Дежурные отряды: опыт воспитательной работы классного руководителя

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Жизнь классного коллектива складывается не только из учебной деятельности и внеурочных занятий. Общение на переменах, игры с классом, внешкольные мероприятия и просто старые добрые чаепития очень важны для того, чтобы сформировать крепкий и дружный класс.

Перед классным руководителем стоит множество задач по формированию класса, поддержанию дисциплины, установлению дружеских отношений и урегулированию периодически возникающих конфликтов. Для их решения учителя пользуются разными способами. В этом вопросе очень здорово может помочь опыт коллег, как наших соотечественников, так и зарубежных педагогов.

Читая книгу педагога-исследователя Дуга Лемова «Мастерство учителя», я обнаружила немало полезных практических приемов и методов, помогающих найти эффективный и, что очень важно, гуманистический формат общения с учениками. Младшие школьники - наши критики и наши самые внимательные слушатели, они верят нам, ищут общения с нами. Научиться управлять школьным коллективом, не подавляя, но поддерживая, - вот одна из основных задач учителя и классного руководителя. Что же может помочь учителю? Есть ли простые и в то же время эффективные способы организации деятельности класса?

Будучи педагогом, интересующимся опытом своих коллег, я часто прошу учителей рассказать, какими методами они пользуются. Какие из них работают, а какие не прижились и почему. Те приемы и методы, которые оказались востребованы, я отправляю в свою педагогическую копилку и стараюсь сразу же применить в своей личной практике. Завуч моей школы, учитель с педагогическим стажем более сорока лет, однажды поделилась со мной идеей организации дежурств, которую я применила в своем классе, изменив для своих целей.

Многие из нас привыкли к дежурствам «по партам»: сегодня дежурит вот эта парта, завтра следующая и так далее. Дежурные дети при этом выполняют сразу всю работу, которую дает учитель и требует школьный насыщенный день, - помыть доску, полить цветы, убрать мусор после уроков, раздать тетради, например, и т.д. Эта знакомая схема мне не понравилась, когда я ввела ее в самом начале своей работы в школе. Мне показалось, что такое дежурство больше похоже на формальность, к тому же некоторым детям не удавалось подежурить больше трех раз за весь учебный год.

Новая модель дежурства, которой со мной поделилась моя руководительница, представляет собой целую систему, которая не оставляет без дежурства ни одного из ребят ,при этом дает возможность постоянно сменять свою «работу», оставаясь при этом в малой группе своих «коллег». Итак, я назвала эту систему довольно незамысловато «Отряды дежурных». Что она собой представляет?

Весь класс в самом начале учебного года делится на пять отрядов. Как поделить? Решает классный руководитель. Можно провести голосование, предложить ребятам самим выбрать себе «коллег» по группе, назначить самостоятельно или просто поделить по алфавитному списку класса. Учитель выберет наиболее подходящий для своего класса способ. Каждый отряд имеет свое название: «Столовая», «Чистота и порядок», «Дружина», «Учебный сектор», «Эксперты». Далее о каждом отряде подробнее.

«Столовая»

Из названия отряда, я думаю, понятно, что речь пойдет о дежурстве в столовой. Начинается работа дежурных с того, что ребята организуют класс в стройную колонну для организованного и безопасного похода в столовую по шумным школьным коридорам. Сами они при этом возглавляют эту самую колонну, остальные дети знают, что дежурные выходят из класса первыми. Это нужно для повышения значимости и самооценки самих дежурных, ведь обычно дежурить в столовой хочется не так активно, как, например, в другом отряде. После прихода в столовую дежурные следят за тем, чтобы весь класс не обошел стороной умывальники, а обязательно вымыл руки перед едой. После приема пищи дежурные помогают убрать со стола лишние приборы и тарелки. Безусловно, каждый убирает за собой сам, но иногда лишние приборы все же остаются, поэтому тут работа дежурных вполне оправдана. Далее дежурные помогают учителю организовать поход из столовой обратно в класс, снова возглавляя колонну.

«Чистота и порядок»

Знакомые детства «полейте цветы и вымойте доску, пожалуйста» относятся именно к этому отряду дежурных. Доску нужно мыть после каждого урока, цветы поливать строго по расписанию, периодически убирать мусор в классе, следить за тем, чтобы никто не сорил. Но главная работа этого отряда происходит на перемене перед последним уроком. Дети подметают пол между рядами, ставят ровно парты, следят за тем, чтобы папки по творческим предметам были на своих местах, а рядом с кулером находились в достаточном количестве одноразовые стаканчики. Почему на последней перемене, а не после уроков? Дети в моем классе очень разносторонние и интересующиеся личности, многие из них серьезно занимаются спортом, танцами и творчеством. Задерживаться после уроков могут далеко не все, к тому же и это не всегда удобно. «Чистота и порядок» не предполагает разделения труда, все занимаются всем. Но внутри своей группы ребята сами могут договориться, кто в какой день будет подметать, а кто мыть доску и так далее. Это отлично дает возможность учиться решать организационные вопросы, учитывать мнение других, понимать свою собственную ответственность и ответственность целой группы перед всем классом. В пятницу перед последним уроком по традиции порядок наводит весь отряд, делая генеральную уборку. Они также развешивают и расставляют в классном уголке творческие работы всех учеников класса за прошедшую неделю, а предыдущие работы снимают и раздают одноклассникам.

«Дружина»

Самая сложная и ответственная работа лежит именно на этих дежурных. Дружина или миротворцы, как еще я иногда называю ребят из этого отряда, не просто так называется. Это отряд я придумала в тот момент, когда внезапно в какой-то момент возросло количество конфликтов, которых спокойно можно было бы избежать путем переговоров. Отряд сформировался не сразу. Он появился лишь к четвертому классу, когда ребята стали понимать, что им необходимо делать в случае, если они увидели назревающий или состоявшийся конфликт. К организации этого отряда, безусловно, нужно готовить заранее. Ведь если мы скажем неподготовленному ребенку: «Иди и улаживай конфликт своих одноклассников», - мы наверняка получим еще одного участника этого самого конфликта. В основах медиации лежит как раз невмешательство, важно оставаться этой самой третьей стороной, не принимая ничью сторону. Это оказалось самым сложным в работе с этим отрядом дежурных. Детям всегда хочется доказать свою правоту, высказать свое мнение. Слушать сложнее, чем говорить. Несколько классных часов мы посвящали разбору разных конфликтных ситуаций, которые чаще всего происходят в школе для того, чтобы подготовить ребят к тому, с чем они столкнуться. Конечно, на деле не все так просто и это скорее отряд, который тренирует миротворческие навыки, нежели предоставляет возможность их продемонстрировать. Однако я считаю, что работа в этом отряде имеет определенные плоды, особенно это видно с течением какого-то времени, когда появляется возможность сравнить. Фактически дети из отряда «Дружина» не столько помощники учителя, сколько участники тренинга под названием «Основы конфликтологии», что само по себе здорово.

«Учебный сектор»

Популярный среди моих учеников отряд дежурных «Учебный сектор» покорил их сердца тем, что можно немножко поиграть в «учителя»: раздать тетради, листы с проверочными, раздаточный материал перед уроком, помочь учителю подготовить наглядные пособия (кому-то однажды выпала удача поработать с ламинатором, вот было счастье!). Работа, как вы поняли, не пыльная, престижная, поближе к учителю. Так было до четвертого класса. Потом добавилась еще одна обязанность, которая сделала работу в этом отряде и самой желанной и самой ответственной одновременно. Перед каждым уроком русского языка и математики (кроме понедельника) дети из этого отряда проверяют наличие письменных домашних работ. Если все учащиеся домашнее задание сделали, то отряд может отдохнуть до следующего дня. Если кто-то из учащихся не справился с заданием, один из дежурных назначается шефом для этого ученика. Это означает, что ему необходимо на одной из перемен объяснить, как нужно было выполнить домашнее задание, узнать, в чем трудность и попытаться восполнить пробел в знаниях своего одноклассника. Эта модель кажется идеальной, и в самом начале я и сама не очень верила в то, что она будет работать. Однако дети меня приятно удивили. Им на самом деле очень хочется быть полезными и нужными, поэтому нередко можно наблюдать картину, когда дежурный бежит со своей тетрадью за нерадивым подшефным.

«Эксперты»

Наконец, последний пятый отряд, который был создан самым последним уже в четвертом классе. Я придумала его для того, чтобы воплотить еще одну идею, подсказанную коллегой, о том, что можно перед каждым уроком русского языка работать с разными словарями. У нас в классе из пять: толковый, орфографический, орфоэпический, фразеологический, большой словарь пословиц и поговорок. Пять словарей, пять уроков русского в неделю, пять дежурных в отряде - комбо! Все сложилось как нельзя лучше, этот отряд особо любим учениками. Каждый из них очень расстраивается, если вдруг по каким-то причинам ему не удается осуществить свою экспертную миссию. Я стараюсь найти возможности, чтобы этого не происходило. Как строится работа в этом отряде. В пятницу на классном часе на следующую неделю дети в этом отряде распределяются по дням и, соответственно, по словарям. Например, в понедельник с фразеологическим словарем работает Миша. Он должен на перемене перед уроком русского языка взять словарь, выбрать фразеологизм, который ему понравился, и записать его разборчивым почерком на доске. Так же распределяются остальные словари.

Как происходит работа со словарями? Я расскажу свой опыт, но наверняка коллеги сумеют придумать и свои варианты. Фразеологизмы, пословицы и поговорки мы переписываем в тетрадь (этакая минутка чистописания заодно получится), дети пытаются сами их растолковать, объяснить. Далее подключается эксперт, прочитывая короткую статью о том, что на самом деле означает фразеологизм, пословица или поговорка. Потом можно поработать с самим предложением, найти слова для разбора по составу и так далее, педагогическая творческая мысль сейчас заведет меня совсем не туда, поэтому не буду здесь подробно останавливаться. Каждый учитель найдет тысячу и один способ поработать с предложением.

Из орфоэпического словаря дежурный-эксперт самостоятельно выписывает пять слов. Класс списывает их в тетрадь, самостоятельно расставляя ударение в каждом. При этом еще может быть проведена работа со значением этих слов, употреблением их в речи и так далее. Опять же творчество педагога ничем не ограничивается.

Слово из толкового словаря, записанное дежурным-экспертом на доске, после разъяснения часто отдается мной детям для фонетического разбора.
Здорово, когда материал, записанный дежурными-экспертами на доске можно связать с темой урока.

Каждую пятницу на классном часе списки групп перемещаются по часовой стрелке под названиями дежурных отрядов. То есть уже в этот момент каждый знает, какая роль у него будет всю следующую неделю, и кто станет его «коллегами».

Мой опыт использования подобной системы доказывает, что при постоянном ее использовании она действительно работает, есть результаты, показывающие улучшение эффективного взаимодействия между учащимися, между учащимися и учителем. Детям нравится установленный порядок, они с предвкушением ожидают свою новую роль, стремятся качественно ее выполнять, следят друг за другом, напоминают и подсказывают друг другу правила своей группы.

Мне хочется пожелать всем классным руководителям пробовать новые методы и приемы в своей работе, исследовать и перенимать опыт коллег, адаптируя под свой класс и быть уверенными, что любая инициатива, связанная с желанием построить дружный классный коллектив, обязательно принесет свои плоды.