Хатынь: история одной трагедии

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Они сражались за Родину»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель мероприятия: Познакомить учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на примере белорусской деревни Хатынь.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  • создать подробную картину фашистского акта бесчеловечности на примере Хатыни.
  • Показать сущность политики нацизма, направленная на истребление неполноценных рас
  • расширять кругозор школьников;

Развивающая:

  • развивать способность сопереживать чувствам людей;
  • развивать умение слушать окружающих

Воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества личности;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Презентация

1. Организационный момент (3 минуты)

За свою многовековую историю Беларусь неоднократно становилась ареной кровопролитных войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разрушения. Самые большие потери белорусский народ понес в годы Великой Отечественной войны. В 1940 году был разработан Генеральный план «ост», одной из главных целей которого был захват «жизненного пространства», необходимого для процветания третьего рейха, его колонизации и освобождения от «излишнего» коренного населения. Страшная судьба была уготовлена белорусскому народу. Согласно карте-схеме, датированной 17 ноября 1942 года большую часть Белоруссии предполагалось полностью очистить от коренного населения и поселить на ней только немецких колонистов.

И никто не задумался, сколько горя принесет этот план. Маленькой частью этой крупной операции стала трагедия в Хатыни - деревни в Белоруссии, которой нет на карте. Сегодня мы хотим рассказать вам об это трагедии.

В 1943 году в Белоруссии, а также в Псковской области, немецким командованием проводилась антипартизанская операция под названием «Зимнее волшебство» - в рамках которой, по-видимому, и была уничтожена деревня Хатынь.

2. Основная часть (37 минут)

В операции принимали участие бригада «Дирлевангер» и десять охранных батальонов, сформированных из коллаборационистов.

Во время этой операции было разграблено и сожжено 158 населённых пунктов.

Всего в ходе операции только в Белоруссии было уничтожено и сожжено заживо 3 500 местных жителей, 2 000 угнали на каторжные работы в Германию, более 1 000 детей лагеря смерти.

Из 9 200 населённых пунктов, разрушенных и сожжённых гитлеровцами в Белоруссии во время Великой Отечественной войны, свыше 5 295 нацисты и их пособники уничтожили вместе со всем или с частью населения в период карательных операций.

Трагедия Хатынь

Хаты́нь - деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих.

21 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из партизанской бригады «Дяди Васи» (Василия Воронянского).

На утро 22 марта они ушли. Одновременно им навстречу выехала легковая автомашина в сопровождении двух грузовиков с карателями из 118-го батальона.
В автомашине ехал шеф-командир первой роты капитан полиции Ханс Вёльке, направлявшийся на аэродром в Минске. По пути колонна натолкнулась на женщин из деревни Козыри, работавших на лесозаготовке; на заданный им вопрос о наличии поблизости партизан женщины ответили, что никого не видели. Колонна двинулась дальше, но, не проехав и 300 м, попала в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». В перестрелке каратели потеряли трёх человек, включая Ханса Вёльке. Командир взвода карателей Василий Мелешко заподозрил женщин в пособничестве партизанам и, вызвав подкрепление из батальона «Дирлевангер», вернулся к месту, где женщины рубили лес; по его приказу 26 женщин были расстреляны.

Гитлеровцы были взбешены гибелью Ганса Вёльке, который в 1936 году стал чемпионом Олимпийских игр в толкании ядра и был лично знаком с Гитлером. Они стали прочёсывать лес в поисках партизан и во второй половине дня 22 марта 1943 года окружили деревню Хатынь.

Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применён принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила и обычаи ведения войны.

По приказу Эриха Кернера и под непосредственным руководством Васюры, полицейские согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни. Сарай обложили соломой, облили бензином, подожгли его.

Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать; но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов, автоматов и винтовок.

Фильм Трагедия Хатыни

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Из протокола допроса Иосифа Каминского: "... Когда я пришел в гумно, то там уже были человек 10 граждан, в том числе моя семья... Людей продолжали сгонять в это гумно, и оно через непродолжительное время было заполнено так, что даже нельзя было поднять руку. Размер гумна 12х6, в него загнали человек сто семь моих односельчан ... среди них много маленьких детей и даже младенцев, а остальные - в основном женщины, старики ...

Обреченные на смерть люди, в том числе я и члены моей семьи, сильно плакали, кричали. Открыв дверь сарая, каратели стали расстреливать из пулеметов, автоматов и другого оружия граждан, но стрельбы почти не было слышно из-за криков людей. Я со своим 15-летним сыном Адамом оказался у стены. Убитые граждане подали на меня, еще живые метались в общей толпе, словно волны, лилась кровь из раненых и убитых. Обрушилась горящая крыша, страшные дикие вопли людей еще более усилились... Мне удалось из-под трупов и горящих людей выбраться и доползти до дверей. Здесь же один из карателей ... из автомата выстрелил по мне, в итоге я оказался раненным в левое плечо...

Мой сын Адам, обгорелый, неизвестно как выскочил из гумна, но в метрах 10 от гумна, после выстрелов, упал. Я, раненый, чтобы не стрелял по мне каратель, лежал без движений, притворившись мертвым... Скоро я услышал сигнал к отъезду карателей, а когда они немного отъехали, мой сын Адам, который лежал неподалеку от меня, в метрах примерно трех, позвал меня к себе ... Я подполз, приподнял его, но увидел, что он перерезан пулями пополам. Мой сын Адам еще успел спросить: "А жива ли мама?" И тут же умер... "

Иосиф Каминский «Фрагмент выступления»

Одному из выживших жителей Хатыни - Антону Барановскому - 22 марта 1943 года было 12 лет. Он никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни, открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев, сжигавших людей. В 1969 году погиб.

Последний свидетель сожжения Хатыни, Виктор Желобкович, скончался в 2020 году.

Муса Джалиль «Чулочки»

Как сложились судьбы выживших жителей Хатыни?

Софья Антоновна Яскевич воспитывалась в детдоме.

Окончила Брестское училище связи № 15. Работала телеграфисткой на одном из почтовых отделений Минска.

Виктор Андреевич Желобкович воспитывался в детдоме.

Окончил профессионально-техническое училище по специальности формовщик-литейщик. Работал на Минском станкостроительном заводе. Закончил вечернее отделение Белорусского политехнического института по специальности инженер-механик. С 1976 года работал в конструкторском бюро точного машиностроения. Живет в Минске.

Антон Иосифович Барановский воспитывался в детдоме.

В 1969 году, спустя пять месяцев после открытия мемориального комплекса, трагически погиб.

Иосиф Иосифович Каминский (род. в 1887 г.). После войны жил в деревне Козыри Логойского района.

До последних дней своей жизни приходил в Хатынь, встречался с посетителями мемориального комплекса, рассказывал им о трагедии родной деревни.

Что же стало с отрядом карателей?

После освобождения Белоруссии началась охота на карателей, поскольку среди фашистов были и коллаборационисты (люди, из оккупированных территорий, поддерживающих фашистский режим)

Переводчик Иосиф Лукович, командир отделения, который поджег крышу сарая, летом 1943 года ехал на мотоцикле и подорвался на мине.

Иван Мельниченко, командир роты штрафбатальона «Дирлевангер» до февраля 1945 года скрывался в Мурманской области, потом вернулся на Украину. Промышлял воровством, убил сотрудника Рокитнянского райотдела НКВД. Явился с повинной, в августе 1945 его отправили в Черниговскую область, во время перевозки по железной дороге совершил побег. Застрелили при задержании в1946 году.

Следственным органам КГБ в начале 1970-х удалось разоблачить рядового 118-го батальона Степана Сахно, осевшего после войны в Куйбышеве и выдававшего себя за фронтовика. Его показания после поимки помогли выйти на след других карателей из этого подразделения. Григория Лакусту арестовали в Донецке в 1972 году. При аресте, отвечая на вопрос о деятельности в Белоруссии, он глубоко выдохнул: «Я вас столько ждал…». Жена утверждала, что, когда по телевизору показывали кадры зверств нацистов, он белел и на несколько часов уходил из дома.

За военные преступления понес наказание и Григорий Васюра.

Материалы судебного дела позволили разоблачить командира взвода батальона Василия Мелешко. Ранее он уже был судим за коллаборационизм, но службу в 118-м батальоне скрывал. После амнистии в 1955 году поселился в Ростовской области, стал главным агрономом колхоза. Арестован в сентябре 1974 года. Гродненским судом был приговорён к расстрелу.

Песня «Хатынь»

Хатынь сегодня

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны, в январе 1966 года было принято решение о создании на месте сожженной деревни мемориального комплекса «Хатынь».

Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось в 1969 году.

Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребенком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни.

На братской могиле из белого мрамора - Венец памяти. На нём - наказ погибших живым:

«Люди добрые, помните:
Любили мы и жизнь и родину нашу, и вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне.
Наша просьба ко всем:
Пусть и печаль обернуться
в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить
навечно мир и покой на земле,
Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

На обратной стороне Венца памяти - ответ живых погибшим:

«Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.
Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья.
Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет.
Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!

Читают стихи «Помните»

Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках - бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска - печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.

На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» - 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня - это сама Хатынь). Одна из таких деревень - Шуневка. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени - символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.

Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь». На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь - в память о каждом четвертом погибшем жителе Белоруссии.

Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия.

В любое время года и при любой погоде в Хатыни царит печаль. Даже в самый ясный и солнечный летний день здесь на лицах людей не увидишь улыбок. И это неспроста: все, кто сюда приезжает, хорошо знают, что Хатынский мемориал в Беларуси - место особое, омраченное большой людской бедой.

3. Подведение итогов (5 минут)

Сотрудники Государственного мемориального комплекса "Хатынь" рассказывают, что за годы существования этого величественного архитектурно-художественного ансамбля, который был открыт к 25-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, его посетило около 40 миллионов человек более чем из 100 стран мира.

Источники

  1. ru.wikipedia.org› Хатынь
  2. Мемориальный комплекс «Хатынь» khatyn.by