Цель занятия: поиск и раскрытие внутренних ресурсов, необходимых для адаптации в социуме, формирование положительного самовосприятия, установление контакта с подростками, сплочение группы.
Время: 2 часа.
Материал: презентация занятия, анкета обратной связи, ручки, короткометражный фильм «Цирк «Бабочка» (The Butterfly Circus), 2009 г., магниты, флипчарт.
1. Упражнение «Приветствие»
Цель: знакомство ведущих с подростками, информирование группы по вопросам организации тренинга.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Педагоги-психологи представляются и объясняют основные задачи и цели занятия.
Инструкция: «Здравствуйте, ребята! Мы педагоги-психологи Центра «СемьЯ». Нас зовут Ольга Евгеньевна и Юлия Алексеевна. Сегодня вы участвуете в кинотренинге «Мои ресурсы». Сегодня нам предстоит очень многое сделать: познакомиться, обсудить основные правила работы в группе, принять участие в различных упражнениях. Мы посмотрим с вами познавательный фильм, поговорим о своих внутренних и внешних ресурсах, и каждый из вас сможет лучше узнать себя».
Анализ:
Все ли вам понятно? У кого есть вопросы?
2. Упражнение «Знакомство»
Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной мотивации к занятию.
Время: 10 минут.
Материал: бейджики по количеству участников группы, цветные карандаши, листы бумаги, коробка.
Техника проведения: участникам предлагаются бейджики, на которых нужно написать свое имя.
Инструкция: «Предлагаем каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя. А теперь предлагаем каждому назвать себя, представиться и сказать на первую букву имени качество своего характера. Например, меня зовут Ольга. Я общительная. Меня зовут Юля. Я юморная.
А теперь встаньте в круг и возьмите из коробки столько листочков, сколько вам хочется.
Сейчас вам нужно будет рассказать про себя столько фактов, сколько вы взяли листочков.
Например, я люблю собирать грибы и вышивать.
Например, я люблю плавать.
Анализ:
Замечательно, теперь мы друг друга знаем чуть-чуть лучше. Действительно, сегодня здесь собрались такие замечательные активные и позитивные ребята!!!
3. Упражнение «Правила нашей группы»
Цель: создание комфортной, безопасной обстановки, способствующую самораскрытию, доверию.
Время: 10 минут.
Техника проведения: тренер предлагает обсудить правила работы в группе, внести свои дополнения и изменения.
Материал: лист с основными правилами работы, магниты, флипчарт.
Техника проведения: Ведущие раздают бланки с правилами группы. Участникам предлагается познакомиться с ними и добавить что-то новое. Предложения ребят ведущие записывают на плакате с основными правилами работы группы.
Инструкция: «Чтобы наша работа была максимально эффективной, мы все должны помогать, а не мешать друг другу.
Перед вами основные правила работы, которым нужно будет следовать на протяжении всего занятия.
Подумайте, что можно еще внести или что-то изменить.
Спасибо. Правила принимаются».
Основные правила работы в группе.
- Выключение мобильных телефонов (ставить на беззвучный режим).
- Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
- Говорящего, не перебивать.
- Говорить от своего имени («я считаю...», «я думаю...»).
- Быть открытым в общении.
- Без оценок: принимаются разные точки зрения, никто никого не оценивает.
- Активно участвовать в происходящем.
- Правило поднятой руки.
- Не обсуждать происходящее здесь за пределами группы.
Анализ:
- Хотите, что-то добавить?
- Все согласны с правилами нашей группы?
- Свое согласие подтвердите громкими аплодисментами.
4. Видео-дискуссия «Цирк «Бабочка»
Цель: способствовать самоанализу участников, развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции.
Время: 20 минут.
Материалы: рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши.
Техника проведения: Участникам предлагается посмотреть дома короткометражный фильм «Цирк «Бабочка» (The Butterfly Circus), 2009г.
Инструкция: Ребята обратите, пожалуйста, внимание на это высказывание Луизы Хей, психолога, писательницы, общественного деятеля.
Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни. Луиза Хей.
Сейчас мы посмотрим короткометражный фильм «Цирк «Бабочка» (The Butterfly Circus),| 2009 г.
Анализ:
- К какому выводу вы пришли, посмотрев фильм? О чем он?
Биография.
Ни́колас Джеймс (Ник) Ву́йчич (род. 4 декабря 1982, Мельбурн, Австралия) - австралийский мотивационный оратор, меценат и писатель, рождённый с синдромом тетраамелии - редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей.
«Моя миссия - это помочь людям найти свой путь в жизни»,- говорит он. Переживая по поводу инвалидности в детстве, он научился жить со своим недостатком, делясь своим опытом с окружающими и став всемирно известным мотивационным спикером. Его выступления, в основном, обращены к детям и молодёжи (в том числе и инвалидам), в надежде на активизацию в них поиска смысла жизни, внутренних ресурсов для преодоления трудностей и развития своих способностей.
5. Мини-лекция «Ресурсы»
Цель: познакомить участников с понятием внутренних и внешних ресурсов.
Время: 10 минут.
Материалы: информация на слайде.
Техника проведения: психологи рассказывают о внутренних и внешних ресурсах.
Инструкция: «Ресурсы - это некая психическая опора, внутренний стержень, наши возможности, средства, которые помогают чего-то достичь. Это наша поддержка. Чем больше ресурсов имеет человек, тем легче и спокойнее он справляется с ситуациями на своем жизненном пути.
Ресурсы у человека бывают внутренние и внешние.
Внутренние ресурсы (личностные, физиологические особенности человека) - это наши способности, умения, знания, ценности, убеждения, состояния, характер и т.д.
Внешние ресурсы (окружение, материальные ресурсы, произведения искусства) - работа, семья, друзья, обучение, творчество, здоровье, деньги, информация и т.д.
Внешний и внутренний ресурсы напрямую связаны. Так, без наличия внутренних невозможно расширять и укреплять связи с внешними, а из внешних человек получает возможность сформировать внутренние ресурсы.
Внешние ресурсы мы можем контролировать только через собственное поведение».
6. Упражнение: «Какой Я?» (авторское)
Цель: способствовать самоанализу участников, развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции.
Время: 15 минут.
Материалы: ручки, листы бумаги, бланк.
Техника проведения: Участника предлагается выбрать на предложенном бланке те качества, которые они видят в себе, отвечая на вопрос: «Какой Я?». Затем каждый по очереди зачитывает свои качества. Потом участникам предлагается выбрать одно или несколько своих качеств и рассказать для чего они необходимы ему в жизни.
Инструкция: «Сейчас вам необходимо выбрать качества, которые отвечают на вопросы: «Какой Я?».
Анализ:
А теперь по очереди зачитайте свои качества.
Выберете одно или несколько своих качеств и расскажите, для чего они необходимы вам в жизни.
Немецкий философ, психоаналитик Эрих Фромм считал, что каждый человек обладает тремя важными ресурсами, способными помочь ему решить любую проблему. Это надежда, вера, душевная сила (мужество).
Внутренний ресурс отвечает на вопрос: «Какой я?» и характеризуется самоутверждением: «Я могу». Чем больше у человека ответов на вопрос: «Какой Я?», тем сильнее его автономия как личности, тем увереннее он стоит на ногах.
Вот именно эти качества являются вашими ресурсами, и именно они помогут вам в жизни справляться с трудностями.
7. Анкетирование. Обратная связь «Впечатления от сегодняшнего дня»
Цель: в результате ведущие получают обратную связь от участников, развивается доверие, взаимопонимание между участниками группы.
Время: 10 минут.
Материал: анкета, ручки,мягкая игрушка «солнышко».
Техника проведения: каждый участник группы заполняет анкету, а затем по кругу высказывает впечатления от занятия.
Инструкция: «Ребята, заполните, пожалуйста, предложенные анкеты. Отразите ваше мнение о прошедшем занятии. Это очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10».
А теперь, передавая друг другу игрушку, скажите несколько слов о нашем занятии, с чем уходите, какое у вас настроение».
1. Мое настроение до занятия |
||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2. Мое настроение после занятия |
||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3. Насколько мне все было ясно и понятно |
||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4. Насколько мне было интересно |
||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал |
||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Каким Вы видите следующее занятие (тема)?
8. Упражнение-метафора «Бабочка»
Цель: подвести подростков к осознанию ответственности за собственные дела и поступки.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подросткам зачитывается метафора, затем идет её обсуждение.
Инструкция: В заключение нашего занятия мы хотим вам подарить одну поучительную историю для того, чтобы каждый из вас применил эти слова к себе и, возможно, своей будущей жизни «В одном селении жил мудрец. Люди приходили к нему за советом. И вот однажды появился в селении злой завистник. Он решил доказать, что мудрец на самом деле не так уж умен. Завистник решил: «Поймаю бабочку и зажму ее между ладонями. Попрошу мудреца угадать живая она или мертвая. Если мудрец скажет. Что бабочка живая, я легко придавлю ее, и он окажется неправ. Если скажет, что мертвая, отпущу бабочку, и он будет опозорен».
Завистник собрал толпу людей, и они вместе отправились к дому мудреца. Мудрец вышел к ним на крыльцо.
«Скажи, - крикнул завистник, что в моих руках: живая бабочка или мертвая?»
Мудрец помолчал и ответил: «Всё в твоих руках».