Пояснительная записка
Для детей школьного возраста наиболее близок и понятен мир живой природы, все живое притягивает ребенка.
Дети ежедневно, ежесекундно воспринимают и познают окружающий мир всеми своими органами чувств, встречают вокруг себя самых разнообразных представителей животного и растительного мира, но очень мало знают обо всем этом.
В школьном возрасте в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы и образцы поведения на всю последующую жизнь. Ребенок начинает понимать ценность жизни в целом и ценность жизни каждого отдельного организма.
Программа является интегрированной, так как основывается на синтезе ключевых понятий из области окружающего мира, экологии, биологии, физиологии человека и животных, а также этики и эстетики.
В программе применен системный подход, что позволяет сформировать у школьников целостное представление об окружающем мире природы и своем здоровье.
Большая роль отводится практическим занятиям, проходящим непосредственно на школьной территории. Это предоставляет широкие возможности для данной программы. Кроме того, обучающиеся имеют возможность использовать на занятиях литературу, иллюстративные материалы, гербарные образцы, фото и видео материалы.
Для повышения мотивации к обучению на занятиях приводятся интересные факты, предания, легенды, связанные с изучаемыми растениями и животными.
Программа «Удивительное рядом» является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания и вводит обучающихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Во время обучения, ребята знакомятся с особенностями своего организма и органов чувств человека и животных, с различными способами сохранения здоровья, с животными и растениями, которые живут в непосредственной с ними близости. Основная часть занятий посвящена творческим и практическим работам.
Ребята подробно знакомятся с миром растений, проводят ряд экспериментов над растительными объектами, получают навыки по выгонке цветочных растений и веток древесных растений, посеву и высадке рассады однолетних растений.
Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует внимание обучающихся до тех пор, пока не иссякнет интерес. Творческая деятельность побуждает ребенка к произвольным действиям в воображении. Развивается память. Непроизвольно запоминается интересный материал, ребенок схватывает значимые для него события и сведения и сохраняет их.
Актуальность данной программы заключается в том, что обучающийся вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, между детьми, через психологический климат в коллективе. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое развитие. Практические исследования дают обучающимся богатейший материал, который успешно используется в урочной и внеурочной деятельности.
Программа рассчитана для школьников 10 -16 лет.
Два занятия в неделю продолжительностью 1час (71 час в год).
Целью программы является создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Задачи:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научить применять знания на практике;
- привить обучающимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований: наблюдение, измерение и др.
Развивающие:
- развить творческие и коммуникативные способности обучающихся;
- научить правильно оформлять результаты работы, защищать.
- развивать у обучающихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Формы: экскурсии на природу, в музей, игра, викторина.
- Программа отражает все аспекты содержания естественно-научного и экологического образования:
- научно-познавательного;
- ценностного;
- нормативного;
- практико-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому- природному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения школьников нередко преобладала трактовка ценности с практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание.
Нормативный аспект - это правила поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
При построении программы работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
- познавательном;
- познавательно-развлекательном;
- практическом;
- исследовательском.
Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, викторины), которые способствуют более глубокому расширению знаний школьников.
Изучение растительного и животного мира, почв, ландшафтов, связанное с практическими делами: посадка и охрана цветов, озеленением класса, подкормка птиц. Эта деятельность способствует привитию бережного отношения обучающихся к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Методы и формы деятельности
С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны и использующиеся на занятиях методы (объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, беседа, проблемное обучение) и формы (игра, экскурсия, практическая работа, творческая работа, работа в группах, индивидуальные консультации) организации учебной деятельности.
На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений, развитию навыков работы в команде.
Ожидаемые результаты.
Пройдя курс данной программы обучающиеся:
- Научатся любить, ценить и оберегать окружающую их природу
- Повысят свои знания в области биологии.
- Активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность.
- Научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в своем городе.
Прогнозируемый результат обучения.
Обучающиеся должны знать:
- основные понятия и термины, применяемые в процессе работы;
- основные виды и методы исследовательских работ;
- Обучающиеся должны уметь:
- коллективно составлять план исследовательской работы;
- проводить простейшие экологические исследования;
- представлять результаты исследования.
Формы контроля
В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов. Входной контроль осуществляется в течение первой недели обучения в виде собеседования. Промежуточный контроль осуществляется после зимних каникул в ходе игр и викторин. Итоговый контроль по результатам прохождения курса проводится в виде выставок и конкурсов. Особая роль в оценке результатов отводится практической работе, где проверяются теоретические знания, полученные на занятиях.
Содержание курса
Тема 1. Я познаю мир (28 ч.)
Раздел 1. Введение (6 ч.)
Удивительное путешествие в мир неизведанных растений. Основные правила техники безопасности и поведения при работе с растениями. Решение организационных вопросов.
Дыхание осени. Осенние краски. Осенние явления в жизни растений.
Практическая часть:
- Игры на знакомство «Кто мы?», «Тайна имени».
- Творческая работа «Изготовление коллажей из разноцветных листьев древесных растений»
Раздел 2. Мир глаз (6 ч.)
Как устроены наши глаза. Цвет глаз. Глаза представителей животного мира (птиц, крокодилов, хамелеонов, пауков и т. д.). Особенности зрения человека и животных. Нарушения зрения. Собаки- поводыри на службе у человека. Гигиена зрения.
Яркая окраска оперения птиц, цветов. Предупреждающая окраска ядовитых животных и растений.Значение основных цветов.
Практическая часть:
- Просмотр фрагментов видеофильма об особенностях зрения животных.
- Беседа «Остаемся зоркими».
Раздел 3. Лабиринт запахов (6 ч.)
Как устроен нос? Восприятие запаха. Роль запаха в жизни человека и животных. Чувствуют ли запах рыбы?! Значения запахов в мире животных и растений.
Ароматические масла. Их использование человеком.
Практическая часть:
- Изготовление душистого талисмана здоровья (на основе эфирных масел)-творческая работа.
- Игра «Угадай, чей это нос!»
- Игра «Ловец запахов».
Раздел 4. В мире вкусов (3 ч.)
Как устроен язык человека и животных. Как человек воспринимает вкус.
Основные вкусы: соленое, кислое, сладкое, горькое.
Вкусовые зоны языка. Особенности восприятия разных вкусов.
Приправы и специи, их использование в кулинарии.
Практическая часть:
- Игра «Вкусовое безобразие» (определение вкуса и запаха)
Раздел 5. Таинственный мир звуков (3 ч.)
Строение уха человека и животных. Кто умеет двигать ушами? Подвижность наружного уха. Исследование слуха. Восприятие звука. Восприятие расстояния до звука, направления звука.
Таинственный мир звуков и их роль в жизни человека и животных.
Пение птиц. Кваканье лягушек. Шипение тараканов и другие способы общения.
Практическая часть:
- Просмотр обучающего видеофильма об особенностях слуха животных. Игра «Угадай кто».
- Беседа о гигиене слуха «Чуткий слух»
Раздел 6. Ощущение мира (3 ч.)
Чем и как мы ощущаем? Кожные покровы человека и животных. Особенности восприятия ощущений у человека и животных.
Забота животных о своем потомстве.
Массаж, как форма заботы о потомстве у животных.
Практическая часть:
- Просмотр фрагментов обучающего видеофильма.
- Игра «На ощупь» (дети узнают друг друга на ощупь)
Тема 2. Путешествие в мир животных (20 ч.)
Раздел 7. Кто где и как живет? (4 ч.)
Как отличить живое от неживого? (движение, питание, дыхание, выделение, рост, размножение).
Понятие о среде обитания живых существ. Три основные среды обитания («сферы жизни»): наземная, наземно-воздушная, водная. Отличительные особенности их обитателей.
Сезонные явления в жизни животных. Особенности поведения животныхв зимний период (изменение окраски, спячка).
Практическая часть:
- Игра «Вода. Земля. Воздух» или «Кто где живет!?»
- Творческая работа «Подводный мир»
Раздел 8. Друзья человека (3ч.)
Домашние питомцы: птицы (попугаи, канарейки), звери (кошки, собаки, хомяки, морские свинки и другие). Как правильно выбрать себе питомца. Содержание и уход за ним.
Домашние и дикие животные в истории, мифологии и религии разных народов мира.
Практическая часть:
- Конкурс рисунков «Мой ласковый и нежный зверь»
Раздел 9. Наши пернатые друзья (8ч.)
Наши пернатые друзья, кто они? Птицы, которые живут рядом (воробьи, синички). Вестники зимы (свиристели, снегири). Пернатые почтальоны (голуби). Птичьи симфонии.
Птичьи столовые. Подкормка птиц в зимний период.
Практическая часть:
- Исследовательская работа «Что едят птицы».
- Практическая работа. Подкормка птиц. Наблюдение за птицами.
- Конкурс рисунков «Птичья красота».
- Изготовление кормушек для птиц - практическая работа.
- Экскурсия в парк «Птичьи столовые».
- Творческая работа по составлению экологических сказок «Птичья жизнь».
Раздел 10. Черепашья тайна (5 ч.)
Держащие мир на спине. Сказки, легенды и мифы о черепахах.
Тайная жизнь черепах. Морские, пресноводные и сухопутные черепахи.
Любители рыбы и вегетарианцы. Меню для черепахи. Есть ли у черепах зубы? Черепаха, сколько тебе лет? Определение возраста черепах.
Один день из жизни большой желтой улитки. Улитки-домоседы. Африканские гости - улитки Ахатины.
Практическая часть:
- Творческая работа «Улиткин дом».
Тема 3. Путешествие в мир растений (24 ч.)
Раздел 11. Жизнь растений (8 ч.)
Растения как мы: движение, питание, дыханиеи рост растений.
Внешнее строение растительного организма. Что такое корень, воздушные корни, лист, стебель, цветок, плод.
Судьба цветка. Плоды и семена, их распространение.
С чего начинается жизнь растения? Основы размножения растений. Размножение растений семенами и вегетативное размножение.
По страницам Красной книги. Редкие и исчезающие виды растений. Почему исчезают животные и растения? Как я могу им помочь?
Практическая часть:
- Творческая работа «Семечко к семечку».
- Практическая работа «Волшебный листок».
- Практическая работа «Размножение растений семенами».
Раздел 12. Фруктовый сад (15 ч.)
История возникновения фруктовых садов и оранжерей.
Обитатели фруктового сада: лимоны, апельсины, мандарины, киви, бананы, виноград, фейхоа, гранат и др.
Как вырастить плодовое дерево из косточки? Зачем растениям нужны прививки?
Однолетние и многолетние растения. Красивоцветущие и декоративные растения. Основы заботы о растениях (пересадка, полив, рыхление почвы, внесение удобрений).
Мои первые шаги в садоводстве, или как создать цветочный сад:
- Шаг первый: «Сеять прекрасное, доброе, вечное».
- Шаг второй: «Каждый росточек в отдельный горшочек».
- Шаг третий: «Я клумбу прекрасную разобью под окном».
Голодная жизнь на болотах. Растения-охотники. Росянка. Венерина мухоловка. Приспособления для охоты (ловушки и кувшинчики).
Практическая часть:
- Викторина «Овощи - Фрукты».
- Практическая работа «Плодовый сад из косточки».
- Игра «Съедобное - несъедобное».
- Творческая работа «Чудо цветок» (конкурс рисунков).
- Экскурсия в школьный парк.
- Экологический экскурсия «Пробуждение природы».
Заключительное занятие: итоговая игра в форме викторины, подведение итогов года, праздничное чаепитие.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать:
- Особенности функционирования и значение органов чувств человека и животных (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух);
- Основы сохранения своего здоровья;
- Основные признаки живых организмов (растений и животных);
- Использование растений человеком;
- Характеристики сред обитания (наземной, наземно-воздушной, водной)
- Особенности содержания и правила ухода за домашними животными.
- Основные виды птиц, встречающиеся в нашем городе и специфику подкормки их в зимний период;
- Основных представителей флоры тропических лесов, фруктовых садов.
Должны уметь:
- Проводить собственные наблюдения;
- Сохранять и поддерживать своё здоровье;
- Создавать своими руками различные поделки из природных материалов;
- Отличать объекты живой природы от неживой;
- Выращивать декоративные комнатные растения и пересаживать растения;
- Правильно и осознанно подбирать себе домашних питомцев;
- Ухаживать за своими домашними питомцами;
- Подкармливать птиц в зимний период;
- Изготавливать кормушки для птиц;
- Осуществлять выгонку луковичных растений;
- Правильно вести себя при посещении лесов и парков;
- Работать в команде.
Методическое обеспечение программы:
- Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, доска, маркеры, мел.
- Разработки игр и викторин
- Разработки мультимедийных презентаций к занятиям
- Семена комнатных растений: авокадо, кофе, лимон, апельсин
- Черенки и листья комнатных растений: кактус, пальма
- Луковицы цветковых растений: гиацинты, нарциссы, тюльпаны
- Семена однолетних и многолетних цветочных: космея, васильки, львиный зев, мальва
- Ветки древесных растений: тополь, береза, ольха
- Канцтовары: ножницы, клей, бумага, цветной картон,
- Инвентарь: совки, лейка, перчатки, цветочные горшки
Список литературы
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Анциферов А.В. Комнатные растения в школе: наблюдения и эксперименты: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010.
- Булычева О.Н. и др. Работа с природными материалами. Методические рекомендации для руководителей кружков «Природа и фантазия». - М.: 1990.
- Карпенко Н.Г. Сборник загадок. - М.: Просвещение, 1988.
- Кузнецова М.А., А.С.Резникова «Сказания о лекарственных растениях», Москва, «Высшая школа», 1992.
- Литвинова Л.С., Дендебер С.В., Жиренко О.Е. Пойми живой язык природы. Экологическое воспитание. - Воронеж, 2006.
- Энциклопедия для школьников. М.: Эсмо, 2007. - 256 с.: ил.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Тема 1. Я познаю мир (20 ч.)
|
|
|
1 |
Удивительное путешествие в мир растений |
1 |
2 |
Основные правила техники безопасности и поведения при работе с растениями |
1 |
3 |
Осенние явления в жизни растений
|
1 |
4 |
Игры на знакомство «Кто мы?», «Тайна имени» |
1 |
5 |
Изготовление коллажей из разноцветных листьев древесных растений |
1 |
6 |
Викторина «Знаток природы» |
1 |
Раздел 2. Мир глаз (6 ч.) |
||
7 |
Как устроены наши глаза. Цвет глаз. Глаза представителей животного мира |
1 |
8 |
Особенности зрения человека и животных. Нарушения зрения |
1 |
9 |
Собаки- поводыри на службе у человека |
1 |
10 |
Гигиена зрения |
1 |
11 |
Просмотр фрагментов видеофильма об особенностях зрения животных |
1 |
12 |
Беседа «Остаемся зоркими» |
1 |
Раздел 3. Лабиринт запахов (6 ч.) |
||
13 |
Роль запаха в жизни человека и животных. Чувствуют ли запах рыбы?! |
1 |
14 |
Ароматические масла. Их использование человеком |
1 |
15 |
Изготовление душистого талисмана здоровья |
1 |
16 |
Изготовление душистого талисмана здоровья |
1 |
17 |
Игра «Угадай, чей это нос!» |
1 |
18 |
Игра «Ловец запахов» |
1 |
Раздел 4. В мире вкусов (3 ч.) |
||
19 |
Как человек воспринимает вкус
|
1 |
20 |
Особенности восприятия разных вкусов |
1 |
21 |
Игра «Вкусовое безобразие» |
1 |
Раздел 5. Таинственный мир звуков (3 ч.) |
||
22 |
Как мы слышим?
|
1 |
23 |
Просмотр обучающего видеофильма об особенностях слуха животных |
1 |
24 |
Игра «Угадай кто» |
1 |
Раздел 6. Ощущение мира (4 ч.) |
||
25 |
Чем и как мы ощущаем? Кожные покровы человека и животных.
|
1 |
26 |
Особенности восприятия ощущений у человека и животных |
1 |
27 |
Забота животных о своем потомстве |
1 |
28 |
Игра «На ощупь» |
1 |
Тема 2. Путешествие в мир животных(20 ч.) |
||
Раздел 7. Кто где и как живет? (4 ч.) |
||
29 |
Понятие о среде обитания живых существ. Три основные среды обитания («сферы жизни»): наземная, наземно-воздушная, водная. Отличительные особенности их обитателей |
1 |
30 |
Сезонные явления в жизни животных. Особенности поведения животных в зимний период (изменение окраски, спячка) |
1 |
31 |
«Вода. Земля. Воздух» или «Кто где живет!?» |
1 |
32 |
Изготовление коллажа «Подводный мир» |
1 |
Раздел 8. Друзья человека ( 3 ч.) |
||
33 |
Домашние питомцы: птицы (попугаи, канарейки), звери (кошки, собаки, хомяки, морские свинки и другие). Как правильно выбрать себе питомца. Содержание и уход за ним |
1 |
34 |
Домашние и дикие животные в истории, мифологии и религии разных народов мира |
1 |
35 |
Конкурс рисунков «Мой ласковый и нежный зверь» |
1 |
Раздел 9. Наши пернатые друзья (8ч.) |
||
36 |
Наши пернатые друзья, кто они? Птички-невелички (воробьи, синички). Вестники зимы (свиристели, снегири) |
1 |
37 |
Пернатые почтальоны (голуби). Птичьи симфонии |
1 |
38 |
Птичьи столовые. Подкормка птиц в зимний период |
1 |
39 |
Исследовательская работа «Что едят птицы?» |
1 |
40 |
Подкормка птиц. Наблюдение за птицами. |
1 |
41 |
Конкурс рисунков «Птичья красота» |
1 |
42 |
Изготовление кормушек для птиц |
1 |
43 |
Составление экологических сказок «Птичья жизнь» |
1 |
Раздел 10. Черепашья тайна (5 ч.) |
||
44 |
Один день из жизни большой желтой улитки. Улитки-домоседы. Африканские гости - улитки Ахатины |
1 |
45 |
Меню для черепахи. Есть ли у черепах зубы? Определение возраста черепах |
1 |
46 |
Тайная жизнь черепах. Морские, пресноводные и сухопутные черепахи |
1 |
47 |
Один день из жизни большой желтой улитки. Улитки-домоседы. Африканские гости - улитки Ахатины |
1 |
48 |
Изготовление поделки «Улиткин дом» |
1 |
Тема3. Путешествие в мир растений
|
||
Раздел 11. Жизнь растений (8ч.) |
||
49 |
Растения как мы: движение, питание, дыхание и рост растений |
1 |
50 |
Строение растения |
1 |
51 |
Размножение растений семенами и вегетативное размножение |
1 |
52 |
Плоды и семена, их распространение |
1 |
53 |
По страницам Красной книги |
1 |
54 |
Творческая работа «Семечко к семечку» |
1 |
55 |
Практическая работа «Волшебный листок» |
1 |
56 |
Практическая работа «Размножение растений семенами» |
1 |
Раздел 12. Фруктовый сад (15 ч.) |
||
57 |
История возникновения фруктовых садов и оранжерей. |
1 |
58 |
Лимоны, апельсины, мандарины, киви, бананы, виноград, фейхоа, гранат и д.р |
1 |
59 |
Выращивание растения из косточки |
1 |
60 |
Основы заботы о растениях |
1 |
61 |
Растения-охотники |
1 |
62 |
Викторина «Овощи - Фрукты» |
1 |
63 |
Практическая работа «Плодовый сад из косточки» |
1 |
64 |
Игра «Съедобное - несъедобное» |
1 |
65 |
Творческая работа «Цветок в горшке» |
1 |
66 |
Экскурсия в школьный парк |
1 |
67 |
Творческая работа «Чудо цветок» (конкурс рисунков) |
1 |
68 |
Сочинение экологических сказок «В стране удивительных растений» |
1 |
69 |
Творческая работа «Моя любимая клумба» |
1 |
70 |
Экологический субботник «Пробуждение природы» |
1 |
71 |
Итоговая викторина «Знаток удивительного мира» |
1 |
|
Итого |
71 |