мои задания. От каждого ряда я вызываю по одному представителю. Задача помощников: прочитать вслух отрывок из произведения, а ваша задача, ребята угадать название этого произведения:

  1. «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась» («Прыжок»)
  2. «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье» («Лев и собачка»)
  3. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. («Акула»)

- Что объединяет эти произведения? (Эти произведения написал Л.Н.Толстой)

- С творчеством какого автора мы продолжим сегодня знакомиться? (Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)

- Наша выставка рисунков по произведениям Л.Н.Толстого пополняется с каждым днем. Отличные рисунки нарисовали наши ребята.

- Известный русский писатель Максим Горький говорил: «В искусстве слова первый Толстой».

- Как вы понимаете эти слова? (Лев Толстой - великий русский писатель. Гений русской литературы).

- Вы совершенно правы, ребята. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Максим Горький добавлял: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». Сегодня на уроке мы опять встретимся с произведениями Льва Николаевича.

- На прошлых уроках мы много говорили о творчестве Толстого и теперь мне хочется проверить ваши знания.

Блиц-опрос

- В каком году родился Л.Н.Толстой? (9 сентября 1828 г.)

- Где родился писатель? (Ясная Поляна, Крапивенский уезд, Тульская губерния, Российская империя).

- Толстой был знатного рода. Какой титул он имел? (Граф)

- Сколько братьев и сестер было у него? (3 брата: Сергей, Дмитрий, Николай, 1 сестра Мария).

- Где и для кого он устроил школу? (Для крестьянских детей в своем имении на Ясной поляне близи Тулы в 1859 году).

- Что написал Лев Толстой для детей? (Рассказы, были, басни, сказки «Три медведя» и др. былины «Вольга-богатырь» и др.)

- Мне очень понравились ваши ответы.

IV. Работа с текстом

1. Первичное восприятие

- Послушайте новое произведение Л.Н.Толстого. (Прослушивание аудиозаписи басни.)

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило? (Ученики делятся впечатлением).

- Как бы вы озаглавили это произведение? («Как мужик убрал камень»)

- Сегодня мы поработаем с вами над произведением Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

2. Чтение текста про себя. Работа в паре

- А теперь, ребята, откройте учебник на стр. 119 и прочитайте текст про себя.

- Перед вами лист для работы в паре. Найдите задание №1. Работая вместе, отметьте, какие слова требуют объяснения. Запишите эти слова на листе.

- Какие слова показались трудными? Объясните значение слов:

  • Инженер - специалист с высшим техническим образованием: проектировщики, технологи.
  • Порох - взрывчатое соединение или смесь.
  • Большой каток - машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта.
  • Подле камня - возле.
  • Выдумка - вымысел, изобретение.

3. Чтение вслух. Проблемный вопрос

- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (Рассказ, басня)

- Докажите. Для этого вспомним признаки рассказа и басни. Составим кластер. (Появляется кластер на доске)

(Мы думаем, что это рассказ, так как это прозаическое произведение, повествуется о реальных событиях, небольшой объем, немного действующих лиц, описание одного эпизода)

- Мы отнесли это произведение к басне, это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, высмеиваются пороки людей, имеется мораль).

- Что означает слово басня? (Басня - краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, содержит мораль, т.е. поучительный вывод, содержит иносказание (аллегорию), высмеиваются людские пороки).

- Кто же из ребят прав? Является ли данное произведение рассказом или басней докажем в течение нашего урока. А для этого мы должны… (проанализировать произведение). Итак, цели поставлены.

4. Групповая работа

- А теперь вернёмся к произведению. Поработаем над текстом. Задание! Читаем текст по частями составляем его план. Найдите в своих листах задание номер 2.

Чтение 1 части. Работа над 1 частью.

- Читаем 1 часть.

- Итак, вопросы по содержанию.

- Где происходит действие? (На площади в одном городе)

- Назовите участников. (Народ и инженеры)

- Какая стояла задача перед инженерами? (Убрать камень с дороги)

- Как озаглавим? (Камень на площади).

- Запишите название этой части под пунктом №1.

Чтение 2 части. Работа над 2 частью.

- Читаем 2 часть и устно составляем вопросы по прочитанному. Обсудите в паре эти вопросы.

- Что предложил 1 инженер? (Надо разбивать на куски порохом, а потом по частям свезти его)

- Что предложил 2 инженер? (Под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень)

- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько? (8 тыс. на 2 тыс.)

- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? (Ответы детей)

- Как озаглавим? (Спор)

- Запишите название этой части под пунктом №2.

Чтение 3 части. Работа над 3 частью.

- Читаем 3 часть и устно составляем вопросы по прочитанному в паре.

- Как решил эту задачу мужик? (Выкопал около камня большую яму, землю из ямы развалил по площади, свалил камень в яму и разровнял землю)

- Почему ему дали еще 100 руб.? (За умную выдумку)

- Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка)

- Запишите название этой части под пунктом №3.

5. Физкультминутка

Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки - в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Вправо - влево наклонитесь,
Рук коленями коснитесь.
Выше-выше потянитесь
И за парту вновь садитесь.

Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

- Молодцы, ребята.

6. Работа в группах

- Поработаем в группах, помня о правилах работы в группе. Одна из групп поработает у доски. Ваша задача восстановить рассказ, указать последовательность частей. Работаем маркером.

- А в это время остальные группы найдите на своих листах задание №3. Отгадайте слова из произведения, подпишите их.

Восстанови рассказ в нужном порядке

4. У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

3. А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей».

2. Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

1. На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

Отгадайте слова из произведения

7. Работа над образом мужика и инженеров

- Поработаем над образами героев. Как вы представляете мужика? Какими чертами характера он обладал? (Простой, умный, сообразительный, добрый, благородный, трудолюбивый, смекалистый, бескорыстный.)

- Как вы представляете инженеров? Какими чертами характера обладали они? (Начитанные, образованные, расчётливые, корыстные, несмекалистые)

- На чьей стороне автор? (На стороне мужика, качества инженеров он высмеивает)

- А на чьей стороне вы?

8. Работа над иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.

- В чём заключается главная мысль произведения?

- Важна не столько сила, сколько смекалка. А это и есть мораль произведения Льва Николаевича Толстого, то есть вывод.

- Так какие же качества героев противопоставлены в произведении? (Сила инженеров и смекалка мужика)

9. Работа над пословицами

- Л.Н.Толстой считал, что пословицы, поговорки, загадки - интересно и полезно читать детям. В свою Азбуку для крестьянских детей он включил много произведений устного народного творчества. Прочитайте пословицы. Какая из них более точно передаёт мораль прочитанного произведения?

  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.
  • Сила ломит всё, а ум силу.

- Вывод. Сила ломит всё, а ум силу. Еще раз убеждаемся в том, что важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошо подумать. Возможно, существует и нестандартное решение проблемы. В этом состоит иносказательный смысл произведения.

10. Ответ на проблемный вопрос

- Давайте вернёмся к началу урока. Какой проблемный вопрос стоял перед нами? (Узнать, является ли данное произведение рассказом или басней)

- Проанализировав произведение, ответьте на вопрос: к какому же жанру оно относится? (Произведение «Как мужик убрал камень» является басней).

- Басня написана прозаической форме. Это нравоучительное произведение.

Басня учит нас быть трудолюбивыми и говорит нам, что не всегда главное - сила, важна и смекалка.

V. Работа по произведениям Толстого

- Много басен Л.Н.Толстого прочитано вами, поэтому сейчас вам, работая в группах, предстоит их узнать. Найдите задание №4. В своих группах вы читаете отрывки из басен и угадываете их.

1) Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». («Cтарый дед и внучек»)

2) Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал. («Правда всего дороже»)

3) Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым. («Два товарища»)

4) За обедом отец и говорит: "А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?" Все сказали: "Нет". Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: "Нет, я не ел". («Косточка».)

Л.Н. Толстой написал ни один десяток басен.

5) Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. («Муравей и голубка»)

6) Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни при чём. («Собака и её тень»)

- Молодцы, ребята, отлично справились с последним заданием!

VI. Подведение итогов. Рефлексия

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: подготовить синквейн «Мужик», пересказать басню от лица главного героя - мужика.

- Спасибо тебе, книга, что сегодня нас провела новой тропинкой знаний в страну литературного чтения.

Слова Книги:

Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.