Знакомство детей с народным языком в процессе коррекционной работы на дошкольном логопункте

Разделы: Логопедия

Класс: д/с


Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. В связи с этим проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Малый фольклор - едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Произведения малых фольклорных форм (песенки, потешки, считалки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, загадки) являются источником богатейшего речевого материала, который отвечает всем требованиям литературного языка:

  • Речевой материал потешек, песенок, пословиц понятен детям. Он краток и прост, написан четко и звучно. Он разнообразен и интересен, что способствует восприятию его детьми радостно и с удовольствием. Доступность в произносительном плане, простые по звуковому составу слова, высокая интонационная выразительность, вызывает у детей восторг.
  • Произведения фольклора построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения. А это способствует тренировке звукопроизношения.
  • Большое количество эпитетов, их многократное повторение помогает одновременно усваивать их смысловое значение и правила согласования слов.
  • Разнообразность сочетания звуков, образность языка способствуют формированию фонематического слуха.
  • Обилие ласкательно-уменьшительных суффиксов, развивает фонематический строй, способствует словообразованию.
  • Знакомство со старыми русскими словами, наличие синонимов, антонимов, встреча с разнообразной глагольной лексикой - ещё один путь для обогащения словарного запаса детей.
  • Неповторимая яркость фольклорного языка прекрасно воздействует на эмоциональную сферу ребёнка и является основным средством преодоления нарушений просодической стороны речи (темпа, ритма, правильной постановки ударений, умения владеть силой и высотой голоса, умение вести диалог).
  • Богатство оттенков речевого материала развивает в детях чуткое отношение к родному слову.
  • Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными и важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.

Несмотря на то, что многие исследователи указывают на огромную роль устного народного творчества в формировании личности ребёнка, образности речи дошкольников, словесного творчества детей, его потенциал в практике дошкольных учреждений используется недостаточно. А из-за того что фольклор не всегда отобран с учетом возрастных возможностей каждого ребенка, некоторые дети являются пассивными субъектами этого процесса, испытывают определенные трудности, связанные с восприятием текста, соответственно у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь, должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

Поэтому считаю важным и целесообразным, знакомство детей с народным языком в процессе коррекционной работы на логопункте. Детский фольклор поможет в установлении контакта с детьми и создаст благоприятные условия для обучения детей чистой и выразительной речи.

Основными задачами, которые решались в процессе коррекционной работы с использованием малых фольклорных форм явились:

  • Выбрать оптимальные решения по максимальному использованию произведений устного народного творчества в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта;
  • Развивать восприятие произведений устного народного творчества;
  • Формировать умения использовать доступные детям средства выразительности произведений устного народного творчества в их собственной речи;
  • Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности детей за счет использования детьми выразительных средств языка и образов произведений народного фольклора.

Проанализировав психолого-педагогические основы содержания работы по автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, определив основные методы, формы и возможности использования малых форм фольклора в процессе автоматизации звукопроизношения у детей я разработала методический сборник «Фольклорно речевой материал для «непослушных» звуков». Фольклорный материал подбирался с учетом возраста и специфики нарушения речи. Материал, представленный в разработке, использую на разных этапах логопедического занятия: в организационном моменте (в виде повторении изученного материала на прошлом занятии), в основной части (автоматизации и дифференциации звукопроизношения в связной речи), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики. Активно привлекаю родителей к работе, для этого была создана система домашних заданий по автоматизации часто нарушенных звуков в связной речи у детей старшего возраста, с использованием большего разнообразия произведений устного народного творчества.

Используя малых фольклорные формы в логопедической работе, мы обогащаем словарь детей, формируем лексико-грамматический строй речи, формируем связное высказыванье, совершенствуем звуковую сторону речи, развиваем фонематический слух, развиваем наблюдательность, фантазию, творческую способность дошкольников и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях. Помогаем воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте.

Библиографический список

  1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. - 1991. - №9. - С.16-22.
  2. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. - 1990. - №7
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 239с.