Цель урока: Формирование у учащихся умения проверять безударные гласные в корне слова и правильно их записывать.
Задачи:
- Развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание, аккуратность при письме.
- Совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог.
- Воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно.
- Планировать действия по решению орфографической задачи;
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1) гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
2) духовно-нравственное воспитание:
- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
3) эстетическое воспитание:
- стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
4) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
6) экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценность научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
Познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
- устанавливать аналогии языковых единиц; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
- анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
- формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
Регулятивные универсальные учебные действия
- Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
- Самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
- Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
Предметные:
- различать ударные и безударные гласные звуки;
- различать понятия «форма слова» и «однокоренные слова»;
- корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при нахождении проверочных слов для проверки написания безударной гласной в корне слова;
- выполнять совместные (в группах) задания с опорой на предложенные образцы;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- применять изученные правила правописания.
Формы организации: парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация с сайта Фестиваль "Открытый урок" Губановой Л.А., учебник, рабочий лист, толковый словарь Ожегова.
1. Мотивационно-целевой этап |
- Народная мудрость гласит: Ученье - путь к уменью. Слайд №1 - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Как вы думаете, надо ли бояться трудностей? - Пусть опыт, приобретенный на этом уроке, подарит вам мудрость. - Предлагаю вам оценить свое эмоциональное состояние перед началом урока. - Желтый смайлик, если вы полны энергии, готовы активно работать, хотите узнать что-то новое. - Зеленый смайлик, если вы спокойны и вам всё равно, что будет происходить на уроке. Самооценивание. - Предлагаю сегодня на уроке совершить путешествие в Страну Безударных Гласных. Работа со словарем Ожегова - Что такое путешествие? - Нам с вами предстоит долгий путь. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания. - Как вы думаете, что нужно путешественнику в дорогу? - Карта у вас на рабочих листах, а записной книжкой будет тетрадь и рабочий лист.
16 ноября.
(запись в тетрадь) - Рассмотрите карту и определите цель путешествия? (Правописание безударной гласной в корне слова) Слайд №2 - Какие задачи предстоит решить? (Закрепить знания о том, как правильно писать слова с безударной гласной в корне и правильно подбирать проверочное слово) - Как подобрать проверочное слово? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово) |
2. Основной этап |
- Первое испытание: Опасные безударные гласные. Вставить пропущенные безударные непроверяемые гласные в словарные слова, вклеить в тетрадь. Работа в парах. Проверка. Самооценивание. - Что на карте путешествия далее? (футбольный матч)
- Я расскажу историю, она произошла с друзьями - Димой и Колей.
- Как вы думаете, что случилось с мальчиками? (мальчики поссорились) - А как вы думаете, почему это случилось? (варианты ответов) - Хотите узнать причину ссоры? (да) - А вот что произошло!
Дима написал своему другу Коле sms: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля sms прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков. - Мяч будет, - сказал товарищам Дима. - Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
Самооценивание. - Куда идем дальше? (на лесную полянку) Слайд №5
- Какое здесь испытание вас ждет? (составить и записать предложение, вставить безударные гласные, подобрав проверочное слово) Запись в тетрадь. Работа в парах. Проверка. Самооценивание. Физминутка. - На лесной полянке была Маша и Медведь. (физминутка под песню «Ты варись мое варенье») - Что далее по маршруту? (Помоги малышам) - А там требуется помощь маленьким зверюшкам. - Сможете помочь? Работа в парах. Проверка. Самооценивание. - Последний пункт нашего путешествия? (Будь в роли учителя) - В рабочих листах исправить ошибки. Работа в парах. Проверка. Самооценивание. |
3. Рефлексивно-оценочный этап |
- Ребята, какая сегодня была цель нашего путешествия? (Правописание безударной гласной в корне слова, подбор проверочного слова) - Наша цель достигнута? Мы добились результата? Самооценивание. - Поиграем??? Интерактивная игра: Вставь пропущенную безударную гласную в слово. - Домашнее задание: упр. 156 или орфографическая раскраска. |
- Карточки. Вставтеь пропущенные буквы в словарные слова
- Вставьте пропущенные буквы и раскрасьте