Задачи урока:
Предметные
- Познакомить учащихся с устройством и особенностями Римской республики.
Метапредметные
Развивать учебные навыки и умения:
- чтение и понимание текста;
- анализ информации, представленной в виде схемы;
- формулирование и аргументирование своей точки зрения.
Личностные
- Формирование демократических ценностей: ценности равноправия, народного представительства
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. Под общей редакцией В.Р.Мединского. - М., Просвещение, 2022.
- Презентация «Установление республик в Древнем Риме» (Презентация)
I. Мотивационный этап
Учитель: в 494 году до н.э. плебеи покинули Рим и ушли на Священную гору, на Авентинский холм. Вот как писать об этом событии римский историк Тит Ливий:
«В городе воцарился великий страх: все боялись друг друга и все приостановилось. Плебеи, покинутые своими, опасались, что сенаторы прибегнут к насилию, а отцы [сенаторы] страшились оставшихся плебеев, не зная, что лучше: чтобы те ушли или чтобы остались». (Тит Ливий «История Рима от основания города», книга II, гл.32.)
Учитель: почему плебеи ушли из Рима? Чем они могли быть недовольны? (Слайд 1)
Ученики: плебеи не могли участвовать в управлении Римом, они были неравноправными гражданами в отличие от патрициев.
Учитель знакомит учеников с темой урока и просит сформулировать предметные задачи: что нам важно узнать о Римской республике? (Слайд 2)
II. Основной этап. Изучение нового материала
1. Борьба патрициев и плебеев (Слайд 3)
Учитель: вспомните, кто управлял Древним Римом?
Ученики: Древним Римом управляло народное собрание, сенат и царь.
Учитель: что произошло с седьмым царем Тарквинием Гордым?
Ученики: Тарквиний Гордый был изгнан из Рима из-за многочисленных преступлений.
Учитель: после изгнания царя Тарквиния Гордого в 509 году до н.э. в Риме установилась республика. В первые века ее существования плебеи упорно боролись за свои права. Давайте с помощью текста учебника (с.195-196) выясним, что плебеям удалось добиться и заполним следующую таблицу(Слайд 4) :
Дата
|
Чего добились плебеи |
494 г. до н.э. |
|
Середина V века до н.э. |
|
326 г. до н.э. |
|
Начало III века до н.э. |
|
Заполнение таблицы и ее проверка (Слайд 5):
Дата
|
Чего добились плебеи |
494 г. до н.э. |
Избрание народных трибунов с правом вето |
Середина V века до н.э. |
Запись законов, четкие нормы, права и обязанности |
326 г. до н.э. |
Отмена долгового рабства для плебеев и их семей |
Начало III века до н.э. |
Полное равноправие |
Учитель: сделайте вывод о том, как изменилось положение плебеев к началу III века до н.э.
Могли ли они участвовать в управлении Римской республикой?
Ученики: положение плебеев изменилось в лучшую сторону, они стали полностью равноправны и могли участвовать в управлении Римом.
2. Гражданская община (Слайд 6)
Учитель: все граждане Рима составляли гражданскую общину. Познакомьтесь с ее особенностями в учебнике на с.196-197 и выберите верные суждения (Слайд 7-8)
Ученики прочитав текст, выбирают верные суждения 2,4
- Все жители Рима обладали гражданскими правами.
- Граждане имели собственный участок земли.
- Граждане участвовали в Народном собрании, где могли только одобрять принятие законов.
- Граждане входили в народное ополчение.
- На первом месте у римского гражданина стояли интересы семьи.
Учитель просит объяснить, почему остальные суждения ошибочны.
3. Ранняя республика (Слайд 9)
Учитель: рассмотрите схему на с.197 и ответьте на вопросы (Слайд 10):
- Кто принимал самые ответственные решения в Римской республике? (Народное собрание)
- Как формировался сенат? (Избирался пожизненно)
Учитель: в народном собрании могли участвовать все граждане-мужчины. Собрание принимало законы, заключало мир и объявляло войну, выбирало должностных лиц. Сенат ведал казной, одобрял законы, решал вопросы войны и мира. Сенат назначал диктатора с неограниченной властью на шесть месяцев в случае военной опасности.
Должностные лица в Риме назывались магистратами. Любой гражданин мог быть избран магистратом, но не получал при этом жалования. (Слайд 11)
Давайте разберемся, каковы полномочия магистратов в Римской республике. Опираясь на текст учебника (с. 198), установите соответствие между магистратами и их полномочиями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. (Слайд 12)
Магистраты
|
Их полномочия |
А) Консулы
|
1) следили за порядком в городе
|
Ответы:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
4 |
6 |
5 |
1 |
3 |
2 |
Учитель: можно ли назвать управление Римской республикой демократическим? Аргументируйте свой ответ. (Слайд 13)
Ученики: да, можно. Все граждане участвуют в народном собрании, все могут избираться.
Учитель: древние историки считали государственное устройство Рима наилучшим из-за разумного сочетания демократии, аристократии (власть сенат) и монархии (власть консулов).
Учитель: что же такое «республика»? Кто управляет этим государством?
Ученики: Республика - это государство, которым управляют выборные должностные лица. (Слайд 14)
III. Заключительный этап
1. Закрепление. Выполнение теста (Слайд 15-17)
1. Плебеи добились полного равноправия с патрициями
1) в конце III века до н.э.
2) в начале III века до н.э.
3) в начале II века до н.э.
4) в середине V века до н.э.
2. На первое место римский гражданин ставил интересы:
1) личные
2) семьи
3) государства
4) города
3. В Римской республике принимал (-о) законы, избирал (-о) должностных лиц:
1) народное собрание
2) сенат
3) народный трибун
4) консул
2. Рефлексия. Подведение итогов урока. (Слайд 18)
Ученики заканчивают предложения:
- Я узнал …
- У меня получилось …
- Мне понравилось …
Домашнее задание: пересказывать п.39, с.199 устно ответить на воп. 2 и 4. (Слайд 19)