Тема: Однокоренные слова.
Задачи: Нахождение родственных слов, выделение корня слова.
Цели: развивать умение находить однокоренные слова, образовывать их, отделять от формы слова, выделять корень слова, развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание, аккуратность при письме.
Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”
Литература.
1. Лайло В.В. “Развитие Памяти и повышение грамотности”, - М. Дрофа. 2000.
2. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник. – М. Просвещение. 2006.
3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М. ВЛАДОС. 2000.
4.Псарёва Л.А., Жиренко О.Е. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. – М. ВАКО. 2006.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся. Сядут сначала девочки, а потом мальчики.
Сейчас у нас урок русского языка. Откройте тетради. Запишем число, классная работа.
- Какие орфограммы в словосочетаниях семнадцатое октября, классная работа? (Ученики выделяют орфограммы зелёной пастой).
2. Каллиграфическая минутка.
(На доске написаны слова : р*сунок, ул*ца, кр*кун).
- Что общего в этих словах? (Это все имена существительные, все они на безударную гласную).
- Какое слово лишнее и почему? (Слово крикун, потому что в нём безударная гласная, проверяемая ударением, а остальные слова словарные).
- Какую гласную букву мы будем прописывать сегодня?
(Гласную “и”).
Ученики прописывают букву “и” в сочетании с наклонной петлёй внизу и вверху.(1 ученик работает за доской: фонетический разбор слова “игра”, затем проверка).
3.Словарная работа.
- Спишите словарные слова с доски, вставляя нужную орфограмму, и допишите ещё словарные слова на безударную гласную “и”, которые мы изучали. (Фронтальная поверка).
- А сейчас посмотрите в словаре, как пишется ещё одно слово “ужин”. Запишите его и запомните, как оно пишется.
- Давайте, образуем от слова “ужин” глагол (ужинать), запишите его.
- Что общего в этих словах? (Они близкие по смыслу, имеют общую часть).
- Как можно их назвать? (Однокоренные, родственные).
(На экране появляется тема урока “Однокоренные слова. Родственные слова”, слайд №3).
- Выделите в них корень слова. (Ребята выделяют корень слова в тетрадях, а один ученик на доске).
4.Тема урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать над темой “Однокоренные слова”.
- Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?
- Сейчас мы с вами образуем группу слов, связанных со словом “рыба”.
- Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.
- Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).
- Рыбная ловля. (Рыбалка).
- Ловить рыбу. (Рыбачить).
- Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак).
(На экране появляется запись “Рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак”, слайд №4). Дети проверяют.
Физкультминутка
(Под звуки лёгкой музыки, ученики выполняют упражнения).
5. Закрепление.
(На экране появляются слова: гриб, лес, горка, лесной, грибник, грибной, гора, слайд №5).
- Прочитайте слова. Распределите их по группам. (Запись в тетрадях).
- Как называются слова каждой группы? Выделите общую часть каждой группы слов. (На экране появляются группы слов: гриб, грибной, грибник; гора, горка; лес, лесной, слайд №6). Дети проверяют самостоятельную работу.
- А сейчас мы будем писать под диктовку с комментированием. Запись в тетрадях.
- В тайге растёт кедр. Кедровник - любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки.
Задание. а). Найти однокоренные слова, выделить корень.
(На экране появляется текст с выделенным корнем в однокоренных словах, слайд №7).
б). Синтаксический разбор предложения.
(У доски ученик выписывает словосочетания. Дети самостоятельно выполняют задание).
Физкультминутка
6. Работа в парах.
У каждого на партах задание.(Слайд №8)
- Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,
а “-”у другой.
- Давайте назовём группы образовавшихся однокоренных слов. (На экране появляются слова: вода, водичка, водный; проводник, водитель, водить, слайд №9).
7. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 62, упр.23. Сейчас 1вариант образовывает от слова “картофель” однокоренные имена прилагательные, а 2 вариант - от слова “малина”. Дети самостоятельно образовывают имена прилагательные от данных слов и составляют предложение с одним из них, записывая их в тетрадь. (На доске появляются слова: картофель-картофельный; малина – малиновый, слайд №10.)
8.Письмо по памяти.
На экране появляются группы слов, слайд №11.
- Куст, кустик, кусты.
- Море, моряки, моряк.
- Зимний, зима, зимняя.
- Морозы, мороз, заморозки.
- В каждой группе найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Лишние слова: кусты, моряки, зимняя. Это формы слова, а не однокоренные слова).
- Прочитайте ещё раз и запишите те группы однокоренных слов, которые запомнили. ( Проверка фронтальная.)
9.Итог урока.
- С какими словами мы познакомились на уроке?
(На экране появляется правило, слайд №12.)
“Слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу, называются однокоренными словами”.
10. Домашнее задание.
- Составить однокоренные слова с корнем – книг- и 2 предложения с ними.