Дидактическая цель:
- создать условия для ознакомления с единицей времени - веком;
- обобщить и систематизировать знания о единицах времени;
- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о веке;
- формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени.
Развивающие:
- развивать умение рассуждать и делать выводы;
- развивать умение работать с текстом, находить нужную информацию.
Воспитательные:
-
воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;
- воспитывать коммуникативные качества учащихся в процессе парной и групповой работы.
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Предметные:
- умение выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать единицы;
- решать задачи;
- совершенствовать вычислительные навыки.
Метапредметные:
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение извлекать информацию из схем, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; слушать и понимать других;
- эффективно сотрудничать в совместной работе.
Регулятивные:
- умение самостоятельно ставить цели; высказывать своё предположение; осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- формирование интереса к изучению темы, желание усваивать учебный материал;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы,
Педагогические технологии:
- элементы технологии проблемного обучения;
- технологии развития критического мышления, ИКТ.
Методы организации учебной деятельности: частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной работы.
Форма организации познавательной деятельности: работа в парах, группах, коллективная, фронтальная, самостоятельная.
Средства обучения: наглядный материал с использованием ИКТ, раздаточный материал, учебник, оценочные листы.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Этапы урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
- Здравствуйте. У нас урок математики. С каким настроением вы пришли на урок? У меня тоже замечательное настроение и я очень рада видеть вас на уроке математики. Знаете почему? Потому, что сегодня на уроке вы откроете для себя что-то новое. Итак, вперёд за знаниями! |
Создает эмоциональный настрой на успешную работу. |
Настраиваются на работу. |
Актуализация знаний и способов действий |
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
|
Проверяет готовность.
Читает высказывания./p> |
Записывают в тетрадь.
|
Выявление места и причины затруднения
|
Почему последние вопросы вызвали затруднения? Каких знаний нам не хватает? |
Создает проблемную ситуацию.
|
Участвуют в учебном диалоге. Находят место и причину затруднения. |
Целеполагание и мотивация |
- Кто попробует назвать тему нашего урока?
|
Подводит учеников к осознанию темы и задач урока с использованием опорных слов (слайд 8,9) |
Высказывают своё мнение.
|
Первичное усвоение, осознание и осмысление учебного материала |
- А что такое век? С какой единицей времени мы будем соотносить век?
- Прочитайте текст из школьной энциклопедии. (Приложение 3) |
Каждому ученику раздает печатный текст. |
В тексте делают пометки:
«+» - это для меня знакомая информация; «!» - это для меня новая информация; «?» - у меня появились вопросы. |
- Заполните таблицу в паре. Ответьте на вопрос.
- Ребята, мы изучаем единицы времени не только для того, чтобы их просто знать. А самое главное, для чего?Работа с учебником стр. 51 № 246, 250. Работа с числовым лучом и лентой времени. Сколько лет в 3 веках? в 10 веках? в 19 веках? - Ребята, оказывается веками можно измерять и жизнь некоторых растений! (слайды 11-14) - Срубить дерево можно за считанные минуты, а чтобы ему вырасти, нужны многие годы. Поэтому мы говорим о том, что люди должны беречь и преумножать зеленые насаждения. |
Организует чтение с пометками.
|
Выполняют задание. | |
- А на каких уроках мы стречались с этой единицей? | Задает вопрос. | Работают в парах, заполняют таблицу, отвечают на вопрос. (приложение 4) | |
- Кого вы видите на этом портрете? (сл.15)
- А.С.Пушкин родился в 1799 году, а умер в 1837 году. Давайте узнаем, каком веке он родился и умер. |
Помогает правильно ответить.
Проверяет правильность выполнения. |
Отвечают на вопрос: применять эти знания на практике.
Выполняют задания. Просматривают слайд. Отвечают на вопросы. |
|
Так чему же мы сегодня должны научиться на уроке?
|
Показывает слайд.
Предлагает поработать в группе и составить алгоритм. (Приложение 5) |
Отвечают на вопрос. Обсуждают в группе проект решения учебной задачи и составляют алгоритм определения века по году. Называют век, пользуясь алгоритмом. |
|
Динамическая пауза |
Выполняют движения. |
||
Первичное закрепление учебного материала |
- Что ещё веками можно измерять? (Длительные периоды в истории стран, городов, человечества)
- Москва - столица нашей Родины. Она основана в 1147 году. В каком веке она основана? (слайд 17) - Посмотрите на важные даты нашего края. |
Предлагает выполнить задания, пользуясь алгоритмом. | |
Определите век по году, ользуйтесь алгоритмом. Решите задачу. (слайды 18-21) | Выполняют задания, заполняют карточку. | ||
Самостоятельная работа (Приложение 6) | Организует разно уровневую самостоятельную работу, проверку выполнения задания. Предлагает оценить работу. |
Выполняют задание и взаимопроверку.
Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения. |
|
- Мы закончили изучать единицы времени. Давайте обобщим, что мы узнали по теме. Составим кластер. |
Предлагает составить кластер (приложение 7).
Выявляет уровень усвоения знаний по теме «Единицы времени». |
Аргументируют свою точку зрения. Участвуют в учебном диалоге. Высказывают своё мнение. Составляют кластер. | |
- Расположите известные вам единицы времени в порядке возрастания.
|
Выполняют задания на компьютере.
|
||
Домашнее задание |
- Дом. задание я предлагаю вам на выбор.
|
Предлагает задания на выбор, дает комментарий. |
Учащиеся записывают
|
Рефлексия (подведение итогов урока) |
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока? Смогли ли вы достичь той задачи, которую ставили на урок?
|
Организует рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности. |
Соотносят задачи и результат учебной деятельности.
Подводят итог своей работе в оценочном листе. |
Список используемых ресурсов
- М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика 4 класс» (1 часть), Москва «Просвещение», 2014.
- Поурочные разработки по математике в 4 классе, разработанные к УМК М.И.Моро и др. ("Школа России").
- https://pedportal.net/
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library
- https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fpedsovet.su%2Fload%2F238-1-0-5571
- http://ency.info/index.php/earth/vstrecha/18-izmereniye-vremeni/63-edinitsi-izmereniya-vremeni - школьная энциклопедия