Психомоторное и сенсорное развитие играют важную роль в общем развитии и благополучии детей младшего школьного возраста, особенно с интеллектуальными нарушениями. У этих детей можно наблюдать отличительные особенности психомоторного и сенсорного развития, которых зависят от степени умственной отсталости, а также индивидуальных особенностей. У детей наблюдается нарушение высших психических функций, речевой деятельности, задержка развития моторики, плохая координация и равновесие, ограниченная мелкая моторика, нарушение зрительно-моторной интеграции, проблемы с планированием действий, низкая скорость обработки информации и сенсорная чувствительность. Поэтому важно понимать и учитывать особенности психомоторного и сенсорного развития, чтобы предоставить детям возможности полноценного развития.
Психомоторное развитие подразумевает интеграцию когнитивных и физических способностей, включая координацию, баланс и мелкую моторику. Для детей с интеллектуальными нарушениями развитие этих навыков имеет решающее значение, поскольку оно позволяет им участвовать в повседневной деятельности, взаимодействовать с окружающей средой.
Сенсорное развитие - способность обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную через органы чувств (осязание, вкус, обоняние, зрение, слух). Для детей с интеллектуальными нарушениями сенсорная интеграция чаще является сложной задачей, так как у них наблюдается задержка обработки сенсорной информации (требуется больше времени для интерпретации и реагирования на сенсорные стимулы), проявляется сверхчувствительность (гиперчувствительность или гипочувствительность к внешним раздражителям), трудности в понимании невербальной коммуникации. Все эти сложности влияют на способность понимать окружающую среду и эффективно реагировать на нее.
Специально организованные коррекционно-развивающие занятия по психомоторному и сенсорному развитию создают необходимые предпосылки для формирования высших психических функций и являются базовыми для успешного овладения многими видами деятельности, возможности дальнейшего обучения. Эти занятия включают физическую активность, развитие общей и мелкой моторики, координации движений, равновесия и пространственного восприятия, а также тактильно - двигательное восприятие, кинетическое развитие и контролируемую стимуляцию чувств, что позволяет детям лучше осознавать свое окружение и способствует формированию саморегуляции.
Занятие по психомоторному и сенсорному развитию включают в себя игры и игровые упражнения на разные виды деятельности, тем самым повышается познавательная мотивация и учебная активность ребенка.
Основные направления работы по психомоторному и сенсорному развитию:
- Упражнения с элементами основных движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание; упражнения со спортивным инвентарем (мячи, ленты, гимнастические палки, обручи, кегли и др.).
- Упражнения на балансировку (ходьба на бревне, стояние на одной ноге или выполнение поз йоги, требующих равновесия, упражнения на балансировочной доске).
- Двигательные упражнения по инструкции взрослого (данные упражнения позволяют формировать саморегуляцию).
- Упражнения на зрительно-моторную, слухо-моторную координацию (игры «Повтори позу», «Делай как я», «Слушай и повторяй», «Попади в мишень», «Кольцебросс», «Дартс»).
- Упражнения на развитие мелкой моторики:
- работа с ножницами (правой и левой рукой);
- игры с мелками предметами, нанизывание пуговиц, бусинок, бисера;
- сортировка круп, камушек, пуговиц, желудей, фишек и др., сортировка с помощью пинцета;
- игры с прищепками, мозаикой, конструкторами;
- работа с пластилином, глиной;
- игры с мячиками для антистресса;
- игры с су-джок, массажными мячами;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, вата и др.) разными техниками (обрывная, ленточная, силуэтная и др.);
- лепка из разного материала (тесто, пластилин, глина);
- конструирование из бумаги «Оригами».
- Упражнения на развитие тактильного восприятия («Поймай игрушку», «Волшебный мешочек», «Узнай фигуру», «Почтовый ящик», «Найди пару», «Отгадай букву (цифру)» и др.).
- Упражнения на развитие кинестетических и кинетических восприятия:
- игры-подражания (имитация): «Бабачка летает», «Мячик подпрыгивает», «Маятник раскачивается» и др.;
- игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, камушки; передача по кругу воображаемого предмета (мяч, флажок и др.), рисование орнамента в воздухе и др.;
- игры на восприятие команды в движении: «Стоп-сигнал», «Противоположное действие», «Сделай по картинке и замри», «Слушай бубен» и др.;
- упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение: «Хлопай и качайся», «Штанга», «Шалтай-Болтай», «Жарко-Холодно» и др.;
- упражнения, способствующие преодолению скованности, двигательной пассивности, развитию выразительности движений «Пешеходы идут», «Выразительные движения», «Зоопарк» и др.
- Сенсорные бассейны (с разными наполнителями).
- Игры с песком (кинестический, кварцевый песок).
- Создание «полосы препятствий»: набор заданий (препятствий) с различными двигательными и сенсорными станциями, такие как ползание по туннелю, попадание в мишень, прыжки на батуте, сортировка мячей, поиск пары и др.
Систематические коррекционно-развивающие занятия по психомоторному и сенсорному развитию оказывают положительное влияние на развитие высших психических функций детей с интеллектуальными нарушениями: значительно расширяются объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения.
Литература
- Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Коррекционная педагогика: развитие сенсорной сферы у детей.
- Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений.
- М.И.Чистякова. Психогимнастика.
- Е.А.Алябьева. Психогимнастика в начальной школе.
- С.Н.Мухина. Способы психомоторного развития дошкольников.