Исследование зависимостей между величинами, используя графики реальных процессов

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цель: находить и исследовать зависимости между величинами, используя графики реальных процессов.

Слайд 1. Давайте вспомним, сколько вокруг нас действует законов: физических, юридических, моральных и многих других. Их незнание может привести к нежелательным, негативным последствиям. Знание же законов бывает очень полезным.

Слайд 2. Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах и явлениях.

Допустим, человек тренируется бросать мяч в корзину с определенного места баскетбольной площадки, но мяч не долетает до корзины. Что нужно сделать? Правильно - увеличить силу броска. Игрок интуитивно пользуется физическим законом: чем с большей силой воздействовать на объект перед началом движения, тем большей будет его скорость и дальность перемещения.

Слайд 4. Хозяйка видит растение, у которого начинают засыхать листья. Что она предпримет? Скорее всего, польет корни. Причем поливать она будет корни, а не пожелтевшие листья. Все потому, что хозяйка знает биологический закон: питательные вещества и влага добываются корнями растения из почвы и поднимаются вдоль по стволу наверх.

Знание закона помогает предугадать последующие события. Но интуитивное применение законов приводит лишь к приблизительному угадыванию результата.

Слайд 5. Кардиограмма - графическое представление работы сердца.

Снимок кардиограммы показывает зависимость силы сердечного сокращения от времени.

Слайд 6-11. Но сколько есть ситуаций, когда пробы и ошибки не допустимы. Вспомним поговорку: «Сапер ошибается только один раз». А хирурги, фармацевты, водители, авиаконструкторы, физики-атомщики!

График - это линия на координатной плоскости, характеризующая зависимость между двумя величинами. Изучение зависимостей между величинами определяется потребностями практики.

Процесс - ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь.

На координатной плоскости можно изображать зависимости между разными величинами: высотой над уровнем моря и температурой воздуха, температурой воздуха и временем суток, ростом ребенка и его возрастом и т.д.

Вот тут - то и помогает математическое выражение данного закона или взаимосвязи.

Сегодня на уроке мы будем заниматься решением задач на построение и чтение графиков функций, отображающие примеры зависимостей между переменными в реальных процессах и явлениях.

Изучение поведения функций и построение их графиков является важным разделом математики. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решить многие задачи и порой является единственным средством их решения.

Слайд 13. Прежде чем приступить к чтению графика необходимо ответить на вопросы:

1. Между какими параметрами рассматривается зависимость в задаче?

2. Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?

Слайд 14. На основании графического представления зависимостей можно сделать некоторые заключения.

Ветер Величины и единичный отрезок

Слайд 15

График температуры Величины и единичный отрезок

  1. В какое время температура была нулевой? 12 и 22 ч
  2. Назовите самую высокую температуру за эти сутки 6 гр
  3. Какой была самая низкая температура? -9
  4. Какая температура была в 0 ч? -2
  5. Какая температура была в 18 ч? 5
  6. В какое время температура была -2 градуса в 10 и 24
  7. В какой промежуток времени температура была отрицательной, положительной? От 0 до 12 и 22 до 24 12 до 22

Слайд 16. В одной системе координат могут изображаться зависимости разных процессов.

Например,

На рисунке изображены графики движения двух автомобилей: грузового (график АВ) и легкового (график CD).

Определите, пользуясь графиком:

а) в какое время вышли автомобили из города? (грузовой автомобиль вышел из города в 2 часа, а легковой в 4 часа)

б) на каком расстоянии от города был легковой автомобиль в 4 ч 30 мин; (легковой автомобиль в 4 ч 30 мин был от города 45 км)

в) на каком расстоянии от города был грузовой автомобиль в 5 ч; (на расстоянии 135 км)

г) в какое время грузовой автомобиль находился в 210 км от города; (в 6 ч 30 мин)

е) в какое время и на каком расстоянии от города легковой автомобиль догнал грузовой автомобиль; (легковой автомобиль догнал грузовой в 6 ч 30 мин на расстоянии 210 км от города;

з) какова была скорость грузового автомобиля между 6 ч и 7 ч; 240-195 = 45 км/ч;

и) на каком расстоянии друг от друга были автомобили в 7 ч. 270 - 240 = 30 км

Слайд 17. Билайн. На графике показана динамика звонков абонентов в сети Beeline в течение суток. (По горизонтальной оси откладывается время, прошедшее с начала суток, в часах; по вертикальной - число абонентов, позвонивших за это время, в тыс.).
Сколько всего было звонков с 12 до 18 часов?

Слайд 18. Рождаемость. На графике показана демографическая ситуация в городе M** в течение 19** года. (По горизонтальной оси откладывается время, прошедшее с начала года, в месяцах; по вертикальной - число младенцев, родившихся за это время, в тыс.)
Сколько всего младенцев родилось в первом полугодии?

Слайд 19. Путешественник. Турист отправился из лагеря к озеру, отдохнул у озера и вернулся обратно. На рисунке изображен график движения туриста (на горизонтальной оси откладывается время, по вертикальной - расстояние, на котором находится турист от лагеря). Найдите скорость туриста на обратном пути, выразив ее в км/ч.

Слайд 20. Яхта. График описывает движение парусной яхты, которая первую часть пути прошла под парусом. Спустя парус, она продолжила движение.

  1. Найдите скорость яхты под парусом и без паруса (выразите в км/ч)
  2. На каком расстоянии от начала движения находилась яхта через 50 минут?
  3. Сколько времени потребуется яхте на обратный путь, если она будет двигаться с той же скоростью, что и на первом участке?

Слайд 21. Плот. Плот плывет по реке. На рисунке изображен график его движения: по горизонтальной оси откладывается время движения t , по вертикальной - расстояние s, которое проплыл плот. На каком участке пути скорость течения наибольшая?

Слайд 22. Мы сегодня рассмотрели графики, показывающие зависимости реальных процессов: график температуры, графики движения автомобилей, яхты под парусом и без него, плота, путешественника, график рождаемости, график динамики звонков, график скорости ветра.

Изучение зависимостей между величинами определяется потребностями практики, поэтому представление информации с помощью графиков стала неотъемлемой частью нашей жизни.

Представление информации с помощью графиков стала неотъемлемой частью нашей жизни. Графики можно очень часто встретить на страницах учебников, в газетах и журналах, на экранах телевизоров. Поэтому важно уметь работать с ними, извлекать всю необходимую информацию

Преимуществом графического изображения по сравнению с табличным являются его наглядность и легкая обозримость; недостатком - малая степень точности. Большое практическое значение имеет удачный выбор масштабов. По графику можно найти (приблизительно) значение функции и для тех значений аргумента, которые не помещены в таблице.