Срок реализации: 5 лет.
Возраст детей: 7-15 лет.
Паспорт программы
Исполнители Программы |
педагогический коллектив школы |
База реализации Программы |
- Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Итатская коррекционная школа-интернат» |
Цель и задачи Программы |
Цель программы - формирование духовно-нравственной личности учащегося через привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций большой и малой Родины, становление отношений к миру и к себе в нём. Задачи: в области формирования личностной культуры:
в области формирования социальной культуры:
в области формирования семейной культуры:
|
Финансовое обеспечение реализации программы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
для педагогов:
для учащихся:
Учащиеся будут подготовлены к восприятию и принятию следующих норм:
|
Управление Программой развития |
Управление ходом реализации программы осуществляет управляющийи педагогический советы.
|
Система менеджмента в организации контроля выполнения Программы |
Постоянный контроль выполнения программы осуществляет управляющий совет центра и Управление образования администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области. Родительская общественность знакомится с реализацией программы через районную газету «Призыв», сайт школы, ежегодные отчёты по результатам самообследования деятельности школы, предоставляемые Управлению образования администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие сведения о программе
Программа духовно-нравственного воспитания «Мой дом», «Моя семья», «Моя Родина» (далее - программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52), Законом об основных гарантиях прав ребёнка 1998 года, Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", уставом муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Итатская коррекционная школа-интернат» (далее - школа).
Программа являетсянормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания и особенности организации духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Она
- определяет цели, содержание и принципы организации духовно-нравственного образования и воспитания детей с последующей характеристикой шагов, ведущих к достижению поставленной цели;
- регламентирует организацию духовно-нравственного образования и воспитания детей;
- обеспечивает единство досуговой, учебной и воспитательной деятельности;
- соблюдает светский и гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности;
- обеспечивает:
- разные формы духовно-нравственного образования и воспитания детей;
- условия для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности;
- целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и положительную социализацию.
- направлена на:
- формирование духовно развитой личности;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка;
- социализацию некриминальными путями.
- позволяет обеспечить:
- личностно-мотивированное участие в интересной и доступной деятельности, свободу выбора личностно-значимого вида и формы деятельности и общения;
- естественную для соответствующего возраста детскую активность (познание, труд, самодеятельность, общение, игра).
- является основанием для конструктивного диалога школы и местного сообщества, прежде всего родителей (законных представителей), по вопросам содержания и качества духовно-нравственного образования и воспитания детей.
Обоснование целесообразности реализации программы
Самая большая опасность, подстерегающая современное общество, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, в детско-молодёжной среде идут процессы значительного снижения образовательной и общественно полезной мотивации, роста эмоциональной отстранённости, разрыва межличностных отношений, распространения поведенческих факторов риска для физического, психического и социального здоровья. У детей и подростков значительно искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Многих из них отличает высокий уровень агрессии и жестокости, эмоциональная и волевая незрелость.
Извечная потребность общества в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах, обладающих самобытной индивидуальностью, единством духовно-нравственного и правового долга, требует комплексно-целевого влияния на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и гражданскую позицию, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Поэтому сегодня особую значимость и актуальность приобретает целенаправленное духовно-нравственное образование и воспитание детей, как наиболее восприимчивую к педагогическому воздействию и перспективную категорию населения.
Программа позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием и создать условия для воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире, формирования мировоззрения, основанного на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Так как духовно-нравственное воспитание личности зависит от эффективности социальных влияний, системное взаимодействие центра с социальными партнёрами по приобщению детей и подростков к традиционным культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народа, позволит более целенаправленно формировать у них нравственные идеалы, критерии оценки нравственного и безнравственного, соответствующие поведенческие модели.
Результативность духовно-нравственного воспитания найдёт отражение в показателях положительной динамики межличностных отношений в группе детей и подростков, эмоционально-психологического климата детско-молодёжного коллектива, психологического комфорта каждого ребёнка, положительных параметрах личностных профилей.
Методологическая основа программы
В основу программы заложены идеи классиков педагогики о приоритете воспитания над образованием (Пирогов Н.И.) и единстве духовно-нравственного воспитания с традиционными православными ценностями (Ушинский К.Д. и Рачинский С.А.), а также философа А.И.Ильина о единстве духовного, нравственного и патриотического воспитания.
Утверждение А.Н.Леонтьева о том, что духовность человека порождается в процессе усвоения им базовых ценностей, явилось основой ценностно-смысловых компонентов духовно-нравственного воспитания.
А выводы Л.С.Выготского о том, что уже в раннем детстве у человека на бессознательном уровне складывается определённая структура ценностей, которые выступают в дальнейшей его жизни в качестве базовых оснований, и, обладая качеством устойчивости, во многом определяют внутреннюю картину мира человека, показали необходимость и возможность формирования духовной культуры ребёнка начиная с раннего возраста.
Таким образом, методологическую основу программы составили общефилософские принципы системности, всесторонности, конкретности, объективности; понимание важности формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков; признание важной роли работы по духовно-нравственному воспитанию в развитии системы образования и воспитания учащихся.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является формирование духовно-нравственной личности учащегося через привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций большой и малой Родины, становление отношений к миру и к себе в нём.
Эта цель отражает нравственный портрет идеально воспитанного человека в возрасте 7-15 лет:
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- соблюдающий нормы и правила общения и умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
- проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- честный и справедливый;
- творящий и оберегающий красоту мира;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
- толерантный (уважающий других, не похожих на него).
Для достижения цели решаются следующие задачи:
в области формирования личностной культуры:
- формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
- укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности ребёнка поступать согласно своей совести;
- формировать основы нравственного самосознания личности (совести) - способности ребёнка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формировать нравственный смысл учения;
- формировать основы морали - осознанную необходимость определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укреплять позитивную нравственную самооценку, самоуважение и жизненный оптимизм;
- подвести к принятию базовых национальных ценностей и этических духовных традиций;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
- формировать способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
в области формирования социальной культуры:
- формировать основы российской гражданской идентичности;
- пробуждать веру в Россию, свой народ, чувство личной ответственности за Отечество;
- воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
- развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими в решении общих проблем;
- укреплять доверие к другим людям;
- формировать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им;
- формировать гуманистические и демократические ценностные ориентаций;
- формировать осознанное и уважительное отношение к традиционным российским религиям, вере и религиозным убеждениям;
- формировать толерантность и основы культуры межэтнического общения, уважение к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни народов России.
в области формирования семейной культуры:
- формировать отношение к семье как основе российского общества;
- формировать уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
- формировать представление о семейных ценностях, гендерных и семейных ролях и уважение к ним;
- знакомить с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.