Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Формируемые УУД:
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; способность к самооценке своих действий, поступков.
- Познавательные: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.
- Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, листочки с верными и неверными утверждениями для каждого ученика, кроссворд и карточки с текстом (географические ошибки) для работы в группах, гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа. Игра «Будь внимателен!»
- Послушайте, о чем я случайно услышала.
Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились, как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора».
- Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)
2. Тест.
1. Природная зона лесов состоит из:
а) пяти частей
б) двух частей
в) трех частей +
2. Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса
б) хвойные леса +
в) широколиственные леса
3. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы +
б) дубы, сосны, ели
в) березы, липы, лиственницы
4. В Красную книгу занесены животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка
б) краснозобая казарка, кречет, стерх
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка +
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой +
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами
6. На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский
б) Кандалакшский
в) Приокско-террасный +
7. Охрана лесов - это:
а) обязанность государства
б) обязанность государства и долг каждого гражданина +
в) забота самих обитателей леса
3. Работа в группах.
- Исправьте географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу (правильно - к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно - более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно - богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно - хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно - редкими) животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно - является) домом для растений, животных, грибов.
4. Работа в парах.
- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 50 рабочей тетради.
(Взаимопроверка.)
5. Сообщения учащихся.
- О каких растениях и животных Красной книги вы подготовили сообщение?
(Ученики выступают со своими сообщениями, опираясь на записи на с. 52 рабочей тетради.)
- Кто совершил воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров»? О чем узнали?
«Лосиный остров» - один из первых национальных парков в России, расположен на территории Москвы и Московской области. Наибольшая протяженность с запада на восток 22 км, с севера на юг 10 км.
III. Самоопределение к деятельности
Кроссворд. Работа в группах. Определение темы урока.
Куда приведет нас дорога -
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника.)
2. Вроде сосны, вроде елок, а зимой без иголок. (Лиственница.)
3. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.)
4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа.)
5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: степи.)
- А зовет дорога к югу, в бескрайние степи, или в зону степей. Назовите тему урока. (Тема путешествия: «Зона степей»)
(На доске учитель записывает тему урока.)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Индивидуальное задание. Игра «Верно - неверно».
- У вас на столах лежат листочки с верными и неверными утверждениями. Внимательно прочитайте и поставьте в графу «До чтения» букву В, если считаете, что утверждение верно, и букву Н, если считаете его неверным.
(После окончания индивидуальной работы путем подсчета поднятых рук учитель выясняет мнения учеников и фиксирует на доске. Желающим предлагается обосновать свою точку зрения.)
№ п/п
|
Утверждение |
До чтения |
После чтения |
1 |
В степной зоне дуют горячие сухие ветры - суховеи |
||
2 |
Наибольшую трудность для жизни растений в степях представляет недостаток питательных веществ |
||
3 |
В степи мало насекомых |
||
4 |
Самая мелкая птица - степной орел |
||
5 |
Самые плодородные почвы - степные черноземы |
- Давайте проверим ваши предположения.
2. Работа в парах.
(Ученики в парах читают текст на с. 110-115 учебника. Возвращение к верным и неверным утверждениям. Верные утверждения № 1,2, 5.)
- Работа в парах помогала или мешала?
- Что необходимо сделать, чтобы работалось легко?
- Какие умения вам понадобились для работы в парах?
3. Работа с картой.
- Найдите зону степей на карте. Что карта может рассказать нам про степную зону? (Степная зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепью. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть - на Западно-Сибирской).
4. Работа в группах.
- Познакомимся подробнее с зоной степей. В работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.
(Ученики делятся на группы.)
- Ботаники, используя гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Растения», учебник (с. 111, 114), расскажите о растениях степной зоны по плану.
План рассказа о растениях.
1. Общая особенность растений.
2. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).
- Зоологи, используя картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», учебник (с. 112-115), расскажите о животных степной зоны по плану.
План рассказа о животных.
1. Отличительная черта степных животных.
2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).
- Экологи, используя карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (с. 115, 116), расскажите об экологических проблемах зоны степей по плану.
План рассказа о природоохранной деятельности.
1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.
2. Решение проблем. Охрана природы.
V. Первичное закрепление
1. Сообщения учащихся
- Рассказ ботаников
- Рассказ зоологов
- Рассказ экологов
Физкультминутка.
VI. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Выполним задание 2 на с. 53.
- Южнее зоны лесов расположена зона степей? (Да.)
- В степной зоне холодное, дождливое лето? (Нет.)
- А какое лето в зоне степей? (Лето теплое, продолжительное, засушливое.)
- Почвы в зоне степей очень плодородные? (Да.)
- Тюльпаны цветут в разгар лета? (Нет.)
- Когда цветут тюльпаны в степи? (Весной.)
- Дрофа - одна из самых мелких птиц нашей страны? (Нет.)
- Что вы знаете о дрофе? (Дрофа - одна из самых крупных птиц нашей страны.)
- Составим цепь питания, выполнив задание 5 на с. 55. (Растения насекомые -> куропатка -> степной орел.)
- Выполним задание 6 на с. 55.
- Рассмотрите рисунки.
- Какие экологические проблемы на них отражены? (1. Не осталось нетронутых степей. Они все распаханы. 2. Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. 3. Незаконная охота - браконьерство.)
- Выполним задание 7 на с. 55. Найдите в тетради плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных степей. Подпишите их названия. (Пион тонколистный, степной орел, журавль-красавка, кузнечик степная дыбка.)
2. Работа с CD.
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
- Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
- Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, которые задали учащиеся в начале урока.)
IX. Рефлексия
- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики говорят по цепочке или по выбору учителя.)
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
- Кого можно поблагодарить за работу на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)
X. Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 110-117 учебника, выполнить задания.
2. Выполнить задания 3, 4, 8, 9 на с. 54, 56 рабочей тетради.