Окружающий мир. Зона степей. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, Зона степей


Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Формируемые УУД:

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; способность к самооценке своих действий, поступков.
  • Познавательные: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.
  • Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, листочки с верными и неверными утверждениями для каждого ученика, кроссворд и карточки с текстом (географические ошибки) для работы в группах, гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа. Игра «Будь внимателен!»

- Послушайте, о чем я случайно услышала.

Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились, как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора».

- Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)

2. Тест.

1. Природная зона лесов состоит из:
а) пяти частей
б) двух частей
в) трех частей +

2. Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса
б) хвойные леса +
в) широколиственные леса

3. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы +
б) дубы, сосны, ели
в) березы, липы, лиственницы

4. В Красную книгу занесены животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка
б) краснозобая казарка, кречет, стерх
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка +

5. Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой +
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами

6. На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский
б) Кандалакшский
в) Приокско-террасный +

7. Охрана лесов - это:
а) обязанность государства
б) обязанность государства и долг каждого гражданина +
в) забота самих обитателей леса

3. Работа в группах.

- Исправьте географические ошибки в тексте.

Лесная зона расположена к северу (правильно - к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно - более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно - богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно - хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно - редкими) животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно - является) домом для растений, животных, грибов.

4. Работа в парах.

- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 50 рабочей тетради.

(Взаимопроверка.)

5. Сообщения учащихся.

- О каких растениях и животных Красной книги вы подготовили сообщение?

(Ученики выступают со своими сообщениями, опираясь на записи на с. 52 рабочей тетради.)

- Кто совершил воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров»? О чем узнали?

«Лосиный остров» - один из первых национальных парков в России, расположен на территории Москвы и Московской области. Наибольшая протяженность с запада на восток 22 км, с севера на юг 10 км.

III. Самоопределение к деятельности

Кроссворд. Работа в группах. Определение темы урока.

Куда приведет нас дорога -
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника.)

2. Вроде сосны, вроде елок, а зимой без иголок. (Лиственница.)

3. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.)

4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа.)

5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: степи.)

- А зовет дорога к югу, в бескрайние степи, или в зону степей. Назовите тему урока. (Тема путешествия: «Зона степей»)

(На доске учитель записывает тему урока.)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Индивидуальное задание. Игра «Верно - неверно».

- У вас на столах лежат листочки с верными и неверными утверждениями. Внимательно прочитайте и поставьте в графу «До чтения» букву В, если считаете, что утверждение верно, и букву Н, если считаете его неверным.

(После окончания индивидуальной работы путем подсчета поднятых рук учитель выясняет мнения учеников и фиксирует на доске. Желающим предлагается обосновать свою точку зрения.)

№ п/п

Утверждение

До чтения

После чтения

1

В степной зоне дуют горячие сухие ветры - суховеи

2

Наибольшую трудность для жизни растений в степях представляет недостаток питательных веществ

3

В степи мало насекомых

4

Самая мелкая птица - степной орел

5

Самые плодородные почвы - степные черноземы

- Давайте проверим ваши предположения.

2. Работа в парах.

(Ученики в парах читают текст на с. 110-115 учебника. Возвращение к верным и неверным утверждениям. Верные утверждения № 1,2, 5.)

- Работа в парах помогала или мешала?

- Что необходимо сделать, чтобы работалось легко?

- Какие умения вам понадобились для работы в парах?

3. Работа с картой.

- Найдите зону степей на карте. Что карта может рассказать нам про степную зону? (Степная зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепью. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть - на Западно-Сибирской).

4. Работа в группах.

- Познакомимся подробнее с зоной степей. В работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.

(Ученики делятся на группы.)

- Ботаники, используя гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Растения», учебник (с. 111, 114), расскажите о растениях степной зоны по плану.

План рассказа о растениях.

1. Общая особенность растений.

2. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

- Зоологи, используя картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», учебник (с. 112-115), расскажите о животных степной зоны по плану.

План рассказа о животных.

1. Отличительная черта степных животных.

2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

- Экологи, используя карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (с. 115, 116), расскажите об экологических проблемах зоны степей по плану.

План рассказа о природоохранной деятельности.

1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

2. Решение проблем. Охрана природы.

V. Первичное закрепление

1. Сообщения учащихся

  • Рассказ ботаников
  • Рассказ зоологов
  • Рассказ экологов

Физкультминутка.

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Выполним задание 2 на с. 53.

- Южнее зоны лесов расположена зона степей? (Да.)

- В степной зоне холодное, дождливое лето? (Нет.)

- А какое лето в зоне степей? (Лето теплое, продолжительное, засушливое.)

- Почвы в зоне степей очень плодородные? (Да.)

- Тюльпаны цветут в разгар лета? (Нет.)

- Когда цветут тюльпаны в степи? (Весной.)

- Дрофа - одна из самых мелких птиц нашей страны? (Нет.)

- Что вы знаете о дрофе? (Дрофа - одна из самых крупных птиц нашей страны.)

- Составим цепь питания, выполнив задание 5 на с. 55. (Растения насекомые -> куропатка -> степной орел.)

- Выполним задание 6 на с. 55.

- Рассмотрите рисунки.

- Какие экологические проблемы на них отражены? (1. Не осталось нетронутых степей. Они все распаханы. 2. Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. 3. Незаконная охота - браконьерство.)

- Выполним задание 7 на с. 55. Найдите в тетради плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных степей. Подпишите их названия. (Пион тонколистный, степной орел, журавль-красавка, кузнечик степная дыбка.)

2. Работа с CD.

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

- Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)

- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)

- Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, которые задали учащиеся в начале урока.)

IX. Рефлексия

- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики говорят по цепочке или по выбору учителя.)

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за работу на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)

X. Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 110-117 учебника, выполнить задания.

2. Выполнить задания 3, 4, 8, 9 на с. 54, 56 рабочей тетради.