Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать познавательный интерес и познавательное действие детей в различных видах деятельности через экспериментирование;
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь, учить детей высказывать гипотезы, предположения, предложения, делать выводы, развивая при этом память, мышление и логику;
- воспитывать любознательность детей на примере изменения формы бумажного листа.
Материалы: игрушечные маленькие автомобили на каждого ребенка, кубики деревянные по два на каждого ребенка, лист бумаги А4 на каждого ребенка по одному и несколько запасных, руль автомобильный игрушечный, маленький автобус (по желанию).
Тема: «Построим мост для машины»
Содержания организованной деятельности детей
1. Организационный момент
Воспитатель показывает детям коробочку, в которой лежат маленькие машинки, и предлагает по очереди каждому ребёнку подойти к коробке и на ощупь определить, что там лежит. Дети поочередно называют предмет, который они выбрали на ощупь в коробке, определяют, что это машинка, достают из коробки и называют предмет (машинка). Садятся на своё место, у каждого ребенка будет в руках машинка.
2. Основная часть
Воспитатель говорит: «Машинки у нас есть, Давайте вспомним, что нужно для передвижения машин».
- Ответы детей: дорога, светофоры, бензин и т.д.
- А ведь на пути иногда встречаются реки, как быть в таком случае?
- Конечно, нужен мост. (Показать картинки мостов, можно на интерактивной панели.) Посмотрите, какие крепкие сооружения! По ним едут машины и автобусы, а иногда и поезда. (Дети рассматривают мосты.)
Давайте мы сейчас превратимся в строителей и построим мост, по которому будут проезжать машины. У вас есть кубики и лист бумаги. Для чего нам могут пригодиться кубики?
- Правильно, построим из них опоры моста. А лист бумаги? - Конечно, это будет проезжая часть. Сделайте мост.
Дети делают мост, у всех легко получается (положили лист бумаги на кубики, стоящие на расстоянии).
- А теперь давайте попробуем поставить машинку на середину моста. Что произошло? Дети отвечают: Лист прогнулся. Мост сломался. Машина на мосту не удержалась, мост оказался не крепким.
- Давайте подумаем, как сделать мост крепким. Дети думают, предлагают варианты. Возможно, кто-то предложит сложить лист в несколько раз, получив при этом узкую полоску. Возможно, кто-то предложит сложить лист в виде гармошки. Если ребёнок сделал крепкий мост самостоятельно, догадавшись сложить лист, воспитатель просит ребёнка объяснить, что он сделал. Ребёнок объясняет и показывает, другие дети смотрят.
После предложения ребёнком правильного варианта (если предложение высказано на словах), воспитатель предлагает этому ребёнку сделать то, что он предложил, а всем остальным детям посмотреть, что получится.
Если предложений от детей не поступило, воспитатель наводящими вопросами помогает детям найти правильный вариант решения данной задачи, подсказывает, что лист можно как-то изменить.
Проверяем. Ставим машинку на мост, он получился крепким, не прогибается, машинка может проехать, мост остается целым. Воспитатель предлагает сделать то же самое другим детям. После этого все дети сгибают свой лист бумаги, любым выбранным способом. (Согнуть лист пополам, потом еще раз пополам либо гармошкой). У всех получились крепкие мосты.
А теперь давайте поиграем.
3. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Воспитатель (шофер) держит в руках игрушечный руль, а дети изображают воробьев (клюют зерна, машут крыльями). По сигналу воспитателя «Воробушки, разбегайтесь, автомобиль идет» дети разбегаются, а воспитатель ходит по группе, имитируя движения автомобиля.
4. Импровизация
Интересно, а чей мост самый крепкий? Может быть он сможет выдержать две машины? А давайте попробуем поставить на мост две машины. Выдержит мост? Дети разбиваются на пары. Проверяют. А три? А автобус? По желанию можно поставить и больше машин на мост. Крепкий мост выдержит.
Дети делают выводы. Почему мост крепкий? Воспитатель подводит итог: Свернутый в гармошку лист выдержал достаточно большой груз. Меняя форму листа, мы меняем его жесткость. (Закон физики)
5. Рефлексия. Почему так произошло?
Сложив лист гармошкой, мы изменили его форму. Меняя форму предмета, можно изменить его жёсткость. (Что мы и сделали). Чем выше жёсткость предмета, тем большую нагрузку он может выдержать. Это учитывают при строительстве мостов, зданий и других конструкций. Куполообразные крыши способны выдержать большую нагрузку и не требуют дополнительных опор. Жёсткость - это способность предмета не прогибаться под нагрузкой.