Обучающиеся с нарушением слуха - это категория детей, которые имеют особые образовательные потребности.
При выборе профессии большинство детей руководствуется личными увлечениями, природным талантом, а кто-то идет по стопам родителей. Однако даже здоровые обучающиеся испытывают трудности при выборе будущей профессии, не говоря уже о тех обучающихся, которых природа лишила одного из важнейших органов чувств. Слабослышащие обучающиеся ежедневно сталкиваются с массой трудностей, к которым относятся так же и трудоустройство. Из всех инвалидов по слуху, живущих в России, трудоустроены не более 30%. На помощь таким детям приходит профессиональная ориентация - это пролонгированный по времени процесс, который играет значительную роль в формировании готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, способствует тому, чтобы их выбор стал залогом их профессиональной самореализации.
Сложности профессионального выбора заключаются в том, что слабослышащие дети являются и носителями других трудностей в своем развитии, отмечается отставание словесно-логического мышления, отставание при решении наглядно-действенных задач, таким детям свойственны трудности моторики. Все эти нюансы нужно учитывать при выстраивании программы по профессиональному самоопределению обучающихся с сенсорными нарушениями.
На данный момент в профориентации доминируют тесты и опросники. Однако эффективнее и интереснее использовать активные методы работы: например, игровые упражнения, тренинги, дискуссии и специально организованные обсуждения, в ходе которых дети являются непосредственными участниками данного процесса. Мы, педагоги, являемся помощниками для обучающихся в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям ребенка. Представления будущих выпускников школы-интерната о проблемах трудоустройства не всегда адекватны реалиям жизни. Таким образом, профориентационная работа, проводимая со слабослышащими обучающимися, должна включать не только ознакомление с различными видами профессий, обсуждение социальных аспектов трудоустройства, но и формирование у них адекватной самооценки о своих способностях и возможностях.
Комплексная педагогическая поддержка в процессе профессиональной ориентации включает в себя: взаимодействие школы, семьи, средних профессиональных образовательных учреждений, службы занятости, общественных организаций, занимающихся вопросами профориентации. Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся в тандеме и дополняют друг друга, образуя устойчивую структуру, в рамках которой осуществляется профориентационная работа.
Участниками данного процесса являются классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники и педагоги дополнительного образования. Каждый из них в ходе совместной деятельности осуществляет психолого-педагогическое сопровождение.
С 2023 года во всех российских школах внедряется единая модель профориентации «Россия - мои горизонты». Занятия в рамках внеурочной деятельности проходят по четвергам в 6-11 классах. Данный курс нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий, федеральным и региональным рынками труда. Кроме курса «Россия - мои горизонты», профориентацией занимаемся на классных часах и внеклассных мероприятиях.
В начале учебного года все обучающиеся класса были обследованы с помощью различных методик, тестов. Для отбора на различные типы профессий была использована методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова. Методика предназначена для выявления предрасположенности человека к определенным типам профессий. По результатам обследования выявляется ориентация детей на 5 типов профессий, по классификации Евгения Александровича: «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знак», «человек - художественный образ».
Для выявления профессиональных склонностей нами был применен опросник «Определение профессиональных склонностей». Методика Л.Йовайши в модификации Г.Резапкиной. С помощью данного теста определяются профессиональные склонности по шести видам деятельности: склонности - к работе с людьми, к исследовательской (интеллектуальной) работе, к практической деятельности, к эстетическим видам деятельности, к экстремальным видам деятельности, к планово-экономическим видам деятельности.
По результатам исследования наиболее привлекательной профессией для слабослышащего обучающегося класса являются профессии типа «Человек-природа» и «Человек - техника», а наименее привлекательными «Человек - человек» и «Человек - Знаковая система».
После выявления профессиональных склонностей, способностей и возможностей обучающихся мы предоставили им широкий выбор профессий, в которых могут быть востребованы люди с ограниченными возможностями здоровья. И обучающимся было предложено поучаствовать в проектной деятельности под названием «Профессии, которые мы выбираем». Основное направление наших проектов - профессиональное самоопределение. В сентябре мы определили тему на год, разработали план работы над проектом. А в конце учебного года дети представят свои проекты, над которыми они трудятся. Таким образом, ребята будут иметь представление о мире профессий, соотносить свои возможности с реалиями профессионального мира. Проектная деятельность для слабослышащих обучающихся имеет ряд преимуществ. В чем плюсы проектной деятельности: проект важен для социализации слабослышащего ребенка, так как именно в процессе работы над проектом у них есть возможность увидеть и прочитать самому, найти ответы на вопросы и обсудить их с другими ребятами.
Преимущества проектной деятельности при профессиональном самоопределении:
- Во-первых, весь материал изложен наглядно, доступен обучающимся с нарушением слуха;
- Во-вторых, при работе над проектом ребята легко используют наглядные материалы, зрительные образы, текстовые документы, что облегчает восприятие детям с нарушением слуха;
- В-третьих, обучающиеся не только знакомятся с различными профессиями и направлениями деятельности, но и обогащают свой активный и пассивный словарь.