Цель:
- Развитие экологического образования воспитанников.
- Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.
Задачи:
- Образовательные:
- Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе.
- Развивающие:
- Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать мыслительные способности: сравнивать, обобщать, анализировать.
- Формировать у детей умение высказывать гипотезу и получать результат; стимулировать к самостоятельному формулированию выводов.
- Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, умение находить выход из сложной ситуации в окружающем мире.
- Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Словарная работа:
- Обогащение словаря: фильтрование, фильтр, лаборатория, исследователь.
- Активизация словаря: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие».
Планируемый результат: умение детей знать применение фильтров для очистки воды в окружающей действительности.
Методы и приемы: поисковые, практические, игровые, словесные, наглядные.
Наглядные средства обучения: ёмкость с грязной водой, различные фильтры (из бумаги, салфеток и ватных дисков), воронки и стаканчики по количеству детей, презентация по теме, модель фильтра.
Предварительная работа: опыты и эксперименты по изучению свойств воды, загадки о воде, разучивание стихов, пословиц и поговорок о воде.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, мы сегодня наблюдали удивительное природное явление: выпал первый снег. Мы с вами знаем объяснение этому явлению - приближается зима, становится холоднее и капельки дождя переходят из жидкого состояния в твердое - образуются снежинки. Но, как приятно наблюдать за падающим снегом: он такой белый, пушистый и похож на сладкую вату и так и хочется его лизнуть язычком. Как вы думаете, стоит это делать?
Дети: нет, не стоит - он холодный и можем заболеть.
Воспитатель:верно, ведь приятнее любоваться снегом, играя с друзьями на улице, чем с градусником под мышкой из окна. А как вы думаете, снег, растаяв, превратится в чистую воду?
Дети: да.
Воспитатель: давайте заглянем в ведерко со снегом, который мы собрали на прогулке. Что с ним случилось?
Дети: он от тепла растаял.
Воспитатель: да, ребята, вода перешла из твердого состояния в жидкое.
Дети: снежинки снова превратились в капельки.
Воспитатель: давайте перельем воду в прозрачный кувшин и посмотрим чистая ли вода.
Дети: нет, она мутная и в ней что-то плавает.
Воспитатель: снег падая собрал на себя частицы пыли, выхлопных газов от машин, а на земле к нему прилипли частички почвы, песчинки.
Как вы думаете, эта вода может стать чистой? Можно ли эту воду пить?
Дети: нет.
Воспитатель: а скажите мне, ребята, куда денется вода после того как снег растает?
Дети: часть воды просочится под землю и попадет в ручейки, а часть испарится и снова окажется в тучках, из которых выпадет снег.
Воспитатель: верно, ребята. А, скажите, как же грязная вода вдруг станет чистой в ручье? Вода, которая течет дома из крана тоже ведь чистая? Откуда берется чистая вода?
Подумайте, что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?
Дети: очистить воду.
Воспитатель: Правильно. Одним из способов очистки воды является фильтрование.
Как вы думаете, что такое фильтр? Это прибор для очистки воды. Давайте попробуем очистить воду с помощью бытового фильтра-кувшина. Чистая вода капает из фильтра?
Дети: да.
Воспитатель: а как вода очищается в природе? Она, просачиваясь сквозь почву, проходит через слой песка и в ручей уже попадает очищенной. Песок служит природным фильтром. Давайте проведем опыт: очистим талую загрязненную воду с помощью песчаного фильтра. Для этого возьмем стеклянный цилиндр, вставим в него воронку (она нужна для того чтобы не пролить воду) а чтобы не просыпался песок через отверстие, поместим салфетку. Затем насыпем песок и потихоньку нальем воду. Что мы видим?
Дети: вода капает.
Воспитатель: чистая вода?
Дети: да.
Воспитатель: значит, природный фильтр работает! А вы хотите научиться очищать воду?
Дети: да.
Воспитатель: В нашей лаборатории мы попробуем очистить воду с помощью разных фильтров и узнаем, какой из них лучше ее очищает. Предлагая вам разбиться на пары, так будет удобнее - один человек будет придерживать воронку, а второй наливать воду.
Воспитатель:
Первая пара фильтровала воду через марлю.
Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи). А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.
Вторая пара фильтровала воду через ткань.
Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? (ответы детей: да). Правильно, здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная.
Третья пара фильтровала воду через вату.
Что мы видим?
Дети: на фильтре остались соринки, вода стала чище.
Воспитатель: Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
Четвертая пара фильтровала воду всеми предложенными фильтрами сразу (марля, ткань, вата).
Что вы заметили, ребята?
Дети: вода стала ещё чище.
Воспитатель: Мы с вами узнали самые простые способы очистки воды.
Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях.
Ведь с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных многослойных фильтров, похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.
Воспитатель: ребята, а если бы вы оказались в лесу, далеко от дома, вам хочется пить, а питьевой воды нет. Как бы вы поступили?
Дети: профильтровать грязную воду, используя тот материал, который оказался под рукой.
Воспитатель: а можно ли такую воду пить?
Дети: для питья, такую воду надо обязательно прокипятить.
Воспитатель: верно, при кипячении вода очистится от вредных микробов.
Воспитатель: вода очень важна для человека других живых существ.
Чистой пригодной для питья воды на Земле мало, поэтому:
«Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе, закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда». [7]
Ребята,
- Чему мы научились в лаборатории?
- Какие способы фильтрации вы запомнили?
- Какой способ оказался самым лучшим?
- А кого вы дома научите фильтровать грязную воду?
- Мы справились с заданием?
Дети: да.
Список используемой литературы
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. - 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. - 72с.: ил.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с. - (Библиотека воспитателя).
- https://rustih.ru/voda-eto-to-chto-vsem-zhizn-nam-daet/