Класс: 4.
Цель: изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме.
Формируемые УУД:
Предметные:
- изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;
- сформировать понятие о басне, о морали басни;
- показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;
Метапредметные:
- сформировать опыт творческой деятельности;
- развивать интерес к художественному слову;
- развивать умение выразительно читать;
- развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
Личностные:
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», выставка рисунков по басням Л.Н.Толстого, портрет Л.Н.Толстого, выставка рисунков по произведениям Л.Н.Толстого, рабочие листы для работы в парах и группах.
Список использованной литературы
- С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению, 4 класс. - М.: ВАКО, 2010. - 240 с.
- Т.В. Рыжкова Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
- Добрый день! Поприветствуем гостей! Ребята, желаю вам умных мыслей, грамотных ответов, положительных эмоций, новых открытий на уроке! Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
II. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня на уроке мы вновь погрузимся в мир увлекательного чтения. Достопочтенная книга, проведи нас своей тропинкой в это мир.
Слова Книги:
В мире много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, весёлых
В городах, станицах, сёлах.
Ты идёшь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать!
- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? (Классики)
- Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)
- Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого)
III. Постановка учебной задачи
- А тему нашего урока вы узнаете, выполнив все мои задания. От каждого ряда я вызываю по одному представителю. Задача помощников: прочитать вслух отрывок из произведения, а ваша задача, ребята угадать название этого произведения:
- «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась» («Прыжок»)
- «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье» («Лев и собачка»)
- На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. («Акула»)
- Что объединяет эти произведения? (Эти произведения написал Л.Н.Толстой)
- С творчеством какого автора мы продолжим сегодня знакомиться? (Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)
- Наша выставка рисунков по произведениям Л.Н.Толстого пополняется с каждым днем. Отличные рисунки нарисовали наши ребята.
- Известный русский писатель Максим Горький говорил: «В искусстве слова первый Толстой».
- Как вы понимаете эти слова? (Лев Толстой - великий русский писатель. Гений русской литературы).
- Вы совершенно правы, ребята. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Максим Горький добавлял: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». Сегодня на уроке мы опять встретимся с произведениями Льва Николаевича.
- На прошлых уроках мы много говорили о творчестве Толстого и теперь мне хочется проверить ваши знания.
Блиц-опрос
- В каком году родился Л.Н.Толстой? (9 сентября 1828 г.)
- Где родился писатель? (Ясная Поляна, Крапивенский уезд, Тульская губерния, Российская империя).
- Толстой был знатного рода. Какой титул он имел? (Граф)
- Сколько братьев и сестер было у него? (3 брата: Сергей, Дмитрий, Николай, 1 сестра Мария).
- Где и для кого он устроил школу? (Для крестьянских детей в своем имении на Ясной поляне близи Тулы в 1859 году).
- Что написал Лев Толстой для детей? (Рассказы, были, басни, сказки «Три медведя» и др. былины «Вольга-богатырь» и др.)
- Мне очень понравились ваши ответы.
IV. Работа с текстом
1. Первичное восприятие
- Послушайте новое произведение Л.Н.Толстого. (Прослушивание аудиозаписи басни.)
- Понравилось ли вам произведение?
- Что вас удивило? (Ученики делятся впечатлением).
- Как бы вы озаглавили это произведение? («Как мужик убрал камень»)
- Сегодня мы поработаем с вами над произведением Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».
2. Чтение текста про себя. Работа в паре
- А теперь, ребята, откройте учебник на стр. 119 и прочитайте текст про себя.
- Перед вами лист для работы в паре. Найдите задание №1. Работая вместе, отметьте, какие слова требуют объяснения. Запишите эти слова на листе.
- Какие слова показались трудными? Объясните значение слов:
- Инженер - специалист с высшим техническим образованием: проектировщики, технологи.
- Порох - взрывчатое соединение или смесь.
- Большой каток - машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта.
- Подле камня - возле.
- Выдумка - вымысел, изобретение.
3. Чтение вслух. Проблемный вопрос
- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (Рассказ, басня)
- Докажите. Для этого вспомним признаки рассказа и басни. Составим кластер. (Появляется кластер на доске)
(Мы думаем, что это рассказ, так как это прозаическое произведение, повествуется о реальных событиях, небольшой объем, немного действующих лиц, описание одного эпизода)
- Мы отнесли это произведение к басне, это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, высмеиваются пороки людей, имеется мораль).
- Что означает слово басня? (Басня - краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, содержит мораль, т.е. поучительный вывод, содержит иносказание (аллегорию), высмеиваются людские пороки).
- Кто же из ребят прав? Является ли данное произведение рассказом или басней докажем в течение нашего урока. А для этого мы должны… (проанализировать произведение). Итак, цели поставлены.
4. Групповая работа
- А теперь вернёмся к произведению. Поработаем над текстом. Задание! Читаем текст по частями составляем его план. Найдите в своих листах задание номер 2.
Чтение 1 части. Работа над 1 частью.
- Читаем 1 часть.
- Итак, вопросы по содержанию.
- Где происходит действие? (На площади в одном городе)
- Назовите участников. (Народ и инженеры)
- Какая стояла задача перед инженерами? (Убрать камень с дороги)
- Как озаглавим? (Камень на площади).
- Запишите название этой части под пунктом №1.
Чтение 2 части. Работа над 2 частью.
- Читаем 2 часть и устно составляем вопросы по прочитанному. Обсудите в паре эти вопросы.
- Что предложил 1 инженер? (Надо разбивать на куски порохом, а потом по частям свезти его)
- Что предложил 2 инженер? (Под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень)
- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько? (8 тыс. на 2 тыс.)
- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? (Ответы детей)
- Как озаглавим? (Спор)
- Запишите название этой части под пунктом №2.
Чтение 3 части. Работа над 3 частью.
- Читаем 3 часть и устно составляем вопросы по прочитанному в паре.
- Как решил эту задачу мужик? (Выкопал около камня большую яму, землю из ямы развалил по площади, свалил камень в яму и разровнял землю)
- Почему ему дали еще 100 руб.? (За умную выдумку)
- Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка)
- Запишите название этой части под пунктом №3.
5. Физкультминутка
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки - в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.Вправо - влево наклонитесь,
Рук коленями коснитесь.
Выше-выше потянитесь
И за парту вновь садитесь.Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Молодцы, ребята.
6. Работа в группах
- Поработаем в группах, помня о правилах работы в группе. Одна из групп поработает у доски. Ваша задача восстановить рассказ, указать последовательность частей. Работаем маркером.
- А в это время остальные группы найдите на своих листах задание №3. Отгадайте слова из произведения, подпишите их.
Восстанови рассказ в нужном порядке
4. У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.
3. А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей».
2. Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
1. На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.
Отгадайте слова из произведения
7. Работа над образом мужика и инженеров
- Поработаем над образами героев. Как вы представляете мужика? Какими чертами характера он обладал? (Простой, умный, сообразительный, добрый, благородный, трудолюбивый, смекалистый, бескорыстный.)
- Как вы представляете инженеров? Какими чертами характера обладали они? (Начитанные, образованные, расчётливые, корыстные, несмекалистые)
- На чьей стороне автор? (На стороне мужика, качества инженеров он высмеивает)
- А на чьей стороне вы?
8. Работа над иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
- В чём заключается главная мысль произведения?
- Важна не столько сила, сколько смекалка. А это и есть мораль произведения Льва Николаевича Толстого, то есть вывод.
- Так какие же качества героев противопоставлены в произведении? (Сила инженеров и смекалка мужика)
9. Работа над пословицами
- Л.Н.Толстой считал, что пословицы, поговорки, загадки - интересно и полезно читать детям. В свою Азбуку для крестьянских детей он включил много произведений устного народного творчества. Прочитайте пословицы. Какая из них более точно передаёт мораль прочитанного произведения?
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Землю красит солнце, а человека - труд.
- Сила ломит всё, а ум силу.
- Вывод. Сила ломит всё, а ум силу. Еще раз убеждаемся в том, что важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошо подумать. Возможно, существует и нестандартное решение проблемы. В этом состоит иносказательный смысл произведения.
10. Ответ на проблемный вопрос
- Давайте вернёмся к началу урока. Какой проблемный вопрос стоял перед нами? (Узнать, является ли данное произведение рассказом или басней)
- Проанализировав произведение, ответьте на вопрос: к какому же жанру оно относится? (Произведение «Как мужик убрал камень» является басней).
- Басня написана прозаической форме. Это нравоучительное произведение.
Басня учит нас быть трудолюбивыми и говорит нам, что не всегда главное - сила, важна и смекалка.
V. Работа по произведениям Толстого
- Много басен Л.Н.Толстого прочитано вами, поэтому сейчас вам, работая в группах, предстоит их узнать. Найдите задание №4. В своих группах вы читаете отрывки из басен и угадываете их.
1) Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». («Cтарый дед и внучек»)
2) Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал. («Правда всего дороже»)
3) Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым. («Два товарища»)
4) За обедом отец и говорит: "А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?" Все сказали: "Нет". Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: "Нет, я не ел". («Косточка».)
Л.Н. Толстой написал ни один десяток басен.
5) Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. («Муравей и голубка»)
6) Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни при чём. («Собака и её тень»)
- Молодцы, ребята, отлично справились с последним заданием!
VI. Подведение итогов. Рефлексия
- Что нового вы сегодня открыли для себя?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: подготовить синквейн «Мужик», пересказать басню от лица главного героя - мужика.
- Спасибо тебе, книга, что сегодня нас провела новой тропинкой знаний в страну литературного чтения.
Слова Книги:
Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.