Роль психомоторного и сенсорного развития у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Разделы: Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, психомоторика


Психомоторное и сенсорное развитие играют важную роль в общем развитии и благополучии детей младшего школьного возраста, особенно с интеллектуальными нарушениями. У этих детей можно наблюдать отличительные особенности психомоторного и сенсорного развития, которых зависят от степени умственной отсталости, а также индивидуальных особенностей. У детей наблюдается нарушение высших психических функций, речевой деятельности, задержка развития моторики, плохая координация и равновесие, ограниченная мелкая моторика, нарушение зрительно-моторной интеграции, проблемы с планированием действий, низкая скорость обработки информации и сенсорная чувствительность. Поэтому важно понимать и учитывать особенности психомоторного и сенсорного развития, чтобы предоставить детям возможности полноценного развития.

Психомоторное развитие подразумевает интеграцию когнитивных и физических способностей, включая координацию, баланс и мелкую моторику. Для детей с интеллектуальными нарушениями развитие этих навыков имеет решающее значение, поскольку оно позволяет им участвовать в повседневной деятельности, взаимодействовать с окружающей средой.

Сенсорное развитие - способность обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную через органы чувств (осязание, вкус, обоняние, зрение, слух). Для детей с интеллектуальными нарушениями сенсорная интеграция чаще является сложной задачей, так как у них наблюдается задержка обработки сенсорной информации (требуется больше времени для интерпретации и реагирования на сенсорные стимулы), проявляется сверхчувствительность (гиперчувствительность или гипочувствительность к внешним раздражителям), трудности в понимании невербальной коммуникации. Все эти сложности влияют на способность понимать окружающую среду и эффективно реагировать на нее.

Специально организованные коррекционно-развивающие занятия по психомоторному и сенсорному развитию создают необходимые предпосылки для формирования высших психических функций и являются базовыми для успешного овладения многими видами деятельности, возможности дальнейшего обучения. Эти занятия включают физическую активность, развитие общей и мелкой моторики, координации движений, равновесия и пространственного восприятия, а также тактильно - двигательное восприятие, кинетическое развитие и контролируемую стимуляцию чувств, что позволяет детям лучше осознавать свое окружение и способствует формированию саморегуляции.

Занятие по психомоторному и сенсорному развитию включают в себя игры и игровые упражнения на разные виды деятельности, тем самым повышается познавательная мотивация и учебная активность ребенка.

Основные направления работы по психомоторному и сенсорному развитию:

  1. Упражнения с элементами основных движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание; упражнения со спортивным инвентарем (мячи, ленты, гимнастические палки, обручи, кегли и др.).
  2. Упражнения на балансировку (ходьба на бревне, стояние на одной ноге или выполнение поз йоги, требующих равновесия, упражнения на балансировочной доске).
  3. Двигательные упражнения по инструкции взрослого (данные упражнения позволяют формировать саморегуляцию).
  4. Упражнения на зрительно-моторную, слухо-моторную координацию (игры «Повтори позу», «Делай как я», «Слушай и повторяй», «Попади в мишень», «Кольцебросс», «Дартс»).
  5. Упражнения на развитие мелкой моторики:
    • работа с ножницами (правой и левой рукой);
    • игры с мелками предметами, нанизывание пуговиц, бусинок, бисера;
    • сортировка круп, камушек, пуговиц, желудей, фишек и др., сортировка с помощью пинцета;
    • игры с прищепками, мозаикой, конструкторами;
    • работа с пластилином, глиной;
    • игры с мячиками для антистресса;
    • игры с су-джок, массажными мячами;
    • аппликация из разного материала (бумага, ткань, вата и др.) разными техниками (обрывная, ленточная, силуэтная и др.);
    • лепка из разного материала (тесто, пластилин, глина);
    • конструирование из бумаги «Оригами».
  6. Упражнения на развитие тактильного восприятия («Поймай игрушку», «Волшебный мешочек», «Узнай фигуру», «Почтовый ящик», «Найди пару», «Отгадай букву (цифру)» и др.).
  7. Упражнения на развитие кинестетических и кинетических восприятия:
    • игры-подражания (имитация): «Бабачка летает», «Мячик подпрыгивает», «Маятник раскачивается» и др.;
    • игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, камушки; передача по кругу воображаемого предмета (мяч, флажок и др.), рисование орнамента в воздухе и др.;
    • игры на восприятие команды в движении: «Стоп-сигнал», «Противоположное действие», «Сделай по картинке и замри», «Слушай бубен» и др.;
    • упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение: «Хлопай и качайся», «Штанга», «Шалтай-Болтай», «Жарко-Холодно» и др.;
    • упражнения, способствующие преодолению скованности, двигательной пассивности, развитию выразительности движений «Пешеходы идут», «Выразительные движения», «Зоопарк» и др.
  8. Сенсорные бассейны (с разными наполнителями).
  9. Игры с песком (кинестический, кварцевый песок).
  10. Создание «полосы препятствий»: набор заданий (препятствий) с различными двигательными и сенсорными станциями, такие как ползание по туннелю, попадание в мишень, прыжки на батуте, сортировка мячей, поиск пары и др.

Систематические коррекционно-развивающие занятия по психомоторному и сенсорному развитию оказывают положительное влияние на развитие высших психических функций детей с интеллектуальными нарушениями: значительно расширяются объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения.

Литература

  1. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Коррекционная педагогика: развитие сенсорной сферы у детей.
  2. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений.
  3. М.И.Чистякова. Психогимнастика.
  4. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в начальной школе.
  5. С.Н.Мухина. Способы психомоторного развития дошкольников.