Совместное мероприятие детей и родителей "Шаги навстречу"

Разделы: Дополнительное образование


Семья - это счастье, крепость, очаг, тепло, радость, ответственность, уют.

Цели:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания в семье подростков;
  • содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность;
  • показать ценность семейных отношений, теплых взаимоотношений в семье;
  • обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
  • научить участников мероприятия способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;

Задачи:

  • воспитывать у обучающихся чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
  • формировать у обучающихся уважительное отношение к своему дому, семье и культуре взаимоотношений родителей и детей;
  • способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций;
  • содействовать сплочению коллектива обучающихся, коллектива обучающихся и родителей, коллектива семей.

Формы работы:

  • групповая, с коллективным обсуждением, разыгрыванием игровых упражнений, требующих взаимодействия;
  • обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
  • научить участников мероприятия способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи.

Материалы:

  • Цветные карандаши или фломастеры;
  • Большие бумажные лепестки ромашки;
  • Навесной замок;
  • Тексты с заданиями;
  • Клубок ниток;
  • Таблицы с советами.

Ход мероприятия

Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители, гости и обучающиеся! Мне очень приятно, что вы нашли время в своём занятом графике и пришли на встречу. Сегодня у нас с вами необычная встреча, на которой собрались все вместе родители и наши дети, для того, чтобы вместе попробовать сделать несколько шагов навстречу друг другу, лучше понять, что каждый из нас чувствует, чем любит заниматься, чем гордиться.

Давайте познакомимся друг с другом. У каждого из нас есть имя и каждый из нас наделён огромным количеством положительных качеств и достоинств. Давайте их вспомним. Сейчас каждый назовёт своё имя и самое яркое качество. Начну я, меня зовут Зарема Джаловна, я добрая (родители и дети продолжают).

Эту встречу хочу начать с вопроса: почему родители и дети ссорятся? И хочу сама на него ответить, иногда не понимают друг друга. Дети не понимают, что родители, придя с работы устали, что их угнетают проблемы и трудности. И детям надо в этот момент помочь и понять их. А родители не могут понять трудности детей, начинают читать нотации, воспитывать, а дети этого слушать не хотят. И возникает ситуация, что родители и дети по разные стороны баррикад. Итак, начнем, перед вами лежат «лепестки» нашей будущей «ромашки». Подумайте, что самое главное для вашей семьи, объедините это понятие одним словом и запишите на лепестке ромашки.

После совместного обсуждения родителей и детей каждой семьи лепестки прикрепляются на доску, и получается ромашка на лепестках которой родители записали слова: любовь, труд, забота, уважение, понимание, выручка, опора, поддержка и другие.

Педагог: Действительно, для каждой семьи важны такие качества, как любовь, уважение, понимание, взаимовыручка, поддержка, труд, забота.
О семье написано очень много стихотворений, в которых или воспевается семья, или отражаются её проблемы.

1 Ведущий. Семья играет в жизни каждого человека долговременную и важную роль. Семья - это объединение людей, которых связывают между собой не только родственные отношения, а также любовь и взаимоуважение.

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

2 Ведущий.

Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья

Педагог. И сегодня мы с вами, дорогие ребята и уважаемые родители, собрались вместе, чтобы, в очередной раз понять и почувствовать, как это здорово, когда рядом с тобой любящие люди, готовые в любой момент помочь и поддержать друг друга.

Ведь семья - это дом, это мама и папа, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции (Продолжают дети и родители).

Наши дети. Наша радость и грусть, наше счастье и несчастье, наша гордость и наше горе.… Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется. Он всё время делает что-то не так, в чём-то ошибается, и мы постоянно чем-то недовольны. А может быть всё дело в том, что мы просто-напросто плохо знаем своих детей? Их нужды, потребности, их манеру общения, их, кажущуюся нам дурацкой, новую моду? Не знаем или не хотим знать? А может быть, нам порой просто не хватает терпения, чтобы выслушать и понять ребёнка? Или времени? Причин много. Но главная причина всех бед, это то, что мы, как это не парадоксально звучит, не умеем общаться с нашими детьми, порой сами себе боимся признаться в этом, спросить совета, поискать помощи. И вырастает стена непонимания, появляются конфликты, и только тогда мы с ужасом осознаём - что-то не так, где-то мы были не правы, можно было поступить по-другому. А вот как по-другому?

Я предлагаю нам сегодня всем вместе задуматься над этим вопросом, попытаться разобраться во всех тонкостях общения в семье и сделать несколько шагов навстречу друг другу, ведь и одной и второй стороне, бесспорно, хочется, чтобы придя домой, в нем царил мир и гармония, чтобы это было то место, где тебя принимают таким, какой ты есть. Ведь залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.

Сегодня я пришла не с пустыми руками. Показывает в руках замок. (Желательно взять большой навесной замок)

- Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите у меня в руках?

- Замок

- Правильно. А какой это замок?

- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Навесной. Закрытый. И т.д.

- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

- Ключ.

- Хорошо. Вот и связка ключей. (показывает связку разных ключей) Любым ли ключом можно открыть наш замок?

- Нет.

- Возможно, в этой связке даже нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Обучающиеся показывают сценку

Сцена

Мама красит ресницы и разговаривает по телефону. Заходит дочь. У дочери волосы розового цвета. Можно пирсинг. Дочь обращается к матери:

- Я сегодня ночую у подруги!

Мама:

- Как это ночуешь у подруги? А уроки ты сделала?

- А тебе, не всё ли равно?

- Как ты разговариваешь с матерью? И что за розовый цвет волос? Немедленно перекрасить!!!

- Не буду.

Персонажи начинают ругаться и громко кричать.

Входит бабушка:

- Вы чего так расшумелись?

Обращается к маме:

- Ты можешь не кричать?

Обращается к дочери:

- Машенька, ты же была такой хорошей и послушной девочкой! Что с тобой происходит?

Давайте не будем ругаться (уводит персонажей), а попробуем решить всё мирным путём.

Педагог возвращает внимание присутствующих к замку и ключам.

- Для чего же я начала наш разговор с замка и ключей? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания?

Заслушивает ответы родителей. (замок - это ребёнок, ключ - это наши методы воспитания и воздействия на ребёнка)

- Возможно ли открыть замок другим способом?

- Можно. Сломать. Разбить. С помощью ножовки, лома, топора, отмычки.

- Да. Вы правы. Действительно можно. Эти методы можно отнести к варварским, так как их применение приводит к деформации или поломке замка. То же самое происходит и с психикой ребёнка, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы воспитания.

А сейчас мы с вами будем учиться разговаривать с нашими детьми правильно и разработаем советы, как нам достучаться до сознания наших детей. Будем перефразировать наши грубые фразы на более вежливые, в которых позиция ТЫ ДОЛЖЕН будет заменена на МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, МНЕ ОЧЕНЬ ЖАЛЬ и т.п.

Игра паутина

Родители становятся в круг. Я даю им большой клубок толстых ниток. Суть игры. Родители перекидывают друг другу клубок, придерживая одной рукой нить, в хаотичном порядке. При этом они перефразируют фразы, которые я им зачитываю.

Исходная фраза

Как, примерно, нужно перефразировать

Ты должна уважать старших!

Мне хотелось бы, чтобы ты уважала старших.

Ты должен слушать учителей!

Ты можешь иметь своё мнение,
но прислушиваться к старшим будет тебе полезно.

Ты опять врёшь!

Мне жаль, что я опять слышу неправду.
Постарайся больше так не делать.

Ты опять не вынес мусор!

У меня к тебе просьба - вынеси, пожалуйста мусор.

Ты должна помыть посуду!

Я очень устала, не могла бы ты помыть сегодня посуду.

Ты опять не пришёл домой вовремя!

Я очень тревожусь, когда ты вовремя не приходишь домой.

У тебя опять двойки!

Я знаю, что ты можешь учиться лучше.

Ты, вообще, думаешь о своём будущем?!

Интересно, а кем бы ты хотел стать?

Дай дневник. Проверю, что там у тебя!

Я очень волнуюсь за твою успеваемость и хотела бы взглянуть, что тебе не удаётся.
Может я смогу тебе помочь.

Не благодарная! Ни во что не ставишь родителей!

Мне очень жаль, что ты нас не уважаешь. Мы очень стараемся быть хорошими родителями.

В результате получается паутина. Педагог не участвует. Находится за кругом. После того, как получилась паутина, предлагает одному из участников потянуть нить на себя. Соответственно, после натяжения, нить начинает резать руки тем, кто её держит.

- А теперь представьте, что наша паутина и мы - одна большая семья. Что каждый из вас почувствовал? Вам больно. Вывод: когда кому-то из членов семьи больно, больно всем. Мы с вами очень хорошо поработали. Всем большое спасибо. Занимайте свои места.

Конкурс «Разминка»

Родители и дети по очереди отвечают на задание.

1. (детям)

Есть в каждой комнате.
Об этом понятии идёт речь на уроках математики.
Его используют для наказания непослушных детей. (угол)

2. (родителям)

Если его нет, то радости нет.
Его желают друг другу.
Его не купишь ни за какие деньги. (здоровье)

3. (детям)

Им называют выступление в цирке, на эстраде.
Он определяет каждый дом и квартиру.
Его записывают в тетрадь, когда выполняют упражнение. (номер)

4. (родителям)

От неё становится теплее и радостнее.
Больше всего её у бабушки, а у мамы часто, когда она приходит с работы, она исчезает.
Дети так нуждаются в ней. (доброта)

5. (детям)

Когда человек несёт всё себе в дом, надо оно ему или не надо.
Он не любит дарить подарки и делиться.
И лучше у него ничего не просить, всё равно не даст. (жадина)

6. (родителям)

Он есть у взрослых, умных людей.
Его делают в лаборатории.
Он приходит постепенно, с годами.
Его рекомендуют побольше набираться. (опыт)

7. (детям)

Каждый человек о нём мечтает.
Никто не знает, где его искать.
Ещё говорят, что оно не в деньгах. (счастье)

8. (родителям)

Её всегда нам не хватает, и поэтому мы часто желаем её уходящему.
Кому-то она сопутствует, поэтому он счастлив.
Когда она бывает, говорят: «Ну и повезло!» (удача)

Конкурс «Пойми меня»

Родители и дети так много времени проводят вместе и часто обращаются друг к другу с одной и той же просьбой, что должны научиться понимать друг друга без слов. Участники команд получают карточки с короткими фразами-просьбами, с которыми часто родители и дети во всех семьях обращаются друг к другу. Дети родителям, а родители детям передают пантомимой содержание типичных просьб.

Для детей:

  1. Купите мне новый мобильник!
  2. У меня болит голова/живот. Можно я не пойду в школу?
  3. Помогите мне решить задачу!
  4. Можно мне пойти погулять
  5. Дайте денег на диск
  6. Тебя вызывают в школу.
  7. Купи мне платье и туфли на высоком каблуке.

Для родителей:

  1. Надень шапку! Холодно!
  2. Сделай музыку тише!
  3. Помоги мне подвинуть шкаф!
  4. Сходи за хлебом.
  5. Вставай, а то опоздаешь в школу!
  6. Выключай компьютер и садись делать уроки!
  7. Быстрее принеси ведро воды
  8. Купи селёдку.

Конкурс «Интеллектуальная игра»

Вы должны ответить на вопросы и разгадать загадки.

- Что можно видеть с закрытыми глазами? - (СОН)

- Каких камней нет ни в одном море? - (Сухих)

- Какой год длится всего один день? - (Новый год)

- Скручено, связано, на кол посажено, а по двору пляшет? - (Метла)

- По чему летает ворона? - (По небу)

- За чем вода в стакане? - (За стеклом)

- Что сделается с красным шелковым платком, если его опустить в воду на 5 минут? - (Намокнет)

- То взад, то вперед, ходит пароход. Остановишь - горе, продырявит море. - (Утюг)

- Когда мальчика называют женским именем? - (Когда он долго спит - Соня)

- Из какой посуды нельзя ничего есть? - (Из пустой)

- Сколько яиц можно съесть натощак? - (Одно, остальные будут уже не натощак)

- На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? - (На мокрое)

- Может ли страус назвать себя птицей? - (Он не умеет говорить)

- Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? - (Они не умеют ходить)

- Чем кончается как день, так и ночь? - (Мягким знаком)

1. Упражнение «Посылка».

Заполните, пожалуйста, пробелы в следующем тексте:

«Далеко-далеко, так далеко, что отсюда не видно, есть звезда Непонимания. На этой звезде живут существа, которые называют себя ____________... Им кажется, что их никто не понимает и поэтому…_________________

И вот однажды решили они рассказать о себе другим существам.

Собрали небольшую посылку, в которую положили все свои проблемы. Их оказалось так много, что они не вместились в капсулу, и пришлось им оставить только 5 самых важных:

Долго ждали ответа. Но ……… ______________________»

Готовые рассказы зачитываются.

Итак, мы сейчас незаметно для себя сделали ПЕРВЫЙ ШАГ навстречу друг другу. В этом нам помогло «Взаимопонимание».

1. Упражнение «Какие МЫ»

Следующем задании мы попробуем узнать, как мы видим друг друга.

Вопросы друг другу - «Какие у нас родители?» - детям.

- «Какие у нас дети? - родителям.

Кто больше сможет назвать характеристик друг друга. (выполняют)

Вот мы и сделали ВТОРОЙ ШАГ по направлению друг к другу, как оказалось очень интересные люди нас окружают! В этом нам помог положительный настрой друг на друга или «Эмоциональный контакт»

2. Упражнение «Конфликт или компромисс»

Как сделать так, чтобы наши дети не огорчали нас, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? Во многом это зависит от нас, от нашего терпения, от нашего умения находить правильный выход из любых, пусть даже самых сложных ситуаций. Иногда, попадая в одну из таких ситуаций, в порыве гнева мы теряемся, выплёскиваем свои эмоции, и только потом начинаем обдумывать сложившуюся ситуацию. Но и тогда не каждый способен найти из неё правильный выход. Сегодня нас много, каждый - с огромным багажом жизненного опыта, знаний и умений. Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Сейчас каждой группе будет предложено по две различные ситуации, взятые из нашей жизни, и вы, посовещавшись, должны предложить свой выход из создавшегося положения. Только ситуацию мы представим наоборот. В роли родителей будут дети, а в роли детей - родители.

Для родителей (детей)

СИТУАЦИЯ 1: Вам позвонили близкие, которые хотят заглянуть к вам в гости. Вы начинаете лихорадочно убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему ребёнку за помощью, и вдруг слышите в ответ: «Это твои гости, вот ты с ними и разбирайся». Как поступить в данной ситуации?

СИТУАЦИЯ 2: Ваша дочь гораздо позже назначенного времени вернулась домой. Как вы ее встретите?

Для детей (родителей)

СИТУАЦИЯ 1: Вас мама попросила убраться и помыть посуду, а пришел друг с интересным диском и вы заигрались. Как объяснить маме или папе?

СИТУАЦИЯ 2: Вы получили двойку, вам надо объяснить родителям, за что и почему. Они будут ругаться.

Сейчас каждый посмотрел на себя со стороны и узнал свои поступки, свои слова, может даже и свое поведение. Сегодня мы посмотрели, какими строгими родителями будут наши дети и какими хорошими детьми были наши родители. А мы с вами продвинулись еще на один шаг, и помогло нам в этом «Взаимоуважение».

Раздаю родителям таблицы. В таблице представлены советы, которые нужно разрезать и затем дать собрать родителям. Так же можно предложить свои варианты.

Понять, принять,

помочь.

Демонстрируйте ребёнку свою любовь,

обнимайте его и говорите ему ласковые слова.

Не вымещайте на ребёнке своё бессилие, злобу,

не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения.

Посмотрите на проблему

глазами ребёнка.

Определите ему круг обязанностей по дому,

чаще хвалите за помощь.

Найдите среди ваших родных человека, который был бы авторитетом для вашего ребенка

и попросите его дать совет вашему ребёнку, но не злоупотребляйте, не перекладывайте свои обязанности на другие плечи

Оцените возможности вашего ребёнка.

Может ли он соответствовать вашим требованиям.

Педагог говорит о необходимости общения, построенного на доверии и четком «Взаимодействии» для совместного итогового шага навстречу.

Заключение

Педагог: - Уважаемые родители. Наши дети разные. Их внутренний мир, порой, закрыт от нас на замок. Может он похож на тот, который я сегодня принесла, а может быть и нет. У нас есть много способов открыть этот замок. Но сегодня мы с вами решили, что разумнее всего - это подобрать соответствующий ключик. Я вам сегодня хочу подарить ключики. (Раздаю заранее приготовленные ключи). Они не простые, они волшебные. Если вы будете соблюдать в дальнейшем наши советы и помнить, как правильно вести диалог, то этот ключик сумеет открыть дверцу внутреннего мира любого ребенка. Закончить нашу встречу я хочу одной китайской притчей.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Я хочу, чтобы в ваших семьях всегда царили (на доску укрепляются 3 слова ) ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ.

Спасибо вам, ребята, за ваши искренние ответы на вопросы анкеты, за ваши тёплые слова и душевные стихи.

Спасибо вам, уважаемые родители, за то, что вы, отложив все свои домашние дела, пришли сюда вместе со своими детьми.

Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы по - другому посмотрите друг на друга, и всегда будете делать ШАГИ НАВСТРЕЧУ друг другу.

- Удачи вам в дальнейшем воспитании ваших детей. Берегите себя и своих близких. До новых встреч. А сейчас я приглашаю всех детей и всех гостей для съемки на общую фотографию нашей большой семьи, куда входят наши дети, их родители и педагоги.

Источники

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2006 год.
  2. С. Цветкова «Вопросы воспитания в картинках» Пособие для работы с родителями.
  3. https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200600509.
  4. Изображение «Рисунок семьи» Режим доступа: https://drasler.ru/risunok-semi-mama-papa-doch-syn-sborka-kartinok/
  5. Видео «Притча. Всё оставляет свой след», Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=R8sQB4yWm8s