Коррекционная работа в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) предполагает повышение качества профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности. Акценты методической работы расставляются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства педагогов рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это прежде всего процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая направленность методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в её процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества педагога. Следовательно, возникает необходимость в создании для всех педагогов разнообразных условий для самосовершенствования, повышения своего профессионального уровня и организации общекультурной развивающей среды, которая являлась бы важнейшим фактором развития и саморазвития педагогов. Для этого необходимо установить приоритеты, которые будут направлены на осуществление публичной, официальной методической и организационно- педагогической работы, которая необходима каждому педагогу для полноценного качественного коррекционного процесса в ДОО.
Ситуация в России, во многом повторяя мировые проблемы, ныне осложнена собственной спецификой в виде разрушения прежних системных связей и несформированности необходимых социальных механизмов для быстрого реагирования на современные требования общественного развития. Новые условия " на выживание" остро поставили перед государством и обществом задачу выработки новых, адекватных им путей и моделей жизнедеятельности общественных институтов. Не последнее место в числе актуальных задач дня принадлежит и реформе методической службы. Однако довольно быстро выяснилось, что ни наука, ни - тем более - практика по целому ряду проблем здесь не располагают готовыми решениями. В сложившихся условиях задача поиска нового облика системы методического сопровождения педагогических кадров лишь усложняется и требует большей концентрации интеллектуального, организационного и деятельностного ресурса. Современные проблемы методической работы все больше становятся предметом внимания специалистов разных направлений.
Прежде чем говорить о формах методической работы, мы хотели бы остановиться на методах активизации педагогов. Практика показала, что результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались тимбилдинг, кейсметод и метод «мозгового штурма». Выбор методов для каждого конкретного методического мероприятия должен определиться целями и задачами, особенностями содержания, контингента педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса в данном учреждении по проблеме.
В методической работе в основном используются групповые формы работы. Главная же задача на сегодняшний день - искать методы индивидуальной работы с каждым педагогом. Руководитель должен четко знать не только общие задачи для коллектива, но и частные, способствующие совершенствованию мастерства каждого педагога, а следовательно повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса в целом. У разных педагогов и различен уровень педагогического мастерства. Важно не только знать уровень мастерства каждого педагога, но и уметь подвести их к объективной самооценке. Именно на это и направлена методика построения методической работы на диагностической основе. Планируя работу с педагогами, необходимо определить:
- какая методическая помощь, кому и кем, в какой форме будет оказана (взаимопосещение, наставничество, работа в паре, консультация, курсы повышения квалификации и т.д.);
- у кого и какой опыт будет изучаться и обобщаться в течение года администрацией учреждения, чтобы представить его коллегам;
- по какой проблеме творческая группа будет (под руководством или самостоятельно) нарабатывать материал и т.д.
План методической работы при условии неформального отношения к ней должен обязательно предусматривать возможность его оперативной корректировки.
Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)
В рамках различных форм находят применение многообразные методы ми приемы работы с кадрами, о которых рассказывалось выше.
Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему необходимо учитывать их оптимальное сочетание между собой. Предлагая варианты построения методической работы, мы учитывали, что структура системы для каждого учреждения будет разной, неповторимой. Это обусловлено конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.
Педагогический совет как высший орган руководства всем учебно-воспитательным процессом ставит и решает конкретные проблемы учреждения. На педсовете обсуждаются ведущие вопросы воспитания, обучения и коррекции недостатков в развитии детей, посещающих ДОО, анализируются имеющиеся недостатки и сложности, принимаются решения для их устранения, вырабатываются единые требования, педагоги обмениваются опытом педагогического мастерства. Тематика педагогических советов определена в годовом плане учреждения. Однако подготовка к проведению педсовета предполагает расширение, уточнение повестки в соответствии с требованиями текущего момента.
Главным на педагогическом совете всегда должен быть вопрос о ребенке с выходом на педагога, на коллектив взрослых, окружающих его.
Кроме этого целесообразно рассмотреть и обсудить следующие вопросы и проблемы: внедрение ФАОП, здоровьесберегающих технологий, инновационных коррекционных технологий и т.д.
Особо хотелось бы отметить работу над единой методической темой. При правильном выборе единой методической темы и организации неформальной работы эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства педагогов. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с передовым педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений.
Семинары/вебинары - очень распространенная форма методической работы. Если семинар/вебинар хорошо подготовлен (тема отобрана в соответствии с запросами педагогов, составлен подробный план, рационально определено время работы, продуманы задания педагогам), то конечные результаты будут высоки.
Методическая работа в ДОО, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является основным звеном в системе повышения квалификации педагогов. Она рассматривается как путь совершенствования и обновления всего коррекционно-образовательного и воспитательного процесса. Целью методической работы является рост профессионального мастерства педагогов системы специального и инклюзивного образования, направленный на повышение качества образования, воспитания и коррекции дефектов у детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Задачи методической работы в комбинированных и компенсирующих группах ДОО:
- Проведение учебно-воспитательной и коррекционной работы, обогащение педагога новыми, более совершенными методами и приемами обучения и воспитания детей с ОВЗ.
- Изучение и дессимиляция опыта лучших педагогов.
- Систематическое ознакомление педагогов с новинками цифрового обучения и воспитания.
Формы методической работы:
- методические объединения
- группы по интересам
- заседания, посвященные содержанию адаптированных образовательных программ, внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, здоровьесберегающим технологиям
- дискуссии, обзоры по новинкам методической литературы,
- изучение нормативных инструктивно-методических документов и рекомендаций
- практические занятия по обсуждению основных требований к занятиям
- проведение открытых уроков, мероприятий,
- проведение конкурсов,
- изготовление дидактического материала,
- обобщение педагогического опыта,
- «Школа молодого специалиста»,
- работа по теме самообразования
- Конкурс «Учитель года».
Планирование методической работы осуществляется на трех уровнях:
- дошкольный,
- районный,
- городской.
Планирование работы осуществляется коллегиально, имеет практическую направленность, учитывает конкретные особенности и желания педагогов. Управление методической работой в ДОО строится на основе мониторинга профессионального мастерства педагогов. Изучение личных качеств и профессиональных умений педагогов отслеживается через следующие формы и методы:
- метод анализа документации,
- беседа с педагогами,
- посещение занятий,
- совместный анализ занятий,
- метод анкетирования,
- метод административно-педагогического консилиума.
Средства изучения, распространения передового педагогического опыта:
- аттестация педагогов,
- методические выставки,
- участие в конкурсах профессионального мастерства,
- популяризация опыта педагогов через участие в конференциях, круглых столах, педагогических чтениях, семинарах, вебинарах,
- творческие отчеты и методические выставки по разработанной теме на итоговой педагогической конференции.
Таким образом, методическая работа в группах комбинированой и компенсирующей направленности способствует повышению квалификации педагогов, направлена на обновление содержания всего учебно-воспитательного процесса средствами повышения качества образования детей с особыми образовательными потребностями через рост профессионального мастерства педагогов, что, несомненно, способствует повышению эффективности всего образовательного и коррекционно-развивающего процесса в целом.