Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
(Конфуций)
Солнечный сентябрьский денек, все как всегда - торжественно, банты, цветы, детский смех - 1 сентября!!!! Ребятишки от мала до велика стоят около школы и наперебой что-то рассказывают, смеются, перебегают от одной группы к другой. Все встретились после каникул! Полны сил и энергии. Для меня это 1 сентября, которое я встречаю не в роли ученицы или студентки, а в роли Учителя, да и к тому же еще и Классного руководителя. Признаюсь честно - было волнительно: мои восьмиклашки были моложе меня на 8 лет. Как они воспримут меня? Возраст то у них не простой! Да и к тому же не складывалось что-то у них с предыдущими классными руководителями. Но я решила, что все у нас будет хорошо, мы найдем общий язык, ведь кому как ни мне знать все тонкости школьной и учительской жизни. Мои родители - Учителя!!! Вот вам и ответ!
Будучи ребенком-дошкольником я посещала школу ровно столько же по времени как и детский сад. Родители часто меня брали с собой на работу. Можно сказать с раннего возраста приобщалась к «учительству». Наблюдая за родителями, я понимала, как они переживали, когда у учеников появлялись проблемы и как вместе они радовались их успехам, общались с родителями учеников, давали советы и т.п. Я с братом порой даже обижалась на них, что большую часть времени они были с чужими детьми. Учитель в то время был одним из самых уважаемых людей! Шло время… По окончании школы я, конечно, поступила в педагогический институт, в чем не было сомнения. За все это время, что я работаю в школе, я ни разу не сожалела о выбранной профессии. Это мое! Конечно, бывает разное, и руки иногда опускаются, и недопонимание со стороны родителей учеников, но…это все проходит, и снова все хорошо! Это как радуга, которая появляется после дождя! Без взлетов и падений было бы скучно и серо.
Прошло время и мои те «ершистые восьмиклашки» превратились в понимающих, отзывчивых, внимательных взрослых людей, с которыми можно вести разговоры на разные темы. Мне было приятно, что они все были дружные, даже спустя несколько лет после окончания школы. Все определились в жизни, получили достойные профессии. Всегда интересовались учителями, часто навещали нас в школе. Я, наконец, поняла, что все мои старания в работе с этими ребятами не прошли даром и они это оценили. Это был мой первый, самый запоминающийся, самый яркий выпуск. Сейчас у меня на пороге своей взрослой жизни четвертый выпускной класс, на будущий год они будут девятиклассниками. Не знаю, почему, но во всех своих учениках я всегда вижу СВОИХ ПЕРВЫХ!
Времена меняются, дети становятся другими, отношение к окружающей действительности тоже иное. Но, тем не менее, я, как классный руководитель, должна сформировать такую личность, которая уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; социально активную, уважающую закон и правопорядок, соизмеряющую свои поступки с нравственными ценностями; личность, уважающую других людей, семейные ценности, умеющую вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания. Значит, чтобы достичь всего этого, нужно изменить способы и методы в работе с классным коллективом нового времени.
Поколение Z? Что это?? Многие авторы определяют его как поколение тех, кто родился с «кнопкой на пальце» - цифровое поколение, дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве, как рыба в воде. Особенности поколения Z в том, что они предпочитают коммуникации с людьми, не выходя из дома, и если прошлые поколения - это важность личного присутствия при встречах, то поколение Z комфортно чувствует себя в онлайн-общении.
Важно понять, что это за дети поколения Z и тогда будет проще и понятнее с ними строить общение. И так…. Самые яркие черты поколения Z и как следствие - что с этим делать?
- умеют отлично работать с любой информацией - значит у классного руководителя есть помощники в поиске информации к интеллектуальным играм, круглым столам, конференциям, конкурсам, квестам и т.д. Также это отличные ассистенты учителя в объяснении сложного материала с помощью гаджетов.
- быстро развиваются - возможность включать как отдельных ребят, так и группы в разные формы деятельности
- могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки) - использую это для сплочения классного коллектива, вовлекая неуверенных, застенчивых ребят в разные дела класса, раскрывая их потенциал через других более активных детей.
- «клиповое» мышление - это одновременно и недостаток и достоинство. Исправляю этот недостаток, как классный руководитель, через систему совместных мероприятий с другими классами - проведение экскурсий в школьном музее, выступление агитбригады и проведение викторины в младших классах по определенной теме, проведение уроков дублерами в дни самоуправлений и т.д. Достоинство «клипового» мышления можно усилить, используя в классе при подготовке к сериям интеллектуальных игр «Этническая мозаика», в которых мы участвуем, это помогает и в других мероприятиях, когда это мотивирует выслушивать каждого ребенка классом, чтобы создать целостную картинку реальности.
- инфантилизм - нeзpeлocть cуждeний, когда все поверхностно. Дeти нe в cocтoянии пpинимaть caмocтoятeльныe peшeния, часто поддаются внушению. Это очень большой недостаток, который затрудняет работу с детьми учителю, а особенно классному руководителю. В каждом классе таких ребят становится все больше и больше. Это настораживает. Чтобы сделать детей более самостоятельными, инициативными, имеющими свою точку зрения, в нашем классе есть система обязанностей и поручений, для подготовки к конкурсам и т.д. созданы инициативные группы, в состав которых входят дети с разной волевой активностью, что позволяет каждому побыть и в роли лидера. Важны занятия на сплочение команды и принятие совместных решений.
- плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в сети) - чтобы это исправить, организовываю для детей выездные экскурсии в другие города, музеи, театры, научно-познавательные центры, приглашаю на классные часы интересных людей, после чего мы делимся впечатлениями, пишем в классе сочинения. Это позволяет детям в дальнейшем усиливать свою внимательность, сводя на минимум поиск необходимого в сети.
Дети поколения Z - большие индивидуалисты и самодостаточные личности с развитым эгоцентризмом, поэтому для них будут важными ценности, удовлетворяющие их потребности в реализации себя в социуме:
- Богатый внутренний мир и потребность защитить его, поэтому избегают конфликтов, ссор и противоречий.
- Уважение к личному пространству других людей.
- Высокий уровень достижения мастерства в выбранной сфере.
- Стремление к лидерству.
Это все, конечно, очень хорошо и здорово! Воспитываем новую современную личность. Я все это вижу в своих учениках, как во взрослых, так и в малышах. Но…семейные ценности уходят на неопределенный план. Поэтому у «нового» классного руководителя важная миссия - поднять их на первые пункты. Этому способствуют разные формы и методы воспитания. Мы проводим совместные мероприятия родителей с детьми, организовываем концерты для родителей, на тематических классных часах дети пишут мамам и бабушкам письма, где они совершенно по-иному раскрываются, не так, как мы их видим в школе, проводим совместные собрания, готовимся к различным выступлениям, оформляем кабинет к празднику, всегда вместе на спортивных мероприятиях, приглашаем различных специалистов по интересующим вопросам, традиционные родительские собрания, личные встречи и т.д. После всего этого дети чувствуют сопричастность родителей к учебному и воспитательному процессу. Начинают больше с ними делиться горестями и радостями, успехами. Им не приходит в голову лишний раз огорчать своих родителей. Когда видишь такой результат, то понимаешь, все мои усилия шли в нужном направлении. В своей работе классного руководителя постоянно обмениваюсь идеями со своими коллегами, часто советуюсь со своими родителями, как с опытными педагогами (классическую педагогику никто не отменял!), младший брат, преподаватель на военной кафедре, у меня часто спрашивает совета, как работать с поколением Z. Как вы заметили, изменения в современном информационном мире коснулись всех участников образовательного процесса.
Итак,…. в ходе своих рассуждений я «нарисовала» портрет «Нового» классного руководителя для поколения Z:
Первое условие - современный классный не должен стоять на месте. И самообразования это касается прежде всего. Вы должны иметь представления о психологических особенностях возраста ребят вашего класса. В вас они должны видеть интеллигентного и грамотного человека. Поймите, они дети своего сверхтехнологичного времени. Они больше общаются в Интернете, имеют больше доступа к всевозможной информации, а это может иметь как положительный, так и отрицательный отклик. Замечательно, если и в вас они будут видеть человека современного. На классных часах поднимайте темы, которые важны для них сегодня. Будьте откровенны и ищите ответного отзыва. Будьте тактичны и деликатны, цените неповторимость личности каждого ребёнка.
Устраивайте совместные просмотры актуальных фильмов, обсуждайте вместе с ними. Направляйте их на взаимодействие с младшими школьниками, поощряйте шефство.
Действуйте в одной цепи с родителями. Ваши воспитательные старания должны быть объединены одной целью и двигаться в одном направлении. Приобщайте родителей к общеклассным делам. И даже если сначала это будет нелегко, такой опыт чрезвычайно полезен.
Ну и, конечно, любите детей. Без этого условия вряд ли можно быть хорошим классным руководителем.
Воспитывая своих детей, я меняюсь сама! И я получаю удовольствие от того, что я становлюсь «Новым» классным руководителем для современного поколения!