Урок математики в 4-м классе по теме «Единица времени – век»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: математика, единицы времени


Дидактическая цель:

  • создать условия для ознакомления с единицей времени - веком;
  • обобщить и систематизировать знания о единицах времени;
  • воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о веке;
  • формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени.

Развивающие:

  • развивать умение рассуждать и делать выводы;
  • развивать умение работать с текстом, находить нужную информацию.

Воспитательные:

    воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;
  • воспитывать коммуникативные качества учащихся в процессе парной и групповой работы.
  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Предметные:

  • умение выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать единицы;
  • решать задачи;
  • совершенствовать вычислительные навыки.

Метапредметные:

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение извлекать информацию из схем, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; слушать и понимать других;
  • эффективно сотрудничать в совместной работе.

Регулятивные:

  • умение самостоятельно ставить цели; высказывать своё предположение; осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

  • установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • формирование интереса к изучению темы, желание усваивать учебный материал;
  • осознание собственных достижений при освоении учебной темы,

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения;
  • технологии развития критического мышления, ИКТ.

Методы организации учебной деятельности: частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной работы.

Форма организации познавательной деятельности: работа в парах, группах, коллективная, фронтальная, самостоятельная.

Средства обучения: наглядный материал с использованием ИКТ, раздаточный материал, учебник, оценочные листы.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Презентация

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте. У нас урок математики. С каким настроением вы пришли на урок? У меня тоже замечательное настроение и я очень рада видеть вас на уроке математики. Знаете почему? Потому, что сегодня на уроке вы откроете для себя что-то новое. Итак, вперёд за знаниями!

Создает эмоциональный настрой на успешную работу.

Настраиваются на работу.

Актуализация знаний и способов действий

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Напишите красиво, правильно и аккуратно число, классная работа.
Разгадайте шифровку (слайды 2-5)
- Мы с вами изучаем единицы времени.
А теперь выполните задание «Верные и неверные высказывания».
1. Время можно взвесить.
2. Год начинается с января.
3. 1 мин = 60с
4. Половина суток - 12ч
5. 3 месяца - ½ часть года.
6. В 2 сутках - 48 ч
7. В неделе 7 дней.
8. В году 360 дней
9. 2 ч = 120 мин
10. 4 мин 2 сек = 42 сек
11. 2 века = 200 лет
12. Мы живем в 21 веке.

Проверяет готовность.
Предлагает оформить тетради.

Читает высказывания./p>

Записывают в тетрадь.
Разгадывают шифровку (приложение 1).
Если верно, ставят знак +,
если нет - знак -,
затрудняюсь ответить - !
Проверяют по эталону (слайд 7), оценивают, выставляют оценку в лист самооценки. (Приложение 2)

Выявление места и причины затруднения
Создание проблемной ситуации

Почему последние вопросы вызвали затруднения? Каких знаний нам не хватает?

Создает проблемную ситуацию.
Подводит учеников к определению границ знания и незнания.

Участвуют в учебном диалоге. Находят место и причину затруднения.

Целеполагание и мотивация

- Кто попробует назвать тему нашего урока?
- Какие учебные задачи поставим перед собой?

Подводит учеников к осознанию темы и задач урока с использованием опорных слов (слайд 8,9)

Высказывают своё мнение.
Формулируют тему, ставят задачи.

Первичное усвоение, осознание и осмысление учебного материала - А что такое век? С какой единицей времени мы будем соотносить век?
- Прочитайте текст из школьной энциклопедии. (Приложение 3)
Каждому ученику раздает печатный текст. В тексте делают пометки:
«+» - это для меня знакомая информация;
«!» - это для меня новая информация;
«?» - у меня появились вопросы.
- Заполните таблицу в паре. Ответьте на вопрос.
- Ребята, мы изучаем единицы времени не только для того, чтобы их просто знать. А самое главное, для чего?Работа с учебником стр. 51 № 246, 250. Работа с числовым лучом и лентой времени.
Сколько лет в 3 веках? в 10 веках? в 19 веках?
- Ребята, оказывается веками можно измерять и жизнь некоторых растений! (слайды 11-14)
- Срубить дерево можно за считанные минуты, а чтобы ему вырасти, нужны многие годы. Поэтому мы говорим о том, что люди должны беречь и преумножать зеленые насаждения.

Организует чтение с пометками.
Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.
Выставляет карточку

1 век = 100лет
Выполняют задание.
- А на каких уроках мы стречались с этой единицей? Задает вопрос. Работают в парах, заполняют таблицу, отвечают на вопрос. (приложение 4)
- Кого вы видите на этом портрете? (сл.15)
- А.С.Пушкин родился в 1799 году, а умер в 1837 году. Давайте узнаем, каком веке он родился и умер.
Помогает правильно ответить.
Проверяет правильность выполнения.
Отвечают на вопрос: применять эти знания на практике.
Выполняют задания.
Просматривают слайд.
Отвечают на вопросы.

Так чему же мы сегодня должны научиться на уроке?
- Давайте составим алгоритм.

Показывает слайд.
Задает вопросы.

Предлагает поработать в группе и составить алгоритм. (Приложение 5)

Отвечают на вопрос.

Обсуждают в группе проект решения учебной задачи и составляют алгоритм определения века по году. Называют век, пользуясь алгоритмом.

Динамическая пауза

Выполняют движения.

Первичное закрепление учебного материала - Что ещё веками можно измерять? (Длительные периоды в истории стран, городов, человечества)
- Москва - столица нашей Родины. Она основана в 1147 году. В каком веке она основана? (слайд 17)
- Посмотрите на важные даты нашего края.
Предлагает выполнить задания, пользуясь алгоритмом.
Определите век по году, ользуйтесь алгоритмом. Решите задачу. (слайды 18-21) Выполняют задания, заполняют карточку.
Самостоятельная работа (Приложение 6) Организует разно уровневую самостоятельную работу, проверку выполнения задания. Предлагает оценить работу. Выполняют задание и взаимопроверку.
Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.
- Мы закончили изучать единицы времени. Давайте обобщим, что мы узнали по теме. Составим кластер. Предлагает составить кластер (приложение 7).
Выявляет уровень усвоения знаний по теме «Единицы времени».
Аргументируют свою точку зрения. Участвуют в учебном диалоге. Высказывают своё мнение. Составляют кластер.

- Расположите известные вам единицы времени в порядке возрастания.
- Что мы должны добавить в таблицу, которую мы составили на прошлом уроке? (приложение 8) Предлагает выполнить задание на компьютере.

Выполняют задания на компьютере.
Дополняют таблицу (1 век = 100 лет)

Домашнее задание

- Дом. задание я предлагаю вам на выбор.
(слайд 28)

Предлагает задания на выбор, дает комментарий.

Учащиеся записывают
домашнее задание.

Рефлексия (подведение итогов урока)

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока? Смогли ли вы достичь той задачи, которую ставили на урок?
Вернемся к нашим высказываниям. Можете сейчас определить, верные или нет были высказывания? (слайд 29)
Приём «Незаконченное предложение» (слайд 30).
- Ребята, а где в жизни могут пригодиться полученные знания?
- Оцените свои достижения - поставьте общую оценку за урок.

Организует рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

Соотносят задачи и результат учебной деятельности.
Фиксируют степень соответствия.

Подводят итог своей работе в оценочном листе.

Список используемых ресурсов

  1. М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика 4 класс» (1 часть), Москва «Просвещение», 2014.
  2. Поурочные разработки по математике в 4 классе, разработанные к УМК М.И.Моро и др. ("Школа России").
  3. https://pedportal.net/
  4. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library
  5. https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fpedsovet.su%2Fload%2F238-1-0-5571
  6. http://ency.info/index.php/earth/vstrecha/18-izmereniye-vremeni/63-edinitsi-izmereniya-vremeni - школьная энциклопедия